1.14 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Мебель. Звук и буква К"
картотека на тему

Гребенникова Ирина Анатольевна

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), Программа Н.Е. Нищевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Мебель. Звук и буква К"

  1. Рассмотрите с ребенком мебель на картинках, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана.

  1. Помогите ребенку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:

• Это шкаф. Он стоит в прихожей. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. Он большой, деревянный, коричневый.  В него вешают одежду и кладут белье.

3.        Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? —
Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.

На чем спит бабушка? — Бабушка спит на кровати.

Где отдыхает дедушка? — Дедушка отдыхает в кресле.

4.        Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего?» для  отработки у него умения образовывать форму родительного  падежа существительных. Например:

Если у стола нет ножки... — стол без ножки.                                                                                                       Если у кровати нет спинки... — кровать без спинки.                                                                                            Если у стула нет сиденья... стул без сиденья.                                                                                                    Если у шкафа нет дверцы... — шкаф без дверцы.                                                                                              Если у буфета нет полки... — буфет без полки.

5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.


Обучение грамоте. Звук и буква К.

1.        Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Катя котенка катала в коляске,                                                                                                       Как погремушки, висели колбаски.

Попросите ребенка произнести слова со звуком [К] в начале (Катя, котенка, катала, коляске, как, колбаски).

2. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [К] (Коля, Костя, Карина).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [К] (кукла, клоун, конфета, карандаш, клубок, клубника, картошка).

4. Предложите ребенку объяснить, гласным или согласным звуком является звук [К], как это можно доказать.

5. Вырежьте полоски цветной бумаги разной длины и сложите из них букву К к. Объясните, что она обозначает звук [К]. Пусть ребенок объяснит, чем отличаются большая и маленькая буквы К к. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы К к из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы К к на бумаге и в воздухе. Пусть ребенок слепит букву К к из пластилина.

6. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [К]. Подпишите их печатными буквами. Предложите ребенку подчеркнуть все буквы К к в названиях, а потом показать другие знакомые буквы.

7.Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [К]; сначала произнести звук [И], а  потом звук [К]; сначала произнести звук [К], а потом звук [У]; сначала произнести звук [К], а потом звук [А]; произнести
[МУ], а потом [КА].

8.        Крупно напишите фломастером:
ак ук ок ик ка ку ко ки

кок кот кит ком ток мак маки мука кати Аким, кати ком!

Поупражняйте ребенка в чтении.

9. Обратите внимание ребенка на то, что в данном предложении в конце стоит не точка, а восклицательный знак. Пусть покажет его. Пусть он выкладывает слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.

10. Выполните задание:



Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Транспорт. Звуки К-Кь"

1.        Рассмотрите с ребенком картинки. Пусть ребенок расскажет о том, что он знает про транспорт. Если он  затрудняется, помогите ему вопросами:

  • Что называют транспортом?
  • Для чего он предназначен?

Выясните, помнит ли ребенок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют?

  1. Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины), железнодорожным (поезд, трамвай), воздушным (самолет, вертолет), водным (теплоход, катер, баржа), подземным (метро). Во время прогулки по городским улицам предложите ребенку показывать и называть транспорт, определять его вид.

3.Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом. Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины.

4.        Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова фур-гон, гру-зо-вик, цис-тер-на, плат-фор-ма.

5. Обведи и раскрась картинки

  1. Прочитайте ребенку рассказ Б. Житкова «Пожар». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этом рассказе.

"ПОЖАР"

Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру.

Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. "Теперь небось выстрелит!"

Огонь разгорелся, загудел в плите - и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.

Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет.

А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.

Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку.

У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей.

В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.

Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.

Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.

А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.

А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.

Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело.

Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.


Обучение грамоте. Повторение и закрепление пройденного. Звуки К-КЬ

1. Предложите ребенку вспомнить, какие гласные звуки ему знакомы, по каким признакам можно определить, что звук гласный.

2. Пусть ребенок вспомнит по несколько слов, которые начинаются с пройденных гласных звуков. Проведите это упражнение в виде соревнования «Кто больше?»: за каждое подобранное слово играющие получают по фишке, фантику или наклейке.

3. Предложите ребенку вспомнить, какие согласные звуки ему знакомы, по каким признакам можно определить, что звук согласный.

4. Потренируйте ребенка в подборе слов, которые начинаются с пройденных согласных звуков. Проведите это упражнение в виде игры с мячом «Ты — мне, я — тебе». Перебрасывая друг другу мяч, вы подбираете слова на заданный звук. Побеждает тот, кто подберет слово последним.

5. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Многие согласные буквы в русском языке обозначают сразу два звука. Так, буква Т т обозначает твердый звук [Т] и мягкий звук [Т'], буква К к обозначает твердый звук [К] и мягкий звук [К']. Пусть ребенок подумает, какие звуки обозначают буквы П п, М м, Н н, К к.

Потренируйте ребенка в различении твердых и мягких согласных звуков. Например, услышав твердый звук [К] в начале слова, ребенок будет поднимать руки; услышав мягкий звук [К'] в начале слова, он будет ставить руки на пояс. Вы произносите ряд слов: кот, кегли, кепка, карта, карандаш, кисть, кирпич, киска, котенок, квартира. Ребенок внимательно слушает и выполняет упражнение. Таким образом можно поупражняться и в различении других пар звуков.

6. Проведите игру «Что получится?» с использованием всех пройденных звуков. Предложите ребенку не только отвечать на ваши вопросы, но и самому давать вам задания.

7. Упражняйте ребенка в составлении и чтении слогов и слов с пройденными буквами. Уделяйте особое внимание осознанному чтению. Можно проводить эту работу в форме игры. Нарисуйте вместе с малышом картинки к словам, которые он будет читать. Пусть он соединяет каждое прочитанное слово с соответствующей картинкой.

8. Объясните ребенку, чем звуки отличаются от букв: звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем.

9.        Выясните, помнит ли ребенок, что имена людей и клички животных пишутся с большой буквы, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка или восклицательный знак.

10. Выполните задание:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.02 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Огород. Овощи. Звук и буква А"

Старшая группа компенсирующей направленности (для воспитанников с ТНР), программа Н.В. Нищевой...

1.03. Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Сад. Фрукты. Звук и буква У"

Старшая группа компенсирующей направленности (для воспитанников с ТНР), программа Н.В. Нищевой...

1.05 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Одежда. Звук и буква О"

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...

1.06. Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Обувь. Звук и буква И"

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...

1.07 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Игрушки. Звук и буква Т"

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей  с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...

1.08 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Посуда. Звук и буква П"

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...