Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
рабочая программа по музыке на тему

Васильева Светлана Германовна

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), примерной основной образовательной программы «Истоки», М.: ТЦ Сфера, 2014, с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. 2015 г., М. - Мозаика – Синтез, парциальной программы  музыкального образования «Ладушки» И. Каплуновой, ст. гр. СПб, 2008, изд. «Композитор»,  в соответствии с нормативными документами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» Мариинско - Посадского района Чувашской Республики

Рассмотрено                                                                                            Утверждаю:

на заседании                                                                                            Заведующий МБДОУ

педагогического совета                                                                          детский сад «Светлячок»

Протокол № __  от « __» __  2017 г.                                                      __________     М. А. Иванова        

                                                                                                                 Приказ № __ от «   » __  2017 г.

                                                                                                       

                       Рабочая программа

музыкального руководителя детского сада

Модуль  «Музыкальное  развитие  детей   5 – 6  лет»

                  образовательной  области «Художественно-эстетическое развитие»

Выполнила:

Васильева Светлана Германовна,

 музыкальный  руководитель

1 категории  

МБДОУ детский  сад  «Светлячок»

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), примерной основной образовательной программы «Истоки», М.: ТЦ Сфера, 2014, с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. 2015 г., М. - Мозаика – Синтез, парциальной программы  музыкального образования «Ладушки» И. Каплуновой, ст. гр. СПб, 2008, изд. «Композитор»,  в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
  2.  Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных образовательных организаций».
  3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательных программ по основным образовательным программам дошкольного образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  
  5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от  21 января 2014  г.  № 85 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Чувашской Республике». 
  6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерству образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 
  7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от  10 апреля 2014  г.  № 651 «О подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Чувашской Республике». 
  8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от  30 июля 2015  г.  «Об  образовании в Чувашской Республике». Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 № 293 «О республиканских целевых программах в сфере образования в Чувашской Республике».  Подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011–2020 гг.»

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел рабочей программы…………………………...............   4

Пояснительная записка……………………………………………………..  4

1.1. Цель и задачи рабочей программы…………………………..  4

1.2. Принципы отбора содержания рабочей программы………... 5

1.3. Основные подходы к формированию рабочей программы… 6    

1.4. Значимые для реализации рабочей программы характеристики………………………………………………... 7

1.5.  Отличительные особенности рабочей программы….……… 8

1.6.  Планируемые результаты освоения рабочей программы….  8

  1.  Содержательный раздел рабочей программы…………………............  9
  1. Содержание рабочей программы…………………………...  9
  2. Вариативные формы, методы и средства реализации

 рабочей программы..…....………………………………….. 13

  1. Особенности образовательной деятельности

по  музыкальному  развитию  детей……… ………………..15

  1. Способы и направления поддержки инициативы детей…. 18
  2. Взаимодействие с семьями по музыкальному развитию    

 детей ………………………………………………………...  18

  1. Организационный раздел рабочей программы.…………………….. 19

3.1.   Календарно-тематический план работы по музыкальному развитию детей…………....................................................... …………. 24

3.2.   Материально-техническое обеспечение рабочей программы по музыкальному    развитию детей 5 – 6 лет.…….….........… .25

  1. Список использованной литературы………………..………… …….. 25

 

  1. Целевой раздел рабочей программы.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана по модулю ««Музыкальное искусство и музыкальное развитие детей» образовательной   области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы» детского сада на основе ФГОС дошкольного образования (утвержден 17 октября 2013 г.  Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от  21 января 2014  г.  № 85 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Чувашской Республике»;   с учетом примерной программы дошкольного образования  детей «Истоки» под ред. Л А. Парамоновой, М. ТЦ «Сфера», 2014; дополнительной примерной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.- Мозаика – Синтез, 2015; парциальной программы музыкального развития детей «Ладушки», под  ред. И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, - СПб, изд. «Композитор», 2008.

В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию общеразвивающей направленности детей старшего возраста.

Рабочая программа разработана в соответствии с целями и задачами ", с учетом психофизических особенностей воспитанников старшей возрастной группы.

  1.  Цель и задачи рабочей программы

Цель программы – 1) обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; 2) создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное  и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Основной задачей является развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения иекусства. Эта задача — главная для детей старшего возраста, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Задачи программы:

- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

4

- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

- Приобщить детей к музыке чувашского и русского народа, народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

- Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

1.2.    Принципы отбора содержания рабочей программы

Основными принципами отбора содержания рабочей программы являются:

принцип амплификации (обогащения) детского развития, который предусматривает не ускоренное развитие ребенка, а расширение его возможностей в дошкольных сферах жизнедеятельности, предполагает развитие его личности, творчества и способностей;

принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, предусматривающий воспитание средствами музыкальной культуры народов региона;

принцип регионализации музыкального образования, который предполагает воспитание эмоционально-ценностного отношения к национальному музыкальному искусству чувашского народа и других национальностей;

принцип развивающего обучения детей как непрерывный и продолжительный процесс, в котором предыдущий период музыкального развития детей содержит условие для последующих этапов музыкального развития;

