Консультация для родителей "Плюсы и минусы домашнего обучения"
консультация на тему

Литвинова Ольга Александровна

Бывает так, что по состоянию здоровья ребёнка ему может быть рекомендовано домашнее обучение. У обучения на дому, так же как и у воспитания на дому вместо детского сада есть свои плюсы и минусы. В данной консультации рассматриваются плюсы и минусы домашнего обучения. И если очень важно для здоровья ребёнка обучение на дому, то родителям прийдётся обратить внимание на недостатки домашнего обучения и постараться их компенсировать исходя из возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Каргапольская школа-интернат»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ

«Особый ребёнок. Плюсы и минусы домашнего обучения»

2016 г.

Особый ребёнок. Плюсы и минусы домашнего обучения.

Каждый ребёнок имеет право на образование. Когда-то в советские времена детей с ОВЗ делили на обучаемых и необучаемых, необучаемых не учили нигде, всё обучение и привитие всех социокультурных навыков взваливалось на плечи родителей. Сейчас все дети учатся в школе, не смотря на сложность дефекта. Некоторым детям, в силу нарушений и особенностей более подходит домашнее обучение. Ребёнок будет обучаться на дому по рекомендации ПМПК только с согласия родителей.

У домашнего обучения есть свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны.

1. Дети учатся тогда, когда хотят и так, как им удобно.

2. Исключено насилие со стороны педагогов и сверстников.

3. Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

4. Возможность жить по естественным биологическим часам.

5. Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

6. Индивидуальная программа.

7. Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

8. Педагог ходит к вам на дом.

9. Один педагог, который учит ребёнка и знает все его особенности.

Отрицательные стороны:

1. Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с коллективом.

2. Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

3. Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

4. Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

5. Родители не всегда в состоянии обучить ребенка точным предметам или искусствам, системному мышлению.

6. Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

7. Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.


8. Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Альтернативный выход устранения отрицательных воздействий домашнего обучения по возможности привозить ребёнка в школу, вовлекать в общение со сверстниками, приглашать на дом.

Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:

  • для 1-4 классов - 8 уроков в неделю;
  • для 5-8 классов - 10 уроков в неделю;
  • для 9 классов - 11 уроков в неделю;
  • для 10-11 классов - 12 уроков в неделю.

По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.

Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.

Технология процесса

  • Прежде всего, необходимо собрать все медицинские справки для оформления обучения по медицинским показаниям. Родители или законные представители ребенка должны предоставить администрации школы медицинскую справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому.
  • Одновременно родители (или заменяющие их лица) должны написать заявление на имя директора образовательного учреждения.
  • Если ребенок не в состоянии проходить обучение по общей программе родители вместе с представителями образовательного учреждения составляют вспомогательную программу, в которой подробно описывается перечень изучаемых предметов и количество часов в неделю, отведенных на изучение каждого предмета.
  • На основании представленных справок и заявления издается приказ по образовательному учреждению о назначении преподавателей для домашнего обучения и периодичность аттестестации ребенка в течение года.
  • Родителям выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители сдают этот журнал в школу.

Законная поддержка

Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому". Вот самые основные из них:

  • Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
  • Обучение на дому детей - инвалидов осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства.
  • Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
  • Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
  • Родителям (законным представителям), имеющим детей - инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)

В п   В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении у...

Плюсы и минусы раннего обучения чтению.

Когда надо начмнать обучение чтению?Как правильно научить ребенка читать? Читаем весело и охотно!...

Статья. Плюсы и минусы дистанционного обучения английскому языку.

Данная статья посвящена плюсам и минусам дистанционного обучения иностранным языкам. Насколько целесообразно использовать этот метод в школьном формате обучения....

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Плюсы и минусы дистанционного обучения...

Плюсы и минусы дистанционного обучения

плюсы и минусы дистанционного обучения...

Плюсы и минусы надомного обучения

В данной статье рассматриваются достоинства и недостатки надомного обучения. Материал будет полезен коррекционным педагогам, психологам и родителям....

Доклад на тему «Плюсы и минусы дистанционного обучения»

Дистанционное обучение, введённое во всём мире из-за пандемии, выявило ряд проблем в организации и качестве учебного процесса....