музыкальное развитие
рабочая программа

Арутюнян Рита Даниеловна

Рабочий план программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx183.39 КБ
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx26.63 КБ
Файл kruzhok_kolokolchik.docx17.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. 

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. 
Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.
Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. 
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.
Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял.
Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию. 
Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров и театральных постановок.

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущение, что большинство детей не слушают и не понимают классическую музыку.

Однако не все еще так безнадежно. Постепенно можно привить ребенку если не любовь, то хотя бы в какой-то степени уважение к этому виду искусства. И вовсе не обязательно для этого ходить в музыкальную школу. Для начала достаточно будет купить пару дисков с записями классических произведений и ненавязчиво ставить их для фона. Детей постарше можно сводить на концерт в консерваторию, на балет или в оперу.

Самое благоприятное время для знакомства ребенка с музыкой в период до 5-6 лет. А еще лучше начать «музыкальное образование» ребенка уже с момента зачатия. Ведь исследования показывают, что ребенок, находясь в животике у мамы, реагирует на все окружающие звуки и музыку. Именно во время беременности рекомендуется слушать классическую музыку, которая благоприятно действует на развитие внутриутробного плода. А грудные дети с удовольствием слушают как классику, так и колыбельные, часто засыпая под них. Кроме того, у кормящих матерей при прослушивании классической музыки происходит значительное увеличение лактации.

С возраста двух-трех лет необходимо целенаправленно знакомить малыша с классическими музыкальными произведениями. Благодаря этому у ребенка развивается музыкальная память, воображение и внутренний слух. 

Безусловно, не стоит зацикливаться только на классической музыке, ведь развитие должно быть многосторонним. Нужно знакомить малыша с различными музыкальными жанрами: поп-музыкой, джазом и другими. Однако следует помнить о том, что поп-музыка и рок, по мнению врачей и психологов, оказывает мощное отрицательное влияние на слабую нервную систему ребенка. Поэтому предпочтение лучше отдать классической музыке, так как исследованиями доказано ее благотворное влияние на умственное и физическое развитие детей.

В.А.Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….”.

Знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов, в равной степени, как и с полотнами знаменитыми художников, не должно стать для ребенка скучной обязанностью, как математика и литература в школе. Это должно быть своего рода общением между педагогом или родителем и ребенком. Однако прежде чем прививать любовь к искусству детям, необходимо сформировать музыкальную культуру у взрослых людей, которые занимаются их образованием.

Что дает это знакомство с музыкальным искусством?

Уже давно известно, что ежедневное прослушивание музыкальных произведений Моцарта в течение 15 минут значительно улучшает память и мозговую деятельность в целом. Однако немецкие неврологи опровергли эту идею о влиянии классической музыки на умственные способности человека. Проведя ряд экспериментов, немецкие специалисты не выявили значительного повышения интеллекта у маленьких детей после прослушивания музыки Моцарта.

При общении с искусством у ребенка начинает формироваться художественный вкус, развивается музыкальный слух и творческая активность. Кроме того, у маленького человека уже формируется своя система эстетических ценностей, которая развивает его как личность.

По мнению специалистов, классические произведения заряжают энергией, положительно влияют на нервную, пищеварительную и сердечнососудистую системы. Эта музыка может обладать как расслабляющим эффектом, так и стимулировать физическую деятельность и мыслительную активность. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства начал понимать красоту звуков классической музыки. 

И чем раньше ребенок приобщится к этой музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему!

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

 Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  • Наглядно-слуховой метод основной.

Если ребенок растет в семье,  где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

  • Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство  малышей с народными традициями, обрядами.

  • Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании. 
  • Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Дети и музыка: слушать или нет?

 Вот в чем загвоздка!

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

 Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

 3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!

 Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

 В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

  • развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами

  • приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

  • обогащение словаря ребенка;

  • развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

  • тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

  • развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект

  • пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

 Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

 Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

 Учеными  биофизиками  отмечено  удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека.

 Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

 Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

 А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Приобщение детей к народным традициям

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

       Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

       Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»

      Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

      Слово «традиция» (от лат.traditio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

       Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа.

      Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность.' Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью

современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях.

      Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

      К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

      Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться 

смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

      В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

      Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

       Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

       Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут,

С поля идут,

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

        Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Теплое летечко!

Люли-люли,

Теплое летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам По яичечку,

Люли-люли По яичечку,

Красным девушкам По женишечку,

Люли-люли По женишечку.

Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. Обращение русских людей с языком, оберегаемым и хранимым им, характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью. В обращении народа со словом чувствуется талант творца и удовольствие от работы со знакомым и хорошо поддающимся материалом (А.Ф. Некрылова).

        С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.

        Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности к Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля)

        Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во- вторых, открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

       Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

      Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 «Василёк » города Смоленска

Программа работы с родителями

хореографического коллектива «Радуга талантов »

«Я и мама»

 

Составитель:

Музыкальный руководитель:

Арутюнян Рита Даниеловна

Пояснительная записка.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей, образовательного учреждения и руководителей танцевального коллектива.

Деятельность работы с родителями направлена на то, чтобы приобщить их к реальной практической жизнедеятельности детей в танцевальном коллективе.

Активные формы работы с родителями дают возможность  познакомиться с отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, укрепить отношения, учат принятию совместных решений. Участвуя в концертной деятельности и мероприятиях, родители получают возможность приобщиться к деятельности танцевального коллектива, повысить свою заинтересованность жизнью и делами детей, оказаться на «территории интересов» ребёнка, осознать и признать ценность ребёнка, уважать его право быть таким, какой он есть.

Ключевыми функциями взаимодействия родителей, образовательного учреждения и руководителей танцевального коллектива, на мой взгляд являются:

  • Информационная
  • Воспитательно – развивающая
  • Формирующая
  • Охранно – оздоровительная
  • Контролирующая
  • Бытовая

Программа работы с родителями долгосрочная и предполагает решение следующих задач:

  • Формирование активной позиции родителей
  • Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
  • Активное участие родителей в воспитании детей

Танцевальный коллектив работает по программе, рассчитанной на 4 года, поэтому и работа с родителями строится следующим образом.

Ожидаемые результаты

Семья, образовательное учреждение и руководители танцевального коллектива создают тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если образовательное учреждение и руководители танцевального коллектива сделают родителей своими союзниками, активными соучастниками, помощниками и единомышленниками, то данный союз станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать многих традиционных конфликтов. Более того, родители чаще будут с пониманием относиться и воспринимать происходящее в стенах образовательного учреждения.

Рекомендуемые темы родительских собраний

1 – го года обучения:

  • Организационное. О деятельности хореографического коллектива «Радуга талантов »;
  • Здоровьесберегающие технологии, что это такое?
  • Культура и мы;
  • Итоговое отчётное.

2 – го года обучения:

  • Организационное. О деятельности хореографического коллектива «Радуга талантов »;
  • Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка;
  • Атмосфера коллектива, из чего она складывается?
  • Поведение: что является нормой (воспитание дисциплины);
  • Итоговое отчётное.

3 – го года обучения:

  • Организационное; О деятельности хореографического коллектива «Радуга талантов »;
  • Воспитание трудолюбия у детей;
  • Итоговое отчётное.

4 – го года обучения:

  • Организационное; О деятельности хореографического коллектива «Радуга талантов »;
  • Что же дают занятия хореографией для детей?
  • Эстетическое и  физическое развитие ребёнка;
  • Семья – это система воспитания
  •  Итоговое отчётное.

Мероприятия по реализации
программы работы с родителями
на 2015-2016 учебный год
(первый год обучения)

Задачи:

-  организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

-  организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания,

тематические и индивидуальные консультации, беседы;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного

процесса - педагогов детей и родителей.

Формы работы

Сроки проведения

Выступление на родительском собрании:

«Организационное. О деятельности хореографического коллектива «Радуга талантов ».

Сентябрь

Празднование и участие в концерте «1 сентября - День знаний».

Сентябрь

Подготовка к конкурсу «День матери» - совместные репетиции, работа над хореографическим оформлением выступлений для мам-участниц конкурса.

Ноябрь

Выступление на родительском собрании:

«Культура и мы»;

Ноябрь

Празднование Новогодних утренников

Декабрь

Выступление на родительском собрании:

«Здоровьесберегающие технологии, что это такое?»

Январь

Конкурсная программа с участием пап «Мой папа самый лучший!»

Февраль

«Дни творчества». Выступления для родителей;

 Концерт для мам «8 марта»

Март

Концерт к «9 мая День Победы в ВОВ».

Май

Итоговое родительское собрание

«Отчетное»

Май

Мероприятия по реализации
программы работы с родителями
2016-2017 учебный год

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания,

тематические и индивидуальные консультации, беседы;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного

процесса - педагогов детей и родителей.

Формы работы

Сроки проведения

Анкетирование

Сентябрь

Выступление на родительском собрании:

 «О деятельности хореографического коллектива «Радуга талантов ».«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»;

Сентябрь

Октябрь

Подготовка к празднику «День матери» - помощь в пошиве костюмов

Ноябрь

  • Что же дают занятия хореографией для детей?»

Ноябрь

Празднование Новогодних утренников

Декабрь

Выступление на родительском собрании:

  • «Атмосфера коллектива, из чего она складывается?»

Февраль

Семинар «Неделя искусства»;

Выступления для родителей;

 Концерт для мам «8 марта»

Март

Помощь родителей в подготовке к  концерту:

Апрель

Отчетный концерт. Концерт 9 мая Победы в ВОВ.

Итоговое родительское собрание

  • «Поведение: что является нормой (воспитание дисциплины)»

Май

Мероприятия по реализации
программы работы с родителями
2017-2018 учебный год

Задачи:

- способствование тесному взаимодействию детей и родителей

- объединение усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

Формы работы

Сроки проведения

Выступление на родительском собрании: «О деятельности хореографического коллектива «Радуга талантов ».

Сентябрь

Участие в мероприятии «День знаний»

Сентябрь

Подготовка и участие в мероприятии «День матери»

Ноябрь

Выступление на родительском собрании:  

  • «Что же дают занятия хореографией для детей?»;

Ноябрь

Участие в новогодних представлениях, утренниках.  Участие в театрализации сказки « Приключения Буратино».

Декабрь

Выступление на родительском собрании:

  • «Воспитание трудолюбия у детей»

Январь

Участие в  праздничном концерте  «Во славу Отечества»

Февраль

Участие в праздничном концерте для посвященного 8 марта

Март

Помощь родителей в подготовке к городским концертам:

«Детство – волшебная страна»

Апрель

Отчетный концерт. Концерт 9 мая  – «Я помню, я горжусь».

  • Итоговое родительское собрание:
  • «Итоги года»

Май

Мероприятия по реализации
программы работы с родителями
2018-2019 учебный год

Задачи:

- способствование тесному взаимодействию детей и родителей - объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

Формы работы

Сроки проведения

Выступление на родительском собрании:  

  •  «Семья – это система воспитания

Сентябрь

Участие в мероприятии «День знаний »

Сентябрь

Подготовка и участие в мероприятии «День матери»

Ноябрь

Выступление на родительском собрании:  

  • «Эстетическое и  физическое развитие ребёнка»;

«План работы хореографического коллектива «Радуга талантов » на год».

Ноябрь

Участие в новогодних представлениях, утренниках.  

Декабрь

  • Выступление на родительском собрании: «Что же дают занятия хореографией для детей?»

Январь

Участие в  праздничном концерте  «Во славу Отечества»

Февраль

Участие в праздничном концерте посвященного 8 марта

Март

Помощь родителей в подготовке к городским концертам:

Конкурс детских коллективов;

«Детство – это я и ты»

Апрель

Отчетный концерт. Концерт 9 мая Победы в ВОВ

  • Итоговое родительское собрание: «Итоги года».

Май

Мероприятия по реализации
программы работы с родителями
2019-2020 учебный год

Задачи:

- пополнение коллектива;

- способствование тесному взаимодействию детей и родителей

- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

Формы работы

Сроки проведения

Выступление на родительском собрании:  

  •  «О деятельности хореографического коллектива

Сентябрь

Участие в мероприятии «День знаний»

Сентябрь

Подготовка и участие в мероприятии «День матери»

Ноябрь

 «План работы хореографического коллектива «Радуга талантов » на год».

Ноябрь

Участие в новогодних представлениях, утренниках.  

Декабрь

  • Выступление на родительском собрании: «Здоров будешь-все добудешь» о пользе хореографии»

Январь

Участие в проведении праздничном концерте «Во славу Отечества»

Февраль

Участие в праздничном концерте для посвященного 8 марта

Март

Помощь родителей в подготовке к городским концертам:

Апрель

Отчетный концерт. Концерт 9 мая Победы в ВОВ

  • Отчетный концерт

Май



Предварительный просмотр:

Вокально-инструментальный ансамбль

Содержание:

1.Пояснительная записка

2.Цель и задачи

3.Учебно-тематический план

4.Содержание программы

5.Календарный план музыкальных занятий кружка

Пояснительная записка

Вокально-инструментальный кружок развивает творческие способности, чувство коллективизма ответственности. Кружок создает условия для развития творческой личности ребенка.

Программа позволяет получить полезный результат в развитии художественно –эстетическое вкуса ребенка.

Кружок рассчитана на воспитанников старших и подготовительных групп. К занятиям привлекаются дети, данные которых соответствует пения в «ансамбле»певческий голос, музыкально-вокальный слух, музыкальная память, чувства ритма, здоровый голосовой аппарат.