принцип исследовательского познания на основе эстетического восприятия музыкального искусства;

принцип деятельностного подхода, предусматривающий взаимосвязь восприятия музыкальных произведений, исполнительства с элементами творчества и импровизации как структурных компонентов музыкальной деятельности; принцип обеспечения взаимосвязи музыки композиторов с устным и музыкальным народным творчеством (фольклором);

принцип активизации ассоциативного мышления и стимулирования познавательной и творческой деятельности в связи с образной тематикой музыкального искусства;                                                                                          

5                                                                                      

принцип комплексного тематизма, который позволяет процесс музыкального развития детей сделать целенаправленным и управляемым;

принцип интеграции в организации освоения содержания музыкального образования с другими областями искусств (литературой и изобразительным искусством), который обеспечивает синтез и объединение образовательных областей.

  1. Основные подходы к формированию рабочей программы

Рабочая программа составлена с учетом в содержании и организации музыкального образования детей, деятельностного подхода к развитию личности ребенка, а также личностно-ориентированного подхода к их музыкальному воспитанию и обучению в игровой форме.

 Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел:

а) эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

б) умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в) нравственное — формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Всю работу по музыкальному воспитанию следует проводить в тесной связи с образовательными областями:

«Физическое развитие» (развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности),

«Социально-коммуникативное развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки, формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства),

«Познавательное развитие» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства). Познавательное развитие признается ведущим в приобщении детей к искусству (А. В. Запорожец, Б. М. Неменский, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская и др. Педагогически направляя музыкальное развитие воспитанников, взрослые способствуют формированию  их эмоциональной и эстетической сферы. Сотрудничество педагога и ребенка на основе диалогового общения позволяет формировать у него интерес к деятельности. Он создается и путем обогащения содержания и методов обучения, чередования разных форм музыкальных занятий.    

                                       

  6

Программу музыкального развития детей предполагается реализовать в формах, адекватных возрасту детей 5 – 6 лет и специфических для их возраста: концерт, игра в музыкальный театр, игра-путешествие и др.

1.4.   Значимые для реализации рабочей программы характеристики

Созданы и определены условия реализации программы. В учреждении создана музыкально-развивающая среда, представлены во всех группах музыкальные уголки для реализации программы музыкального развития детей. Имеется музыкальный зал, аудиотехника, телевизор, музыкальные инструменты. В наличии учебно-методическое обеспечение программного содержания: программа по всем возрастам, диски с музыкальным репертуаром. Музыкальное воспитание и обучение осуществляет педагог со специальным музыкальным образованием.

Программа дает возможность сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной, разнообразной и эффективной. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности. Они с нетерпением ждут его. Счастливые от восторга глаза детей - лучшая награда музыкальному руководителю. Программа предусматривает использование интересного и яркого наглядного материала, так как это заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности: иллюстрации и репродукции, малые скульптурные формы,  дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, аудио-  видеоматериалы, «живые игрушки»  (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы и маски). И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Расписание музыкальных занятий следует разработать с учетом особых характеристик, прописанных в Программе. Для групп с большим количеством девочек или мальчиков можно проводить отдельные занятия, т.е. применить гендерный подход. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Таким образом,  Программа направлена на обеспечение каждого ребенка равными возможностями для физического и психического развития,  формирование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).  

                                                                             

                                                                                                                           7

  1. Отличительные особенности рабочей программы

Рабочая программа отличается новым содержанием, которым следует считать регионализацию дошкольного музыкального образования и которое не сводится к приобщению малышей только к музыкальному искусству чувашского народа. Основой содержания образования является формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике (чуваши, русские, татары, мордва и др.). Особенность рабочей программы заключается и в том, что в ней в соответствии с системным подходом к развитию детей заложена идея развития личности через установление связи художественно-эстетического развития с эмоциональным, познавательным, социально-коммуникативным, речевым и физическим развитием. Предполагается, что такая интеграция с другими областями развития будет способствовать формированию элементарных представлений о видах искусства, развивать восприятие классической и народной музыки, стимулировать сопереживание персонажам музыкальных произведений, воспитывать эмоциональную отзывчивость на выразительные и изобразительные средства музыкального искусства.  Основополагающим в Программе является музыкальное развитие детей в различных видах активной деятельности. Для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)  приоритетным является игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игр, познавательно – исследовательская  игра, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) игра).

Отличительной особенностью Программы является  интеграция с другими видами деятельности детей: музыкальная  (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), пение, восприятие художественной литературы и фольклора , музыкально-ритмические движения, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), игры на детских музыкальных инструментах, двигательная (овладение основными ритмическими движениями) деятельность.  Своеобразие программы определяется также и тем, что в ее основе лежит четко выработанная системность задач, которая обеспечивается этапами обучения и последовательностью задач, объединенных в содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в три блока: 1)  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие восприятия музыки, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 2) развитие самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей; 3) приобщение к музыкальному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике (чуваши, русские, татары, мордва и др.). Каждый блок имеет свои цели и пути решения. Блоки строятся на основе взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения.

