Классно-обобщающий контроль 5 классов при переходе из начального звена в среднее (адаптация)
статья (5 класс) по теме

Бандурко Наталья Михайловна

Что такое классно-обобщающий контроль.Как помочь пятикласснику в адоптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassno.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Классно-обобщающий контроль в 5 классов при переходе из начального звена в среднее (адаптация)

Что же такое классно-обобщающий контроль для учителей и  пятиклассников? Для начала, стоит определиться, что из положения КОК  относится к пятым классам.

Классно-обобщающий контроль (КОК) – одна из форм внутришкольного контроля. Включает в себя: наблюдение, изучение, проверку мониторинг, сбор и обработку информации, ее анализ с целью дальнейшего совершенствования деятельности отдельного класса или параллели  (в данном случае пятиклассников).

КОК проводится с целью повышения качества УВП в школе.

Существуют основные принципы КОК

 − актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед школой в конкретный период ее деятельности

 − обеспечение гласности: своевременное информирование коллектива о целях и задах, формах, сроках КОК, результатах, выводах и предложениях

 − уважение прав и обязанностей участников контроля

Классно-обобщающий контроль осуществляется в пятом классе, с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса  и направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса . 2.2. Основание  для классно-обобщающего контроля в 5-х классах:

− согласование педагогических норм учителями класса;

 − выяснение причин снижения качества знаний учащихся;

− выяснение причин увеличения количества детей группы риска;

 − определение степени подготовленности к переходу на следующую ступень;

 − адаптация учащихся  5 класса при переходе на следующую ступень обучения;

 − выполнение классными руководителями своих обязанностей;

− ослабление здоровья учащихся класса,

 − возникновение конфликтных ситуаций в классе,

 − улучшение показателей успеваемости,

 − улучшение результатов внеклассной работы,

 − улучшение микроклимата в классе,

− переформирование класса.

Зачастую  с инициативой проведения классно-обобщающего контроля выступает администрация школы, хотя право на это имеет любой член педагогического коллектива и родители.

В ходе контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:

  деятельность всех учителей;

 включение учащихся в познавательную деятельность;

  привитие интереса к знаниям;

  уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;

  стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

  сотрудничество учителя и учащихся;

 выполнение учебных программ (теоретической и практической части);

  владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;

  дифференциация и индивидуализация обучения;

  работа с родителями учащихся;

  социально-психологический климат в классном коллективе

Давайте разберемся, что может стать причиной плохой учебы, изменением в поведении и даже ухудшении здоровья.

В 5-м классе (10-11 лет) дети сталкиваются с многими проблемами. Детей с этого года ожидают:

  • Новые предметы и учителя.
  • Увеличение продолжительности учебного дня.
  • Учеба в разных кабинетах, которые находятся на разных этажах школы
  • Повышенный объем домашних заданий.

Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. Переходя в него, школьники сталкиваются с многообразием проблем и сложностей, которые ребятам приходится разрешать самостоятельно. Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей и учителей-предметников. Возникающие трудности затрагивают учебный процесс, школьную жизнь  и психологический климат семьи.

Если в этот период родители не смогут стать  своему ребенку настоящим другом, советчиком и соратником , не помогут  пережить ребёнку данный период, то ребёнок  «замкнется в себе», прячась в занавес отчуждения. Такие дети стали более агрессивными, пассивными и отличались негативным настроем на учебу и досуг. Кроме этого, такие дети часто осуждают других, не желают противостоять трудностям и отказываются от помощи.

Школьники, не получившие вовремя необходимой помощи со стороны семьи, ищут ее на улице, у сверстников.

Возрастной особенностью пятиклассников является формирование ориентации на своих сверстников. Причиной этого выступает характер изменений существующей самооценки  ребенком самим себя.

До пятого класса самооценка школьника зависела от взглядов родителей и учительских оценок. С пятого класса самооценка школьников начинает зависеть от взглядов детей друг на друга. Дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, манеру общения, внешний вид. Под влиянием этого самооценка многих детей начинает резко падать.

Кризисные изменения детей пятого класса затрагивают и их мотивацию к познаниям. Именно на этот период выпадает существенное снижение у детей тяги к знаниям. В результате ребенок начинает отрицательно относиться к школе, урокам, учителям и одноклассникам. На фоне всего этого у детей начинает возникать конфликтность в общении со старшими, включая учителей и родителей, а также заметное снижение успеваемости.

Анализируя все вышеуказанные факторы, можно прийти к выводу, что переходный период пятого класса сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в: 

  • эмоциональном состоянии;
  • системе отношений к окружающим;
  • поведении;
  • мотивации к учебе;
  • интеллектуальном развитии.

Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию детей в период адаптации их к учебе в пятом классе. Чтобы помочь школьнику преодолеть все выпавшие на него трудности и сделать его «счастливым», родителям и учителям следует заручиться друг у друга поддержкой и взаимопониманием. Работая одной командой, они смогут способствовать более легкому переходу школьников из младшего в среднее звено.

Для родителей этот период тоже нелегок.

Как помочь школьникам преодолеть сложности адаптации 5 класса?

  • Ежедневно контролировать успеваемость и поведения.
  • Держать связь с классным руководителем и работающими в классе учителями.

Поддерживая постоянную связь с людьми, которые непосредственно занимаются обучением и воспитание детей, можно найти причины, способствующие ухудшению поведения и успеваемости детей.

  • Поддерживать позицию школы.

Только тогда можно будет добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей, когда семья и школа объединятся друг с другом и будут действовать заодно. Для более тесного сплочения семьи и школы следует совместно проводить свободное время и активный досуг. Помогать в работе классному руководителю.

Функции классного руководителя распространяются не только на организацию учебной жизни школьников, но и проведение внеклассной работы. Совместные дела родителей и детей в школе помогут не только значительно улучшить их взаимоотношения, но и расширить детский кругозор, а также легко пройти адаптацию в пятом классе.

В первом полугодии пятого класса всегда проводится классно-обобщающий контроль уровня преодоления сложностей учащимися при переходе в среднее звено. Именно эта диагностика позволяет выявить негативные моменты адаптации школьников и основные трудности, с которыми не справились дети.

Последующие собрания родителей пятиклассников по проблемам адаптации в школе основываются на поиске путей преодоления выявленных сложностей и оказания нуждающимся детям и родителям необходимой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»

       Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено

основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс....

отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»

«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев ...

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...

Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе...

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьног...