1.02 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Огород. Овощи. Звук и буква А"
картотека по теме

Гребенникова Ирина Анатольевна

Старшая группа компенсирующей направленности (для воспитанников с ТНР), программа Н.В. Нищевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Октябрь, 2-я неделя.

Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Огород, овощи"

  1. Повторите с ребенком овощи по картинкам. Четко проговорите с ним все выделенные слова и словосочетания. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зеленого цвета (салат, горох, зеленый лук). Сможет ли ребенок вспомнить название оранжевого овоща (морковь) и фиолетового овоща (баклажан)?

  1. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот же овощ во множественном числе):

Огурец. — Огурцы.                                                                                  Кабачок. — Кабачки.                                                                             Баклажан. — Баклажаны.                                                                                      Помидор. — Помидоры.

3.        Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково»:
Помидор.
Помидорчик.

Морковь. — Морковочка.                                                                                       Лук. — Лучок.                                                                                                     Горох. Горошек.

3.        Расскажите ребенку,  из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Привлеките его к приготовлению блюд из овощей,  а потом задайте вопрос:

— Какие овощи ты положишь в суп (борщ, щи, салат)?

5.        Потренируйте ребенка в образовании относительных  прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».  Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить  блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:

Сок из моркови. Морковный сок.                                                                                         Салат из свеклы. — Свекольный салат.

Икра из кабачков. — Кабачковая икра.

Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.

6.        Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:

• Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

7.        Выполните задание:


 Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Вершки  и корешки». Спросите, что он может сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.

Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.

Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.

На другой год говорит мужик медведю:

- Давай, Миша, опять вместе сеять.

- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.

- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

Обучение грамоте: Звук и буква А.

1.        Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.

Алик с Аллочкой дружил,                                                                               Алле астры подарил.

  1. Попросите ребенка произнести слова со звуком [А] в начале из этого двустишия (Алик, Аллочкой, Алле, астры).
  2. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [А] (Аня, Аля, Алена, Алина, Алиса, Арина, Антон, Алеша, Андрей).
  3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [А] (аист, арка, азбука, арфа, армия, арбуз, апельсин).
  4. Объясните ребенку, что звук [А] можно петь. Пусть он поет этот звук на любую мелодию. Пойте звук [А] вместе с малышом. Расскажите ему о том, что все звуки, которые можно петь и которые мы произносим легко, называются гласными звуками. Помогите ребенку запомнить: [А] — гласный звук.
  5. Вырежьте три полоски цветной бумаги и сложите из них заглавную букву А. Объясните, что она обозначает звук [А].
  6. Поупражняйте ребенка в выкладывании большой (заглавной) буквы А из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы А на бумаге и в воздухе.
  1. Покажите ребенку, как выглядит маленькая (строчная) буква а. Напишите ее на листе бумаги, выложите ее из шнурка или веревочки. Пусть ребенок слепит строчную букву а из пластилина.
  2. Вместе с ребенком нарисуйте предметы, названия которых начинаются со звука [А]. Подпишите картинки печатными буквами, покажите букву А а в названиях. Пусть ребенок сделает то же самое.