1.6.    Планируемые результаты освоения рабочей программы

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:                                                                                                          

  8

 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства в различных жанрах словесного, музыкального, изобразительного искусства, мира природы;  становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений детей 5 – 6 лет.  Если ребенок проявляет интерес к восприятию произведений музыкального искусства, то действует активно: стремится проявить настойчивость в достижении результата своих действий, напевает мелодию, выполняет активные музыкально-пластические движения, самостоятельно прохлопывает ритм фрагмента прозвучавшей мелодии; играет на детских музыкальных инструментах, бережно относится к их сохранению (после игры ставит их на специально отведенные места); высказывается по поводу прослушанной музыки; импровизирует  движения  под музыку; отвечает на вопросы о произведениях музыкального искусства; активно подражает взрослым в действиях, следуя их показу и объяснению при разучивании песен (танцев, упражнений, пьес, т. д.); наблюдает за действиями сверстников и подражает им в ходе музыкальной деятельности; проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций, слайдов с изображением портретов композиторов, музыкальных инструментов, сцен из постановок музыкального театра, к стихам, песням, сказкам, мультфильмам и видеофильмам о героях-музыкантах; эмоционально откликается на красоту произведений музыкального искусства.

Таким образом, педагоги  призваны развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми. Способствовать становлению музыкальных способностей детей с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий, особенностей индивидуальных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить реализацию самостоятельной творческой деятельности детей,  стимулировать  эмоциональное сопереживание героям произведений искусства в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

  1. Содержательный раздел рабочей программы.

  1. Содержание рабочей программы  «Музыкальное искусство и музыкальное развитие детей старшей группы детского сада».            

 9

(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».)

 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Конкретное содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности) - как сквозных механизмах развития ребенка):

Модуль 1.   Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального искусства.

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства.

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Формировать элементарные представления о видах искусства, формировать становление эстетического отношения к окружающему миру, способствовать эмоциональному восприятию детьми музыки, детской художественной литературы, детского фольклора.                                                    

10

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

Обеспечить  реализацию самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей.

Приобщить детей к музыкальной культуре народов, проживающих на территории Чувашской Республики (русской, татарской, мордовской и др.). (ФГОС, 2.11.1.)

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации. (ФГОС, 1.9.)

Модуль II. Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости  и интереса к эстетическому восприятию музыкального искусства.

Развитие  самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей:

- Формировать образность в певческой деятельности.

- Развивать желание детей самостоятельно исполнять  простые песни народов, проживающих на территории Чувашии.

 - Развивать эстетические чувства детей.

- Развивать умения брать певческое дыхание.

- Развивать творческие навыки: игры на музыкальных инструментах (дудочке, металлофоне, детском аккордеоне, балалайке), шумовых инструментах(барабане, бубне, трещетке).

- Вызывать эмоциональный отклик на созданный образ (образовательная ситуация «Мы – веселые матрешки»). Обучать использованию для создания музыкального образа элементы костюмов – яркие сарафаны,  

- Способствовать творческому исполнению песен, подбирая доступный по содержанию, мелодической окрашенности репертуар для детей. Тексты песен на занятиях не заучиваются. Уже с младшей группы практикуется, кроме хорового пения, пение по подгруппам, соло, цепочками.

Формирование образности в музыкально-двигательной деятельности.

- Развивать умение выполнять движения двух видов: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), которые способствуют эмоциональному разучиванию плясок детьми, вызывать эмоциональный отклик на созданный танцевальный образ (образовательная ситуация «Мы – смелые моряки»).

11

- Обучать использованию для создания яркого танцевального образа элементы костюмов – бескозырки, необходимых для создания образа атрибутов (детский бинокль и др.).

- Способствовать творческому исполнению танцев, подбирая доступный по содержанию, мелодической окрашенности репертуар для детей. Движения танцев на занятиях заучиваются по подгруппам. соло, цепочками.

Формирование образности в процессе слушания музыки.

  • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, приобщая детей к восприятию музыки композиторов-классиков и народов, проживающих на территории Чувашии.
  • Формировать ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений музыкального искусства посредством подбора к каждому музыкальному произведению портретов композиторов, иллюстраций, слайдов, игрушек, стихов, загадок, импровизаций небольших сюжетов для активизации детей.
  •  Использовать качественные аудио-видеодиски, а также  видеоматериалы из кинофильмов и мультипликационных фильмов для повышения уровня восприятия музыки.

Формирование образности в музыкально-исполнительской деятельности.

  • Развивать желание детей самостоятельно играть  простые мелодии на детских музыкальных инструментах (бубне, барабане, металлофоне, дудочке).
  • Развивать эстетические чувства детей. Развивать умение вовремя вступать в игру и заканчивать игру на музыкальном инструменте вместе с педагогом и другими детьми.
  • Развивать навыки игры на музыкальных инструментах.
  • Вызывать эмоциональный отклик на созданный исполнительский образ.
  • Обучать использованию для создания музыкального образа соответствующих конкретному образу элементов костюмов – ярких сарафанов, платочков, полосатых брюк, косовороток, высоких кокошников, сапожек, фуражек и т. д.
  •  Способствовать творческому исполнению музыкальных пьес, подбирая доступный по содержанию репертуар.