Цель и задачи

Цель кружка – создать условия для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническом усвоению ,творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле.

Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:

Развивающие развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, глубокого интереса и любви к исполнительству.

Воспитательные – воспитание необходимых для жизни духовно-нравственных качеств, творческой дисциплины.

Обучающие – овладение игры на инструментах, обучение вокальному мастерству.

Основные направления и содержание деятельности

Эффективность развития воспитания, обучения детей, предполагает следующие направления деятельности.

1.Музицирование (овладение навыками игры на инструментах).

2.Творческие игры.

3. Вокализация (овладение навыками пения).

 На групповых занятиях важно добиться чистоты интонирования.

В работе над вокальной техникой не меньше требований предъявляется дикции и артикуляции.

Результаты после 1-ого года обучения

Дети должны знать:

– устройство инструмента, приёмы извлечения звука.

  основы нотной грамоты

– привычный навык чтения нот

– первичные навыки пения

Дети должны уметь:

–  читать ноты

– играть на разных инструментах

– играть в ансамбле

Содержание программы

1.Шумовые инструменты

Знакомство с инструментом, общие сведения, устройство, настройка

2.Клавишные  инструменты

Знакомство с инструментом, общие сведения, устройства, настройке

3.Ударные инструменты

Знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройства, настройке

4.Вокал – изучение правильного пения.

Методическое обеспечение программы

Занятия в ансамбле проводятся один раз в неделю. В составе могут заниматься дети старших и подготовительных групп. Количество детей 15-17.

Учебная деятельность

Учебная деятельность в ансамбле направлена на формирование и развитие музыкальной культуры в детях.

Техническая деятельность – владение игры на инструменте, вокального исполнения, слушания музыки.

Примерный репертуарный план вокальных произведений.

1.муз. И. Конвенан «Бабушка, испеки оладушки!»

2. муз. С. Васильева «Круглая песня»

3. муз. А. Варламова «Кукушечка»

4. муз. В. Канищева «Мамочка»

5. муз. Д. Воскресенского «С днем рождения носорожик»

6. муз. Е. Зарицкой «Светлячок»

7. муз. И. Челнокова «Тетя Клава»

8. В. Шаинский «Улыбка»

9. Шаинский «Антошка»

10. Шаинский «Чунга-Чанга»

11. Шаинский «Голубой вагон»

12.В.Протасов «Ромашковая кошка»

13.Д.Тухманов «Песенка про ноты»

14.Д.Тухманов «Дровосек жук»

15.Тухманов «Божья коровка»

Примерный репертуарный план

Инструментальные произведения

1. «Дин-дон»-н.м

2. «Ку-ка-ре-ку»-н.м

3. «Не летай соловей» - р.н.м.

4. «Петушок»-н.м

5. «Веселый музыкант»-н.м

6. «Зайчик»-муз. А. Лядов

7. «Новоселье»-венгерская народная песня

8. «Во поле береза стояла»-русская народная песня

9. «Переполочка»-Белорусская народная песня

10. «Белочка»-муз. М. Красев

11. «Этюд»-муз.Е Гнесина

12. «Веселые гуси»

13. «А кто у нас умный»-муз. А.Александров

14. «Веселые путешественники»-муз. М. Старокадомский

15. «Про Петю»-Д. Кабалеский

16. «Колыбельная»-И. Филипп

17. «Ежик» -Д. Кабалеский

18. «Этюд»-Л.Шитте

19. «Чижик»-Г.Галынин

20. «Этюд»-А. Николаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-художественный опыт, сущность и значение в музыкальном развитии личности

В статье рассмотрена проблема расширения музыкально-художественного опыта, сущность и значение в музыкальном развитии личности учащихся....

Презентация "Использование музыкально-дидактических пособий для музыкального развития детей дошкольного возраста"

В презентации освещены вопросы необходимости использования музыкально-дидактических пособий, вследствии чего развивается общая музыкальность  ребёнка, его творческие способности. Предложены назва...

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»...

Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.

Материал представлен ввиде авторских разработок по разделу"Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"...

Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.

Презентация  на тему "Музыкальные инструменты" Цель.Закрепить знания детей о  музыкальных инстпументах. Презентация "Веселые нотки" Музыкально-демонстрационный материал по обучению детей нот...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Музыкальная шкатулка».

Это модифицированная программа по театрально-музыкальному развитию   детей младшего школьного возраста. Цель программы - совершенствование музыкально - образовательной работы с детьми м...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...