Как помочь неуспевающему школьнику
консультация на тему

Захарова Марина Валерьевна

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ

Проблема грамотного письма  всегда  была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих  за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:

  • отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
  • не  соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
  • зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;
  • повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
  • замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
  • ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
  • пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
  • забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
  • нечитаемый почерк, слишком мелкое  или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).

Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.

Вот некоторые советы родителям:

  • обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя обратиться к логопеду или нейропсихологу;
  • помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
  • не торопите неуспешного ребенка;
  • постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то старание;
  • сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
  •  знайте: все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
  • проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
  • радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
  • выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, научите ребенка искать их в книгах;
  • играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь;
  • обсуждайте с  ребенком ваши совместные произведения;
  • попросите ребенка информировать вас об успехах ребенка;
  • вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;
  • верьте в успех вашего ребенка;
  • не забудьте  о важной составляющей грамотного письма – чтении.

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», - скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», - уверен учитель. И каждый из них бывает прав.

Чтение – не только признак интеллигентности. Книги расширяют словарный запас, поэтому для начитанного ребенка значительно облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает его уровень грамотности. Имея перед собой классические образцы, ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.

Вот еще несколько советов родителям:

  • пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках;
  • дарите детям книги;
  • постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы у великих писателей, на страницах книг;
  •  попробуйте перед началом «скучного» произведения прочитать детям один из наиболее веселых, коротких отрывков;
  • ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка;
  • читайте детям на ночь;
  • обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор;
  • вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.

Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово;  он не знает, что  обозначает слово;  ребенок знает значение слова, но не встречал слово написанным;   у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца.  Решить  проблему пропуска букв в словах помогут решить следующие упражнения.

«Магазин». Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

а – ароматный;

р – рубиновый;

б – большой;

у – укатить домой;

з – звонкий;

м – маленькая;

ы – ы-ы!;

ш – шуршит;

ь – мягкая шубка.

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии младшего школьника.

«Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик … Соответственно собирать слова на -ина, -ка, -ик. Это игру можно начинать такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка); «Вот ящик, скорей клади туда… (мячик, ларчик).  

Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

«Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба – рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш…   б…ж…т   …т  м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы…  …и…а   …е…и…  о…  …ы…и. Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче.

«Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли.  Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы,  при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по_ _ _ _ _ _ _ _ _ ,   _ _ _ _ де _ _ _ _ _,   _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.

«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед  началом  работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе»  выглядит так:  / Х / / / / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух.

«Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу,  либо в беспорядке.  Лучше  называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет   быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.

«Виселица» или «Балда».  Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю  буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками.  Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».

 Замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто. Чаще всего можно встретить следующие замены: несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ученик чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, и-ш  и пр.); несформированность фонематического слуха (путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т и др.); отсутствие устойчивого образа буквы (путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё); несформированность кинестетического анализа (смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, о-е, и-ы, ё-ю, о-у).   Работа по решению этой проблемы будет чисто коррекционной. Она сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое  различение букв, во тором случае – на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях – на создание ясного образа буквы и соотнесение его  акустического образа с  графическим.  Нижеописанные упражнения  предназначены для исправления остаточных явлений. Прежде чем выполнять упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные  представления, насколько четко он различает понятия: право – лево, низ – верх, впереди – позади, больше – меньше, выше – ниже,  шире – уже. Для этого существуют специальные игры.

«Зеркальные рисунки». Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Учитель на своем поле рисует, например, домик с дверью, трубой и окном. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево. Задача ребенка – воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. Инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

Далее ребенку можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями:  написать букву «б» и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Если ребенок расположит на листе  БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы «б» –  хвостик вверх, а у буквы «д» – хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш  и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке – тонкую иголку, и проговорите, что «ш»  –  шире, чем «и». 

Напишите  «волшебный»  диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные – черточками. Например, слово «шуба» будет выглядеть так: ш _ _ _. Также можно сначала обозначить  все буквы точками, а при повторной диктовке  попросить  ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например, «д» написать синим, а «б» – красным.

Можно вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь.  Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке.

Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству должны следовать именно в этом порядке:  услышали – произнесли – отличили – записали. Звонкие звуки можно прохлопать, а глухие  –  протопать. Чем больше жестов  будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

«Плюс – минус». Необходимо объяснить ребенку разницу между глухими и звонкими согласными звуками. После того, как он понял разницу в произношении звонких и глухих звуков  (звонкий – плюс голос, глухой – минус голос),  нужно приготовить две карточки. На одной необходимо нарисовать знак «+», на второй – знак  « - ». Произносятся слова с начальными звонкими и глухими согласными  звуками, ребенку  предлагается поднимать карточку с плюсом или минусом.

Для следующей игры необходимо заготовить лист плотного картона, наклеить  на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала  нужно написать  соответствующую букву и название материала. Например, б – бархат, п – пенопласт, д – дерматин,  т – тесьма, в – вельвет, ф – фланель, г - глянцевая бумага, к  - картон, ж – наЖдак, ш – шелк, з – зеркальце, с – ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв нужна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. При отработке конкретного проблемного звука и буквы  необходимо читать различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук. После того, как ребенок усвоил произношение,  можно выполнить  следующее упражнение:  ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например: ю – ла, ю – бка, Ю – ля, Ю – рий, х – леб, х – руст, х – одить, х – итрость.

Можно прочитать ребенку слова, в которых должны быть звуки «ц» или «ч», но слова нужно читать с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок.

Опыт работы показал, что  подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их веселыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить  в себя.

Литература:

1. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009.

2.  Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 17 – 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прфессиограмма человека, работающего с неуспевающими школьниками

Представлены вид деятельности специалиста, знания умения и качества, которыми должен обладать специалист, работающий с неуспевающими школьниками. Так же дана памятка "Психотерапия неуспеваемости"...

"Как помочь неуспевающему школьнику."

Как помочь неуспевающему школьнику....

Статья "Неуспевающий школьник"

Доклад на тему "Неуспевающий школьник" в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Психодидактика математического образования: проблемы, способы и формы реализации новых образовательных ст...

Как помочь неуспевающему школьнику? Советы родителям

Советы родителям Как помочь неуспевающему школьнику......

Памятка родителям Как помочь неуспевающему ребенку

Памятка родителям Как помочь неуспевающему ребенку...

Как помочь неуспевающему школьнику

Рекомендации учителям начальных классов...

Как помочь неуспевающим

Речь идет о необходимости регулярных 5-10 минутных домашних занятий, которые проводятся с помощью родителей....