Страничка родителям детей с ОВЗ
консультация по теме

Савенкова Ирина Геннадьевна

Анимашки Линии

Советы психолога-родителям детей с ОВЗ

ИКТ для детей с ОВЗ

Анимашки Линии

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ

Памятка для родителей

Рекомендации родителям по обучению детей

О социальной поддержке

Анимашки Линии

Для вас родители-важная информация

Анимашки Линии

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне

действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Усилия Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:

  • обеспечение доступности качественного образования;
  • индивидуализация образования;
  • дифференциация образования;
  • систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

И одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала,
  • при контроле знаний,
  • при закреплении,
  • при обобщении и систематизации материала.

Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?  

И.В.( Ирэна Веньяминовна) Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения: 

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • визуализировать учебную информацию;
  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
  • осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;
  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
  • развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного, абстрактного);
  • усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
  • формировать культуру  познавательной деятельности и др.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, инетернет).

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов обучения:

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.

Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий.

Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.

Организация обучения лиц с ОВЗ на основе ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение принципа мультимедийности не только  активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует  их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При этом нельзя забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ:

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения.

Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения.

Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме.

Принцип индивидуального обучения.

Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. 

В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или  в устной форме.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно - образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения.

 Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с ОВЗ  волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.      

Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Использование ИКТ при обучении детей  с ОВЗ имеет ряд преимуществ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.

Одновременно появляется возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Немаловажной задачей учителя является социализация учащихся в обществе.  ИКТ позволяет решать эту задачу.

  • развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;
  •  повысить уровень мотивации учащихся;
  •  расширить  зону индивидуальной активности ребенка;
  •  находить источники дополнительной информации по предмету;
  •  увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
  •  проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и  оперативность;
  •  применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;
  •  систематизировать новые для учащихся знания;
  •  активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность учащихся. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей.

В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший инструмент. Электронные  учебные пособия могут использоваться:

  • в виде презентаций;
  • как учебник и рабочая тетрадь;
  • как толковый словарь;
  • как справочник с учебными видеофильмами;
  • как тренажер для закрепления новых знаний;
  • как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для учеников  с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

Таким образом, при внедрении ИКТ при обучении детей с ОВЗ большая роль отводится учителю, и появляются особые требования к квалификации педагога. Учитель должен знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность; использовать специальное программное обеспечение, электронные учебники, тренажеры, практикумы, ЦОР, энциклопедии, Интернет; знать состав и особенности учебно-методических комплексов и  дидактических материалов, в том числе на электронных носителях; должен уметь создавать свои электронные образовательные ресурсы; постоянно обучаться новым информационным технологиям.

Учителю необходимо учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями. При этом он может руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение различных методик коррекции, а, следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Это способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.

Организация обучения и внеурочной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья  с использованием информационно-коммуникационных технологий  может быть различной:

  • традиционная урочная система с применением ИКТ;
  • дистанционное образование;
  • элементы дистанционного образования при временных ОВЗ (долгая болезнь, не возможность посещать школу)
  • участие в сетевых проектах;
  • дистанционные олимпиады, конкурсы, квесты.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

           Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь темиспособами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать.

     В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:

  1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
    2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
    3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
  2. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.

    Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

Информация с сайта:

http://sad37.edusev.ru/activity/fgosovz/articles/pamyatka_dlya_roditelej_detej_s_ovz



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Обучение игре

Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально - волевая сфера. Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д.Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины –его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала –ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно - бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый –зеленый, синий – белый и т.д У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь егов игру с другими детьми.

2.Учим детей самостоятельности

Хотите ли вы выработать у своего ребенка жизненно необходимые умения и навыки? «Что за странный вопрос?» –ответите вы. Какие родители не желают видеть своего ребенка самостоятельным? Вас, вероятно, неоднократно тревожила мысль –что для этого нужно сделать и как. На это есть ответ: обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели справляться с ними. И тут встает еще один вопрос: «Что же делает обучение правильным?» Вы скажете, что обучение требует терпения. Но кроме терпения необходимы специальные знания. Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно вы, родители, являетесь его самыми лучшими учителями. Так, например, со счетными операциями дети знакомятся на уроках счета, дома вы закрепляете это на примерах окружающей действительности Задавая такие вопросы как: «Сколько в вашем дворе растет берез, елей, рябин? Сколько окон на одном этаже? Сколько кроватей, одеял, подушек в спальне? Сколько пуговиц на халате у мамы, на рубашке у сестры?» и т.д. Убирая овощи с огорода, можно провести следующую работу. Например, предложить сравнить морковь по высоте, ширине, толщине, найти самую короткую (длинную), узкую (широкую). Можно придумать с ребенком загадку про морковь: растет в огороде красная, длинная, можно есть сырой и вареной. Можно попробовать вылепить из пластилина морковь для зайчика, затем вместе приготовить салат из моркови, заодно обучая ребенка пользоваться теркой. Дети должны жить заботами своего дома, вместе с вами устранять непорядок в одежде, пришивать пуговицы, вешалки, штопать дырочки. Необходимо доступно показать и объяснить, как правильно пришивать пуговицу. Сначала надо учить пришивать пуговицу с двумя дырочками. Для этого потребуется цветная пуговица (закрепленный цвет) с двумя дырочками, полоска из плотного полиэтилена, иголка, нитки, ножницы. Предложите ребенку сделать цветные дорожки. Обратите внимание на то, что с иголкой нужно обращаться осторожно. Дети должны знать, что нельзя брать иголку в рот, не оставлять иголку в изделии и что хранить иголки нужно в специальной игольнице. После того, как ребенок научится пришивать пуговицы, предложите ему посмотреть одежду всех членов семьи, если нет пуговиц, то пришить недостающие. Обучая детей стирке мелких вещей(чулок, носок, носовых платков), нужно обращать внимание на рассортировку вещей по цвету, чтобы не окрашивалась одна вещь от другой. Развешивание белья после стирки может стать поводом для игры в разглядывание -посмотреть на различие в форме, цвете одежды, фактуре и качестве ткани. У детей дома должны быть постоянные обязанности по уходу за внешним видом, помещением. Умываться и чистить зубы по утрам, приводить волосы в порядок и застилать постель, уметь делать влажную уборку и пылесосить – это достигается путем многократного повторения каждого действия вместе с взрослыми, а затем с помощью вербальных инструкций. Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на ее проезжую часть, тротуар. Ребята должны уметь определять по внешним признакам назначение здания (жилой дом, школа, аптека, больница, завод и т.д.), читать, по возможности, название улиц, называть номера домов. Особое внимание следует уделить мерам безопасности. Например, ребята вырезают из старых книг изображение различных видов одежды (можно дорисовать) персонажам в соответствии со временем года. Это поможет детям одеваться по сезону, чтобы не простудиться. При этом необходимо наглядно показывать действия с колющими и режущими предметами. Необходимо научить ребенка вести диалог по телефону, сначала игрушечному, с номерами «01», «02», «03». Для закрепления и тренировки культуры поведения предложите ребенку следующие упражнения:

-покажи, как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях;

-уступи место в автобусе;

-помоги маме (бабушке) донести покупку;

-вежливо купи билеты в кассе;

-спроси у незнакомого человека, сколько времени;

-что ты сделаешь, если кто -то рядом с тобой что-то уронил;

-как спускаться, или подниматься по лестнице;

-пропусти в дверях старшего;

- куда деть фантик от конфеты на улице.Предоставляйте ребенку возможность делать самому все, что он может сделать, ставьте его в ситуацию, когда он должен приложить волевое усилие, проявить волевые качества Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бымаксимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители –основные участники психолого - педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг -звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из -за своего дефекта, сколько из -за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей –инвалидов.

