Родительское собрание. Подростковый возраст
презентация к уроку (9 класс) на тему

Будаева Татьяна Михайловна

Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание 9 класс Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе.

Слайд 2

Подростка отличает совершен­но особая , огромная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Все это определяет его переориентацию — с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. В. А. Крутецкий. " Психология обучения и воспитания школьников

Слайд 3

Главная особенность подростка – личностная нестабильность . Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «… подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интересом , и в тоже время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование .

Слайд 4

Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти . Они эгоистичны и материалистичны и в тоже время преисполнены возвышенного идеализма.

Слайд 5

Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно , хотя сами они неимоверно ранимы . Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом . Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом , а иногда медлительны и апатичны ».

Слайд 6

Специфическая особенность подростничества состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства , с другой – перед нами растущий человек , в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться .

Слайд 7

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют ввиду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей , причем – как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми правами

Слайд 8

Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах . Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежные мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию . Желание слиться с группой, ни чем не выделяться, желание, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией .

Слайд 9

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений , научиться брать на себя разнообразные роли. Но лишь небольшая часть подростков достигают высокого уровня морального развития, немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Слайд 10

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущений себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста . Чувство взрослости – особая форма самосознания; оно не жестко связано с процессом полового созревания

Слайд 11

Как проявляется чувство взрослости подростка ? Прежде всего он претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности , желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения .

Слайд 12

Подросток с жаром отстаивает их , даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару неделей, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоциональным. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный “кодекс” , предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Слайд 13

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле , и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и, отчасти, близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

Слайд 14

Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте – половое созревание , начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка

Слайд 15

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль а этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 1 5 лет, иногда продолжаясь до 17 лет

Слайд 16

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности- удлиняются руки и ноги- и в последнюю очередь – туловище . Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими

Слайд 17

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения . Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным

Слайд 18

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания . Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей ( в привязанности, любви, поддержки, самоуважения ).

Слайд 19

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности . Формируется новый образ физического “Я”. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу

Слайд 20

На образ физического “Я” и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания . Дети с поздним созреванием оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности

Слайд 21

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности и познавательную потребность , и некоторые другие. В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками . Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.

Слайд 22

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками . Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых , освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда “запойные” – характерны для подросткового возраста. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Слайд 23

Близкий друг для подростка , обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. Но особенно важно для подростка иметь группу, ценности которой он принимает , на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Однако, нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной – либо неуверенные в себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые.

Слайд 24

Еще одна значимая сфера отношения подростков – отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями . Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависят , в первую очередь, от позиций родителей. В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых.

Слайд 25

Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания , сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный , когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат , - все это препятствует успешному развитию личности подростка.

Слайд 26

Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других . Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир . Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связны с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память, общее интеллектуальное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании «Подростковый возраст»

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти ...

Родительское собрание "Подростковый возраст"

1. Что такое подростковый возраст?2. Черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте.3. Чувства взрослости.4. Кто такой подросток?5. Эмоциональная поддержка.6. Личность подростка и семья.7....

Родительское собрание "Подростковый возраст"

Родительское собрание на тему «Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы»....

Родительское собрание "Подростковый возраст"

Родительское собрание прводилось для родителей 7 класса с целью обратить внимание на трудности переходного возраста....