Модуль III.   Приобщение к музыкальному искусству народов, проживающих на территории Чувашии, к музыке чувашского народа.

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства народов, проживающих на территории Чувашии, приобщая детей к восприятию музыки чувашского народа; формировать ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений музыкального искусства посредством подбора к каждому музыкальному произведению иллюстраций, слайдов, игрушек, стихов, загадок, попевок, импровизаций небольших сюжетов; использовать аудиозаписи, а также видеоматериалы из кинофильмов и мультипликационных фильмов с целью активизации слухового восприятия.                                                                    

12

Стимулировать желание активно участвовать в музыкальных играх народов Поволжья.

Формировать умение самостоятельно импровизировать образные движения в ходе танцев, песен, музыкальных игр.

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

Приобщить детей к чувашскому народному музыкальному искусству (музыкальному фольклору) и  музыкальной культуре других народов, к музыке композиторов Чувашии и России.

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом), творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Содержание рабочей программы  «Музыкальное искусство и музыкальное развитие детей старшей группы детского сада» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», с направлениями развития ребенка, с учетом используемой вариативной примерной и основной образовательной программы дошкольного образования и методических пособий, способствует обеспечению реализации данного содержания.

Программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.

  1. Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы.

Содержание рабочей программы  «Музыкальное искусство и музыкальное развитие детей старшей группы детского сада» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», с направлениями развития ребенка, способствует обеспечению реализации данного содержания при обязательном  использовании вариативных форм, методов и средств ее реализации.

Вариативные формы: игровая ситуация, игра-экскурсия, праздник-ярмарка, праздник-развлечение, настольный театр кукол, творческая мастерская, задание.

Методы и средства.                                                                              13

Методы:  1. Наглядный. 2. Словесный. 3. Метод практической деятельности.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети старшего дошкольного возраста  при получении знаний.

Первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки.

Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для художественно-эстетического развития детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
  •  учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
  •  учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Средства:

  1. Музыкальные произведения в виде аудиозаписей.
  2. Музыка в «живом» исполнении музыкального руководителя.
  3. Музыка в видеозаписи.
  4. Музыкально-дидактические игры.
  5. Игры с пением.
  6. Хороводы.
  7. Театрализованные игры с сольным и диалоговым пением и др.

14

  1. Особенности образовательной деятельности по музыкальному развитию детей.

Программа учитывает:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

Образовательная деятельность по музыкальному развитию детей 5 -6 лет с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников организуется по подгруппам в рамках совместной партнерской деятельности с музыкальным руководителем  и воспитателем и свободной самостоятельной деятельности детей.

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность по видам музыкальной деятельности: пение, слушание музыки,  музыкально-театрализованная деятельность, музыкально-пластическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель в ходе музыкально-образовательной деятельности обучает детей пению:

   учит петь, не допуская форсирования звука и утомления голоса, в хоре (в подгруппе голосов своего типа) и в ансамбле, с музыкальным сопровождением и без него;

   строит вокально-хоровую работу в соответствии с природным типом голоса (высоким, средним, низким), опираясь на комфортную для каждого типа голоса тесситуру;

  продолжает формировать певческие навыки, учит: сохранять правильное положение корпуса и головы при пении сидя и стоя, бесшумно брать дыхание и распределять его на всю музыкальную фразу, ощущать его резонирование; петь легко, звонко, напевно; легко и четко произносить слова в распевках и песнях; правильного интонировать мелодию в удобной тесситуре; петь выразительно, передавая характер и настроение песни, при этом получая  удовольствие от пения;

  использует репертуар, в который включает и фольклорные песни, и песни композиторов Поволжья, и классические вокальные произведения, позволяющий работать по голосам; при необходимости транспонирует песню в удобную тональность, использует в работе музыкально-дидактические игры и пособия.

15

Музыкальный руководитель обучает детей слушанию  музыки:

  Развивает интонационно-мелодическое слышание музыки, лежащее в основе понимания ее содержания. Накапливает запас музыкальных впечатлений.

  Развивает музыкальное восприятие и образное мышление средствами различных видов музыкальной и художественной деятельности, а также  литературы, изобразительного искусства.

 поддерживает интерес ребенка к слушанию музыки, вызывает эмоциональный отклик на нее;

 предлагает для прослушивания более сложные музыкальные произведения: постепенно переходит от пьес с преобладанием изобразительных моментов пьесам с доминированием выразительности; от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам — к все более развернутым и сложным; от содержащих одну ведущую тему — к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений;

     продолжает знакомить детей с мелодией, учит ориентироваться на нее и другие средства музыкальной выразительности при определении характера и настроения музыкального произведения; побуждает самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения; участвовать в разговоре о музыке в форме диалога со взрослым, прибегая к сравнениям (как ручеек журчит; будто звенит колокольчик; это бушует буря на море);

  знакомит с жанрами музыкального искусства (инструментальная и вокальная музыка; «марш», «песня», «танец» (русская плясовая, вальс, полька и др.), учит определять их; продолжает знакомить с музыкальными инструментами;  предлагает задания на узнавание музыкальных произведений и инструментов, на которых они исполняются.