Информация с сайта:

http://school3.zmeinogorsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=861:-q----q&catid=76:2016-04-18-07-23-37&Itemid=84



Предварительный просмотр:

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2015 г. N 253-п

О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законами Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области", от 02.04.2014 N 424-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных организациях" и в целях социальной поддержки обучающихся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций для детей, нуждающихся в длительном лечении, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных и муниципальных дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях (далее - дошкольные образовательные, общеобразовательные организации), обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в государственных профессиональных образовательных организациях Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Правительство Новосибирской области постановляет:

1. Установить:

1) нормы обеспечения бесплатным питанием на одного обучающегося, проживающего в общеобразовательной организации для детей, нуждающихся в длительном лечении, согласно приложению N 1;

Действие подпункта 2 пункта 1 в части коэффициентов, учитывающих посещаемость дошкольных образовательных организаций детьми с ограниченными возможностями здоровья, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2015 года (пункт 3 данного документа).

2) коэффициенты, учитывающие посещаемость обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, проживающих в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, согласно приложению N 2;

Действие подпункта 3 пункта 1 в части нормативов расходов на обеспечение бесплатным двухразовым питанием одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, не проживающего в дошкольной образовательной организации, и нормативов расходов на обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, проживающего в дошкольной образовательной организации, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2015 года (пункт 3 данного документа).

3) нормативы расходов на обеспечение бесплатным питанием в месяц на одного обучающегося, проживающего в общеобразовательной организации для детей, нуждающихся в длительном лечении, на обеспечение бесплатным двухразовым питанием в месяц одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, не проживающего в дошкольной образовательной, общеобразовательной организации, на обеспечение питанием в месяц одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, проживающего в дошкольной образовательной, общеобразовательной организации, согласно приложению N 3;

Действие подпункта 4 пункта 1 в части нормативов расходов на обеспечение бесплатным двухразовым питанием одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, не проживающего в дошкольной образовательной организации, и нормативов расходов на обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, проживающего в дошкольной образовательной организации, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2015 года (пункт 3 данного документа).

4) нормативы расходов на обеспечение одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем на год на одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, проживающего в дошкольной образовательной, общеобразовательной организации, согласно приложению N 4;

5) нормативы расходов на обеспечение бесплатным двухразовым питанием в день на одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в государственной профессиональной образовательной организации Новосибирской области, подведомственной министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, согласно приложению N 5;

6) Порядок обеспечения бесплатным питанием обучающихся, проживающих в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, согласно приложению N 6;

7) Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в государственных профессиональных образовательных организациях Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, согласно приложению N 7.

2. Признать утратившими силу с 01.09.2015 пункты 1 и 2 постановления Правительства Новосибирской области от 10.09.2012 N 411-п "О социальной поддержке обучающихся и воспитанников областных государственных и муниципальных оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа и специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.09.2015, за исключением подпункта 2 пункта 1 в части коэффициентов, учитывающих посещаемость дошкольных образовательных организаций детьми с ограниченными возможностями здоровья, подпунктов 3 и 4 пункта 1 в части нормативов расходов на обеспечение бесплатным двухразовым питанием одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, не проживающего в дошкольной образовательной организации, и нормативов расходов на обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, проживающего в дошкольной образовательной организации, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2015.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Шевченко В.В.

Губернатор Новосибирской области

В.Ф.ГОРОДЕЦКИЙ

Приложение N 1

к постановлению

Правительства Новосибирской области

от 13.07.2015 N 253-п


НОРМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПЛАТНЫМ ПИТАНИЕМ НА ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ПРОЖИВАЮЩЕГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

Наименование продуктов питания

Норма на одного обучающегося в день (гр., мл, шт.)

