для музыкальных руководителей детских садов
статья по музыке на тему

музыка и театральная деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kutevoy_na_konferentsiyu.doc914 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОКАЛА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кутева Альфия Халисовна

музыкальный руководитель МБДОУ №44

г. Нижнекамск Республика Татарстан

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Известно, что театральная деятельность – это сочетание нескольких видов искусств. На мой взгляд, самым ярким фактором является взаимодействие литературы и музыки, в данном случае театрализованной и музыкальной деятельности. Эти два вида искусств, решая каждый свою задачу, параллельно задействуют одну очень важную – вводят ребенка в мир прекрасного, развивают эстетический вкус, способствуют творческому становлению.

В  детском саду я веду кружок вокала 4 года. Также как и в театральной деятельности, в пении важна артикуляция, дикция, правильное дыхание. В своей педагогической деятельности я применяю ряд методических приемов, направленных на их развитие:

  • прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения. Например, детям даются шапочки героев, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и предлагается  спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и, сопровождая исполнение соответствующими образу движениями. Дети самостоятельно распределяют роли, советуются друг с другом.

Например:

 «Я - серенький зайчишка. Меня зовут Трусишкой» - ребенок должен пропеть это с трусливой интонацией (дрожащим голосом).

«Я волк – зубами щелк» - свирепая интонация (грубым голосом).

«Я медведь – люблю реветь»  - интонация голоса должна быть грозная (с хрипотцой).

«Я рыжая лисичка, Я хитрая сестричка» - интонация голоса нежная и в то же время хитрая.

  • прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку, например:

“Вы коты, коты, коты,
       У вас желтые хвосты.
       Вы коты, коты, коты,
       Принесите дремоты”

Предлагаются игры «Лифт»: кладем левую ладонь на животик, делаем вдох и считаем не дыша: раз, два, три, четыре! Приехали! (на выдохе), «Кто кого перегудит»: делаем вдох и гудим носом с закрытым ртом, пока хватит дыхания;

  • декламация текстов песен. Выразительное чтение текстов является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления).

Одним из обязательных условий гармоничного развития детей я считаю формирование у каждого ребенка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Поэтому использую звуковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, элементы самомассажа.
В блок артикуляционной гимнастики входит комплекс упражнений по подготовке речевого аппарат к дыхательным звуковым играм и элементы несложного самомассажа, которыми ребенок дошкольного возраста может овладеть и использовать.

Упражнение 1. Четыре раза прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза (далее каждое задание исполняется 4 раза).

Упражнение 2. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

Упражнение 3. Покусывать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

Упражнение 4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

Упражнение 5. Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Упражнение 6. Пощелкать языком, изменяя форму рта.

Упражнение 7. Покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Упражнение 8. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.

Упражнение 9. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.

Упражнение 10. Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать “сморщенный” нос.

Упражнение 11. Массировать пальцами челюстно-височные суставы.

Для детей помладше можно использовать следующую артикуляционную гимнастику:

«Свои губки, как лягушка, растяну я прямо к ушкам (растянуть губы)

А теперь слоненок я, хоботок есть у меня (вытянуть губы вперед)

А теперь я белочка (покусывать нижнюю губу)

Я мышка (покусывать верхнюю губу)

Я хомячок (надуть щеки)

Я обиделась (вытянуть нижнюю губу)

Я обрадовалась (показать зубки)

Я лошадка (цокать

Также я использую пропевание всех согласных звуков и их сочетаний,  распевки на слоги (ля, ле, ли, лё, лю; ма, мэ, ми, мо, му и т.д.).

В работе над дикцией детям помогают речевые игры. Они содействуют

формированию речевого и певческого аппарата;

умению изменять силу и высоту голоса;

правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в словах, фразах;

воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе, ритме;

умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, акцентуация, форма. Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Это могут быть бубны, тарелки, треугольники, колокольчики и др. детские музыкальные инструменты.

Речевые игры основаны на взаимодействии речи и движения, и в этом их особая польза для развития ребенка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения. Если ритмизованная речь как педагогическое средство может быть условно названа логоритмикой, то жест, сопровождающий или заменяющий слово – логопластикой. Пластика вносит в речевое музицирование театральные возможности, способствуя эмоциональному самовыражению. Она превращает речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную приближая речевое музицирование к импровизированному театру. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и легкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей.

Вначале при разучивании речевых игр, задание выполняется по показу педагога. Затем игра просто  называется, а дети выполняют все самостоятельно или по показу ребенка. В своей работе я использую речевые игры Т.Э. Тютюнниковой,  С.Коротаевой и Е.Д. Макшанцевой.

Применяя разнообразные средства, методы и приемы  музыкально-театрализованной деятельности, я добиваюсь повышения качества певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, а также коммуникативных особенностей ребенка.

Литература.

1. Журнал «Музыкальная палитра» №1 2004, Речевое музицирование. Тютюнникова Т.Э.

2. Журнал «Музыкальная палитра»  №2 2004, Речевые игры. Тютюнникова Т.Э.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. – М.:ТЦ Сфера, 2010.

4. Журнал «Дошкольное воспитание»  №2 2011. Играем в театр. Занятие в театральной студии для детей 3-4лет. Е.Антипина.

5. http://area7.ru/ Окулова Г.Ю. Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства. Модифицированная программа.

6. http://ippk.arkh-edu.ru/ Корнилова Л.М. Формирование и развитие певческой культуры у детей дошкольного возраста.

 

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Согласовано»

Главный специалист МУ «УДО»

______________ С.А. Андрианова

«Роль вокала в театральной деятельности

детей дошкольного возраста»

выступление на региональном семинаре

для руководителей и педагогов ДОУ Республики Татарстан

«Театрализованная деятельность в современном ДОУ»

Кутевой Альфии Халисовны

музыкального руководителя второй квалификационной категории

 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №44»

г.Нижнекамск

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Креативный подход музыкального руководителя в процессе организации праздников и развлечений в детском саду на примере авторской разработки «Сказка на букву «С» или Сегодня Сабантуй!».

Деятельность музыкального руководителя в детском саду предполагает организацию занятий, развлечений и праздников, в основе которых заложено творческое начало.Результативность педагога во многом опреде...

Консультация музыкального руководителя "Музыкально ритмические движения в детском саду"

Данный материал будет полезен всем музыкальным руководителям детского сада. Очень познавательно и интересно....

оформление музыкального зала детского сада на праздники

Конечно, чтоб праздник в детском саду прошел ярко и красочно большое значение играет  то, как оформлен зал или площадка проведения.Зал оформляем всем коллективом. Уже собралась такая копилка, с к...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...

Семинар – практикум для музыкальных руководителей «Содержание и структура музыкального занятия в детском саду».

Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкал...

В помощь музыкальному руководителю детского сада

Виды танцевальных занятий в детском саду...

Презентация музыкального руководителя - Детский флешмоб с использованием современных и русских народных движений в ДОУ

Как провести увлекательный флешмоб для детей в детском саду, используя современные и русские народные движения...