 

В ходе музыкально-театральной деятельности музыкальный руководитель:

  обеспечивает участие в музыкальной игре-драматизации всех детей группы, учитывая личностные особенности каждого, используя для ролевых характеристик персонажей движение,  слово, пение (хоровое, групповое, сольное), игру на детских музыкальных инструментах;

   включает в музыкальные игру хоровое, малогрупповое и сольное пение, учитывая голосовые особенности и возможности детей (в работе с вокальным материалом использует транспонирование в удобную тональность, сложные в вокальном отношении фрагменты при необходимости заменяет речитативами);

   формирует сценическую речь  (выразительную и дикционно четкую) и  сценическое движение; учит пользоваться интонациями, выражающими не только ярко-контрастные контрастные, но и более тонкие и разнообразные эмоциональные состояния (произносить текст или петь удивленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе);                                                

 16

   учит самостоятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле; взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики и изменения в сценической ситуации, принимать замысел режиссера-постановщика спектакля;

   поддерживает интерес к игре (в т. числе фольклорной игре), придавая ей форму художественной театральной деятельности: предлагает детям участвовать в игре в качестве актеров, декораторов, дизайнеров костюмов, музыкантов и пр. по их желанию;

   создает условия для развертывания самостоятельной театральной деятельности.

В музыкально-пластической деятельности:

  работает над техникой исполнения основных и танцевальных движений, покомпонентно отрабатывая их сложные варианты;  

  проводит разминку с тренировкой мышечных ощущений, «гимнастику жестов», танцевальную гимнастику, включает игровые упражнения и этюды с использованием воображаемых предметов и ситуаций;

  учит воспроизводить в соответствии с музыкой различный характер основных движений: ходьба радостная, спокойная, торжественная, мягкая, пружинистая, осторожная; спортивный шаг, танцевальный шаг и т. д.; бег легкий, сильный, мягкий, острый, осторожный, устремленный и т. д.; прыжки мягкие, легкие, сильные, на одной ноге, на двух ногах, меняя ноги и т. д.; движения рук мягкие и жесткие, плавные и напряженные, широкие и мелкие и т. д.;

  учит народным и бальным танцам (полька, галоп), работая над эмоциональным общением в них;

  обсуждает с детьми общий замысел и настроение образного музыкально-

двигательного этюда, предлагает задачу на его индивидуальную музыкально-двигательную интерпретацию; поддерживает создание групповых композиций из лучших вариантов, отобранных самими детьми.  (Например, двигательный музыкально-образный этюд «Мальчик гуляет, мальчик зевает»,

музыка В. Гаврилина).

Игра на детских музыкальных инструментах:

  Развивает звуковысотный, тембровый и динамическмий слух, чувство музыкального ритма в процессе игры на звуковысотных и ударных детских музыкальных инструментах.

  Формирует предпосылки деятельности подбора музыки по слуху, лежащей в основе инструментального творчества; продолжает знакомить детей с образцами-интонациями, построенными на интервальной основе; учит подбирать по слуху на звуковысотных инструментах образцы-интонации и простые мелодии;                          

       

 17

  предлагает детям для освоения постепенно усложняющиеся ритмические структуры, использует разнообразие тембров и динамических оттенков;

  работает с оркестром и ансамблями детских музыкальных инструментов, закрепляя у детей навыки совместной игры и развивая чувство ансамбля;    поощряет инициативу и творческие проявления детей в инструментальной импровизации (например, в озвучивании музыкальных характеристик персонажей в играх-драматизациях и пр.) и подборе мелодий по слуху.

(Примерная основная программа ДО «Истоки», 2014 г., ред. д. п. н. Л. А. Парамонова, раздел Музыка, шестой год жизни).

  1. Способы и направления поддержки инициативы детей.

Ребенок 5 – 6 лет инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий, будь то театральная постановка, чтение любимой книги и т.п. Инициативность ребенка проявляется в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. Особая роль в развитии инициативы детей отводится разным видам игр (музыкально-дидактическим, сюжетным, подвижным). К 5 годам складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. Креативность  наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать эти образы в игре, выразительном движении. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт. Музыкальный руководитель поддерживает инициативу ребенка различными способами:  поощряет желание ребенка принимать посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемых как взрослым, так и по инициативе самих детей, поддерживает индивидуальные проявления детей  в коллективных работах по подготовке к праздникам и другим мероприятиям; способствует организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

  1. Взаимодействие с семьями по музыкальному развитию детей.