от 7 до 10 лет включительно

от 11 лет и старше

Хлеб пшеничный

150

200

Хлеб ржаной

100

150

Мука пшеничная

50

55

Мука картофельная

2

2

Крупа, бобовые

65

80

Макаронные изделия

65

80

Картофель

300

350

Овощи разные и зелень

350

400

Фрукты свежие

200

250

Фрукты сухие

20

20

Сок фруктовый

200

200

Сахар

70

75

Кондитерские изделия

20

25

Масло сливочное

40

50

Масло растительное

15

20

Яйцо (штук)

1

1

Творог (9%)

55

60

Молоко, кефир и другие кисломолочные продукты

550

550

Сметана

15

15

Сыр

10

10

Мясо 1 категории (в том числе субпродукты)

150

180

Колбасные изделия

20

25

Птица 1-й категории полупотрошеная

35

45

Морепродукты

15

20

Рыба (филе)

50

60

Сельдь, икра

6

10

Кофейный напиток, какао-порошок

3

4

Чай

1

1

Дрожжи

1

2

Соль, специи

8

10

Приложение N 2

к постановлению

Правительства Новосибирской области

от 13.07.2015 N 253-п

КОЭФФИЦИЕНТЫ,

УЧИТЫВАЮЩИЕ ПОСЕЩАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

Наименование муниципального образования

Коэффициенты, учитывающие посещаемость:

обучающихся, проживающих в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

в возрасте до 6 лет включительно, не проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях

в возрасте от 7 лет и старше, не проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях

проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях

Баганский район

0,9

0,9

Барабинский район

0,9

0,9

Болотнинский район

0,9

0,9

1,0

Венгеровский район

0,9

0,9

1,0

Доволенский район

0,9

0,9

Здвинский район

0,9

0,9

Искитимский район

0,9

0,9

1,0

Карасукский район

0,9

0,9

Каргатский район

0,9

0,9

Колыванский район

0,9

0,94

1,0

Коченевский район

0,9

0,9

Кочковский район

0,9

0,9

Краснозерский район

0,9

0,9

1,0

Куйбышевский район

0,9

0,9

1,0

Купинский район

0,9

0,9

1,0

Кыштовский район

0,9

0,9

Маслянинский район

0,9

0,9

Мошковский район

0,9

0,91

1,0

Новосибирский район

0,9

0,9

Ордынский район

1,0

0,9

0,91

1,0

Северный район

0,9

0,9

Сузунский район

0,9

0,9

0,8

Татарский район

0,9

0,9

Тогучинский район

0,9

0,9

Убинский район

0,9

0,9

Усть-Таркский район

0,9

0,9

1,0

Чановский район

0,9

0,9

Черепановский район

0,9

0,84

0,7

Чистоозерный район

0,9

0,9

Чулымский район

0,9

0,9

г. Бердск

0,9

0,9

г. Искитим

0,9

0,86

0,7

р.п. Кольцово

0,9

0,9

г. Обь

0,9

0,9

г. Новосибирск

0,8

0,9

0,77

0,7

Приложение N 3

к постановлению

Правительства Новосибирской области

от 13.07.2015 N 253-п

НОРМАТИВЫ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПЛАТНЫМ ПИТАНИЕМ В МЕСЯЦ НАОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПЛАТНЫМ ДВУХРАЗОВЫМ ПИТАНИЕМ В МЕСЯЦ ОДНОГООБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, НЕ ПРОЖИВАЮЩЕГО В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ,ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИТАНИЕМ В МЕСЯЦ ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

N п/п

Виды учреждений

Нормативы расходов на:

бесплатное двухразовое питание обучающегося, не проживающего в образовательной организации (рублей в месяц)

бесплатное питание обучающегося, проживающего в образовательной организации (рублей в месяц)

до 2 лет включительно

от 3 до 6 лет включительно

от 7 до 10 лет включительно

от 11 лет и старше

до 2 лет включительно

от 3 до 6 лет включительно

от 7 до 10 лет включительно

от 11 лет и старше

1

Общеобразовательные организации для детей, нуждающихся в длительном лечении

8 250,00

9 720,00

2

Дошкольные образовательные и общеобразовательные организации для обучающихся:

2.1

не проживающих в этих организациях, при пятидневной учебной неделе

1 672,00

2 376,00

2 706,00

2.2

не проживающих в этих организациях, при шестидневной учебной неделе

3 198,00

3 640,00

2.3

проживающих в этих организациях

4 170,00

5 880,00

6 690,00

7 620,00

Приложение N 4

к постановлению

Правительства Новосибирской области

от 13.07.2015 N 253-п

НОРМАТИВЫ

РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОДЕЖДОЙ, ОБУВЬЮ, МЯГКИМ И ЖЕСТКИМ

ИНВЕНТАРЕМ НА ГОД НА ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Виды учреждений

Нормативы расходов на обеспечение одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем (рублей на год)

Дошкольные образовательные, общеобразовательные организации

12 986,79

Приложение N 5

к постановлению

Правительства Новосибирской области

от 13.07.2015 N 253-п

НОРМАТИВЫ

РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПЛАТНЫМ ДВУХРАЗОВЫМ ПИТАНИЕМ В

ДЕНЬ НА ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ

МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Виды учреждений

Нормативы расходов на бесплатное двухразовое питание (рублей в день)

Государственные профессиональные образовательные организации Новосибирской области, подведомственные министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

152,51


Приложение N 6

к постановлению

Правительства Новосибирской области

от 13.07.2015 N 253-п

ПОРЯДОК

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПЛАТНЫМ ПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ

В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПЛАТНЫМ ДВУХРАЗОВЫМ

ПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,

НЕ ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ,

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ,

ОДЕЖДОЙ, ОБУВЬЮ, МЯГКИМ И ЖЕСТКИМ ИНВЕНТАРЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила и условия обеспечения бесплатным питанием обучающихся, проживающих в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях (далее - обучающиеся).

2. Бесплатное питание, бесплатное двухразовое питание (далее - бесплатное питание) обучающемуся предоставляется общеобразовательной организацией для детей, нуждающихся в длительном лечении, дошкольной образовательной организацией, общеобразовательной организацией (далее - образовательная организация) по месту обучения.

3. Бесплатное питание предоставляется в заявительном порядке в дни фактического посещения образовательной организации обучающимся.

4. Родители (законные представители) обучающегося подают руководителю образовательной организации заявление об обеспечении ребенка бесплатным питанием и представляют:

ежегодное заключение психолого-медико-педагогической комиссии по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовки по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

заключение медицинской организации о направлении ребенка в общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении.

5. Решение о предоставлении бесплатного питания оформляется приказом образовательной организации в течение пяти рабочих дней с момента представления документов.

6. Бесплатное питание предоставляется:

со дня зачисления ребенка в образовательную организацию для детей, нуждающихся в длительном лечении, или ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию на условиях обучения и проживания;

с 1 числа месяца, следующего за месяцем представления родителями (законными представителями) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья заявления и заключения, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 настоящего Порядка, в образовательную организацию по месту обучения ребенка.

7. Родители (законные представители) обучающегося обязаны в течение двух недель с момента наступления обстоятельств, влекущих изменение или прекращение прав обучающегося на обеспечение бесплатным питанием, в письменной форме извещать руководителя образовательной организации о наступлении таких обстоятельств.

8. При выявлении обстоятельств, влекущих прекращение права на обеспечение бесплатным питанием, питание прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем наступления таких обстоятельств.

9. Обеспечение одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в образовательных организациях, осуществляется этими образовательными организациями с момента зачисления обучающегося в образовательную организацию.

10. Бесплатное питание, одежда, обувь, мягкий и жесткий инвентарь предоставляются за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на социальную поддержку отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных организациях.

11. Обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем в государственных образовательных организациях Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство), осуществляется за счет субсидий на иные цели, предоставляемых из областного бюджета Новосибирской области этим образовательным организациям в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на социальное обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных организациях, в соответствии с Порядком определения объема и условиями предоставления из областного бюджета Новосибирской области субсидий государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области и государственным автономным учреждениям Новосибирской области на иные цели, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 N 435-п "О субсидиях государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области и государственным автономным учреждениям Новосибирской области".

12. Государственная образовательная организация Новосибирской области, подведомственная министерству, формирует списки обучающихся и представляет их в министерство до 1 июня текущего года.

13. Государственная образовательная организация Новосибирской области, подведомственная министерству, ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство отчет о целевом использовании субсидии, предоставленной из областного бюджета Новосибирской области государственным образовательным организациям Новосибирской области на осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий обучающихся в образовательных организациях, с приложением сводной ведомости (табеля) по учету питающихся за отчетный месяц.

14. Субсидии, полученные и не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в областной бюджет Новосибирской области и, при наличии потребности в них, используются в соответствии с бюджетным законодательством в очередном финансовом году на те же цели.

15. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета Новосибирской области на обеспечение бесплатным питанием осуществляется министерством.

16. Образовательная организация несет ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета Новосибирской области на обеспечение бесплатным питанием обучающихся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

17. Обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем в муниципальных образовательных организациях осуществляется за счет субвенций из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам, предоставляемых в соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы" (приложение N 2 к постановлению Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы").

Приложение N 7

к постановлению

Правительства Новосибирской области

от 13.07.2015 N 253-п

ПОРЯДОК

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПЛАТНЫМ ДВУХРАЗОВЫМ ПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся) в государственных профессиональных образовательных организациях Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - образовательная организация), за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

2. Бесплатное двухразовое питание (далее - бесплатное питание) предоставляется образовательной организацией обучающимся по очной форме обучения по месту обучения в заявительном порядке.

3. Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся ежегодно подают руководителю образовательной организации заявление об обеспечении бесплатным питанием и заключение психолого-медико-педагогической комиссии по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовки по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4. Решение о предоставлении бесплатного питания оформляется приказом образовательной организации.

5. Бесплатное питание предоставляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем представления обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.

6. Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны в течение двух недель с момента наступления обстоятельств, влекущих изменение или прекращение прав обучающихся на обеспечение бесплатным питанием, в письменной форме извещать руководителя образовательной организации о наступлении таких обстоятельств.

7. В случае изменения или прекращения права на обеспечение бесплатным питанием питание прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем наступления таких обстоятельств.

8. Питание предоставляется в дни фактического посещения обучающимися образовательной организации.

Обучающимся образовательных организаций на период прохождения учебной и производственной практики в организациях вне места обучения предоставляется денежная выплата на питание.

Денежная выплата взамен бесплатного питания производится на основании письменного заявления обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и приказа образовательной организации о прохождении учебной или производственной практики. Денежная выплата на период прохождения практики предоставляется обучающемуся образовательной организацией перед началом практики.

9. Обеспечение бесплатным питанием осуществляется за счет субсидий на иные цели, предоставляемых из областного бюджета Новосибирской области образовательным организациям в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство), на социальное обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных организациях, в соответствии с Порядком определения объема и условиями предоставления из областного бюджета Новосибирской области субсидий государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области и государственным автономным учреждениям Новосибирской области на иные цели, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 N 435-п "О субсидиях государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области и государственным автономным учреждениям Новосибирской области".

10. В случае если государственная профессиональная образовательная организация Новосибирской области, подведомственная министерству, создана в форме автономной образовательной организации (далее - автономная образовательная организация), для нее действует следующий порядок.

Если расходы автономной образовательной организации, источником финансового обеспечения которых должна являться целевая субсидия, осуществлены до поступления данной субсидии на отдельный лицевой счет этой организации, то такая организация вправе осуществить возмещение указанных расходов за счет целевой субсидии при соблюдении следующих условий. Указанные расходы осуществлены за счет средств автономной образовательной организации, полученных от приносящей доход деятельности, со счетов, открытых ей в кредитных организациях, или с лицевого счета этой организации, открытого в министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области. Лицевой счет может быть открыт для учета операций со средствами, получаемыми в виде субсидий из областного бюджета Новосибирской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономной образовательной организацией в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и со средствами, полученными этой организацией сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных законами, в пределах государственного задания, за выполнение работ (оказание услуг), относящихся к основным видам деятельности автономной образовательной организации, предусмотренных в ее учредительных документах.