Цель взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать любые типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.  Направлением работы по взаимодействие  с семьями для приобщения детей к музыкальному искусству является повышение музыкально-педагогической культуры родителей и привлечение их к активному участию в музыкальной деятельности детского сада на основе гуманно-личностного подхода.                                                                              

18

                                                   

  (таблица 1)

План взаимодействия с семьями по музыкальному развитию детей

месяц

Направления работы по взаимодействию детского сада с семьями

Повышение музыкально-педагогической культуры родителей

Привлечение родителей к участию в образовательном процессе музыкального развития их детей

 Сентябрь

Беседе на тему «Работаем по Примерной  парциальной программе музыкального развития детей 5 -6 лет «Ладушки».

Знакомство с планом работы

            Октябрь

Индивидуальные консультации по художественно-эстетическому развитию детей.

Семейный конкурс по изготовлению костюма к празднику «Осень золотая»

 Ноябрь

Консультация  на тему « Воспитание у детей интереса к восприятию музыкального искусства»

Участие родителей в Концерте, посвященном  Дню Матери              

 Декабрь

Проведение конкурса на лучшую подготовку детского маскарадного костюма к Новому году

  Январь

Праздник Рождественские посиделки. Подведение итогов конкурсов, поощрение родителей

        Февраль

День открытых дверей (посещение родителями музыкальных НОД).

Участие родителей в празднике День защитника Отечества

  Март

Консультации для родителей: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего возраста»

Участие родителей в конкурсной программе праздника 8 Марта

 Апрель

Отправка по e-mail комплекта заданий «Развивающие музыкальные игры в становлении креативной личности ребенка»

Подготовка детей  празднику «Звездная страна»

 Май

Индивидуальные консультации по корректированию музыкально-эстетического развития.

Детский концерт для родителей. Подготовка к выпуску в школу

Июнь

Июль

Август

Кастинг  совместного творчества детей, их родителей, музыкального руководителя  «Удивительный мир музыки»

Ш.   Организационный раздел рабочей программы.

Расписание непосредственно образовательной деятельности    (таблица 2)

Дни недели

1 мл. гр.

2 мл.гр.

Ср.гр.

Ст.-подг. гр.

Понедельник

9.00-9.15

Вторник

9.45-10.05

10.20-10.50

Среда

9.00-9.08

Четверг

9.00-9.15

9.30-9.50

10.20-10.50

Пятница

9.00-9.08

19

Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей

(из примерной программы и СанПиН)

Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня.    Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.

   Режим дня в группе  соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.

Основные физиологические принципы построения режима дня  соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.

В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня составлен с расчетом на 11-часовое (7.00-18.00) пребывание ребенка  в детском саду при пятидневной рабочей неделе.

В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 35 минут в день. В холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода детей домой.

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же. Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных условиях прогулка в летний период составляет 7 часов 15 минут.

Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

Дневному сну в режиме дня отводится 2 часа в холодный период, 2 часа 15 минут – в тёплый период. 

Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа, в тёплый период - 5-6 часов.

20

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Культурно - досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ. Организация праздников, развлечений, традиций  способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.  Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности  к  природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. В детском саду в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные традиционные мероприятия, праздники, события.                                                       (Таблица 3)

Месяц

Тема развлечений

Цели

Возраст

Сентябрь

 

«День знаний»

Воспитание уважения, любви к русскому языку, литературе. Закрепление умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления. Активизация творческих возможностей детей и проявления их в разных видах творческой деятельности.

Старший

дошкольный

(5 – 6 лет) 

 

Сентябрь

«До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!»

Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: профессии сотрудников детского сада, предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками.

Октябрь

 

«Осень золотая»

Обобщить, закрепить и расширить знания детей об осени, осенних явлениях. Учить правильно называть и различать овощи, фрукты. Развивать связную речь детей. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Октябрь

Музыкально-валеологический досуг

Формировать любовь и бережное отношение к окружающей природе. Развивать творческие способности детей.

Ноябрь

«День народного единства»

Расширять представление детей о праздниках России

Ноябрь

«День матери»

Воспитывать уважительное отношении к личности матери, формировать желание детей оказывать матери посильную помощь.

4 неделя декабря

 

 «Новый год»

Создать условия для развития творческих способностей у дошкольников через активную деятельность при подготовке к новогоднему празднику. Закреплять умения петь несложные песни в удобном диапазоне индивидуально и коллективно; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Развивать творческие способности. Воспитывать ответственность, дружелюбность в детском коллективе;

Январь

 

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Расширять представление детей о традициях и обычаях русского народа, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Учить инсценировать народные песни. Воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, игры, обряды).

Февраль

 

«Масленица»

Знакомить детей с традициями русского народа. Приобщать детей к русским народным праздникам. Продолжать учить уметь народные песни, хороводы. Развивать двигательные навыки и умения. Воспитывать  любовь к народному творчеству, к народным играм и песням.

1 неделя марта

 

  Праздник

  «8 марта»

Продолжать учить петь без напряжения; побуждать к исполнению знакомых и любимых произведений (песни, танцы); Развивать певческие и ритмические навыки, выразительность речи.  Воспитывать нравственные качества – любви, доброты, отзывчивости, желание доставлять радость близким и друзьям. 

1 апреля

 

«День смеха»

Продолжать  развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память. Продолжать учить петь без напряжения; побуждать к исполнению знакомых и любимых произведений. Продолжать закреплять умение детей чувствовать ритм в музыке и тексте. Воспитывать уважение друг к другу.

 Апрель

День здоровья

Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

1 неделя мая

«День Победы»

Спортивно-музыкальный досуг

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей стране в войне.

Май

 

«До свиданья, детский сад»

Воспитание уважения, любви к детскому саду, школе, закрепление умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления, активизация творческих возможностей детей и проявления их в разных видах творческой деятельности.

23

(таблица 4)

3.1.   Календарно-тематический план работы по музыкальному развитию детей

Месяцы

е

с

я

ц

                             

Тема  месяца

Основные направления  работы

(группа  задач ) образовательной  деятельности по ФГОС ДО)

ФГОС ДО)

                                 

Репертуар

Тема и форма      образовательной  ситуации

Образовательная   цель содержания образования

Содер-жание, формируемое участниками образов. отноше-ний

Непре-

рывность

Непо-

сред-

ствен-

ность

Обр. деят.

в

режи-мные моме-нты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сентябрь

«До свиданья лето, здравствуй, детский сад»

Вызывать у детей радость от возвращения  в детский сад.

«Соберем  грибочки ».

Е.. Кошелева

«День знаний».

Развлече-ние.

Приобщать к миру музыкального искусства. Формировать интерес и эмоциональ-

ную отзывчивость на восприятие музыкальных произведений.

Создать условия для творчес-

кого самовыражения детей.

Обеспечить

творческую деятельностьвоспитанни-ков.

Закреплятьинтерес и эмоциона-

льную отзывчи-

вость на восприятие музыкаль-

ных произведе-ний

Приобщать к музыке Чувашии. Формиро-

вать интерес и эмоциональ-

ную отзывчи-

вость к народной музыке.

Октябрь

«Осенины»

Обобщить, закрепить и знания детей

об осени, осенних явлениях

«Осень, милая, шурши»

«Осень золотая».

Утренник.

Формировать умение детей чисто интонировать мелодию песни, самостоятельно двигаться в характере музыки и предавать образ осенней природы.

Поддержи-вать индивидуальные проявления творческой инициативы детей  в коллектив-ных работах по подготовке к праздникам

Развивать двигатель-ные и певческие навыки и умения.

Формиро-вать умение самостояте-льно импровизи-ровать образные движения в ходе танцев, песен, музыкаль-ных игр

Ноябрь

«День матери»

Углублять и уточнять представления о своей семье

«Мама,  будь всегда со мною рядом"

Концерт «Самая хорошая»

Развивать творческие способности детей, приобщать к миру искусства

Создать условия для творчес-

кого самовыражения детей.

Обеспечить

творческую деятельностьвоспитанни-ков.

Развивать

способно-сти и творческий потенциалкаждого ребёнка

Приобщать детей к сотворчес-тву при подготовке оформления музыкального зала ко Дню матери (выставка рисунков «Моя мама»

24

3.2.   Материально-техническое обеспечение рабочей программы по музыкальному развитию детей 5 -6 лет

  • Соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Соответствие правилам пожарной безопасности;
  • Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
  • Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой.
  • Учебно-методический комплект, оборудование, оснащение. Для успешной реализации программы используются: групповые помещения, музыкальный зал, кабинет заведующего, методический кабинет, медицинский кабинет, спортивный зал.
  • На прогулках максимально используется территория ДОО: площадка для прогулок, физкультурная, экологическая площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумба, зеленая зона).
  • ДОО оснащено компьютерной техникой для реализации Программы.

IV.  Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования от 17 октября 2013 г. N 1155

  1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
  2. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от   15мая 2013 г. «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных образовательных организаций».

4.  Л А. Парамонова. «Истоки»: Примерная программа дошкольного образования. 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014

5.  Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная  программа дошкольного образования «От рождения до школы». 

М. - Мозаика – Синтез,2014

6.   И.Каплунова, И.Новоскольцева. Парциальная программа музыкального образования «Ладушки». СПб, изд. «Композитор», 2008

7.   И.Каплунова, И.Новоскольцева, «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий для старшей группы детского сада.

СПб.: «Композитор»,  2008

  1.  О. А. Апраксина. Из истории музыкального воспитания.- М.: Просвещение,1990
  2. М. Г. Агавелян, «Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями». – М.:ТЦ Сфера, 2009

10.  Б. М. Теплов, «Психология музыкальных способностей». М. - Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947

  1. Ветлугина Н. А., Теория и методика музыкального воспитания 

в детском саду.  М.: Просвещение, 1980.

  1. Л. П. Радынова. «Музыкальные шедевры». М.: Сфера, 2014
  2. Ю. А. Илюхин. Чувашская народная музыка.- Ч.:ЧРИО, 1992
  3. Л. Г. Васильева. Рабочая программа воспитателя детского сада.

  Ч., «Новое время», 2015                                                                                  25

Перечень программ и технологий:

Младшая группа

1.Программа «Ладушки» ясли. СПб2010 «Невская нота»

2.Ф.И.Буренина «Топ-хлоп малыши» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет

4.М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» театральные развлечения для детей 2-3 лет Т.Ц. Сфера Москва 2005

5.М.Ю.Картушина «Праздники в детском в саду» мл.дош.возраст изд. СПб2008

6.Н.В.Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста» Москва Айрис-Пресс 2003

Средняя группа

1.И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки» средняя группа СПб2008 «Композитор

2.И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный мир».СПб2005 «Композитор»

3.Н.В.Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» Москва Айрис-Пресс 2008

4.Н.В.Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей среднего возраста»Москва Айрис-Пресс 2006

Старшая-подготовительная группа

1.И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».ст.гр.СПб2008 «Композитор

2.И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный мир» .СПб2005 «Композитор

3.Т.А.Лапшина Календарные и народные праздники в детском саду (осень-зима) Волгоград изд.»Учитель» 2004

4.С.И.Бекман, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковникова «Музыка и движение» 5-6 лет Москва «Просвещение» 1983

5.С.И.Бекман, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковникова «Музыка и движение» 6-7 лет Москва «Просвещение» 1984

6.Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика» В.27.М.Ю. Картушина «Праздники народов мира в детском саду» (зима-весна изд. Скрипторий 2009

Перечень пособий

Аудиоприложение к конспектам занятий младшая группа

Аудиоприложение к конспектам занятий средняя группа

Аудиоприложение к конспектам занятий старшая группа

Аудиоприложение к конспектам занятий подготовительная группа

Аудиоприложение со звуковыми эффектами моря, животных, природы, театра.

СД диски с детскими песнями.

СД диски с детскими сказками.

DV диски с детскими сказками

СД приложение «Детский альбом» П.И.Чайковского

Аудиоприложения к праздникам

Портреты композиторов.

Демонстрационный материал по слушанию музыки

Музыкальные инструменты

Настольные театры

Дидактические игры

Атрибутика к праздниками и развлечениям

Современные технические средства обучения.

Расписание  НОД  составлено в соответствии требованиям СанПиН.

Область

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю/месяц/год/вечер развлечений в месяц

Художественно-эстетическое развитие.

Музыка

Первая младшая группа

Не более 10 минут

2/8/72/1

Вторая младшая группа

Не более 15 минут

2/8/72/1

Средняя группа

Не более 20 минут

2/8/72/1

Старшая-подготовительная группа

Не более 30 минут

2/8/72/1

Дни недели

1 мл. гр.

2 мл.гр.

Ср.гр.

Ст.-подг. гр.

Понедельник

9.00-9.15

Вторник

9.45-10.05

10.20-10.50

Среда

9.00-9.08

Четверг

9.00-9.15

9.30-9.50

10.20-10.50

Пятница

9.00-9.08

План работы с воспитателями

месяц

тема

Сентябрь

Консультация: Роль воспитания на музыкальных НОД с использованием методов и приемов Т.Э. Тютюнниковой. Подготовка к осенним праздникам и развлечениям

Октябрь

Изготовление музыкальных шумовых инструментов в самостоятельной деятельности

Ноябрь

Организационные моменты. Подготовка ко Дню Матери, к празднику в подготовительной группе «Моя Чувашия»

Декабрь

Проверка музыкальных уголков в группах, ознакомление с конкурсом «Оформление группы к Новому году», индивидуальные консультации по подготовке к новогодним праздникам

Январь

Подготовка к рождественским посиделкам, к зимним развлечениям, подготовка призов для родителей

Февраль

Консультации для воспитателей 1 и 2 младших групп:

Роль воспитателя в музыкальном воспитании на НОД и в самостоятельной деятельности.

Подготовка к празднику День защитника Отечества.

Март

Подготовка к утренникам, посвященным 8 марта. Подготовка к фольклорному празднику в средней и подготовительной группах.

Апрель

Подготовка к празднику весны и весенним развлечениям. Консультация:

Музыкальные дидактические игры, развивающие творческие способности детей

Май

Изготовление музыкально-дидактического материала для занятий в группах. Репетиции к выпуску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для музыкальных руководителей детских садов

музыка и театральная деятельность в детском саду...

Рабочая программа музыкального руководителя

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учереждения на 2017-2018 учебный год.Образоватетьная область музыка для детей дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»

Рабочая программа  по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса...

Рабочая программа музыкального руководителя

Рабочая программа музыкального руководителя...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...

Методическая разработка рабочей программы музыкального руководителя на ранний возраст

Рабочая программа музыкального руководителя на ранний возраст разработана на примере образовательной программы ГБДОУ детского сада N 33 г. Красногвардейского района Санкт-Петербурга в соответствии с т...

В помощь музыкальному руководителю детского сада

Виды танцевальных занятий в детском саду...