Возмещение производится в соответствии с положениями части 3.7 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" с учетом особенностей, установленных приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 26.12.2011 N 65-НПА "Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов государственных автономных учреждений Новосибирской области министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области".

11. Отчет о целевом использовании субсидии, предоставленной из областного бюджета Новосибирской области образовательным организациям на осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий обучающихся в образовательных организациях, с приложением сводной ведомости (табеля) по учету питающихся за отчетный месяц представляется образовательной организацией в министерство ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

12. Субсидии, полученные и не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в областной бюджет Новосибирской области и, при наличии потребности в них, используются в соответствии с бюджетным законодательством в очередном финансовом году на те же цели.

13. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета Новосибирской области на обеспечение бесплатным питанием осуществляется министерством.

14. Образовательная организация несет ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета Новосибирской области на обеспечение бесплатным питанием обучающихся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Какие же права и льготы детей-инвалидов и их родителей предусмотрены в РФ?

                                                 Что значит понятие «ребенок-инвалид»?

Понятие инвалидности закреплено в статье 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно закону, инвалид – это лицо, имеющее серьезные нарушения здоровья, провоцирующие устойчивое расстройство тех или иных функций организма в результате заболеваний, травм или иных дефектов, приводящих к ограничению жизнедеятельности данного лица и необходимости его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная неспособность обслуживать себя, контролировать свое поведение, самостоятельно передвигаться, общаться, ориентироваться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от тяжести заболевания или последствий травм, а также, степени расстройства функций организма, устанавливается группа инвалидности. Детьми-инвалидами считаются лица, не достигшие 18 лет. Признать лицо инвалидом можно в результате медико-социальной экспертизы. Направление на эту экспертизу можно получить в поликлинике, больнице, пенсионном фонде или органах соцзащиты.

Права и льготы детей-инвалидов и их родителей делятся на несколько категорий:

- пенсионные льготы,

- трудовые льготы,

- жилищные льготы,

- транспортные льготы,

- льготы и права, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов,

- льготы на медицинское и санаторно-курортное обслуживание детей-инвалидов,

- налоговые льготы.

                                       Пенсионные льготы для детей-инвалидов и их родителей.


В соответствии с законом, детям-инвалидам и их родителям (или другим лицам, осуществляющим уход за ними) полагаются некоторые пособия.

Во-первых, в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях», дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию и надбавки к ней.

Во-вторых, согласно Указу президента РФ от 17 марта 1994 года №551, трудоспособные лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами и по этой причине не работающими, имеют право на пособие в размере 60% от МРОТ.

В-третьих, в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях», матери детей-инвалидов, воспитавшие своих детей до 8-летнего возраста, имеют право на начисление пенсии с 50 лет при наличии 15-летнего трудового стажа. Все время ухода за ребенком засчитывается в трудовой стаж матерям.

                                          Трудовые льготы для родителей детей-инвалидов.


Трудно даже представить, как тяжело работать матери, ухаживающей за ребенком-инвалидом. А нанять няню, умеющую работать с особенными детьми крайне сложно – тем более, не каждому это по карману. Кроме того, редкая мать согласится оставить своего ребенка на чужого человека, зная о его беспомощности.

В связи с этим, в законодательстве РФ предусмотрены трудовые права и льготы для родителей детей-инвалидов.

Например, в соответствии с КЗоТ РФ, если женщина является матерью ребенка-инвалида, не достигшего 16 лет, она имеет право на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день с сохранением заработной платы, в зависимости от отработанного времени.

Кроме того, женщин, имеющих на руках детей-инвалидов, закон запрещает привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки без их письменного на то согласия.

В связи с тем, что инвалидность – это всегда дополнительные расходы в условиях менее разнообразного выбора на рынке труда, работодатель, согласно закону, не имеет права отказывать матери ребенка-инвалида в приеме на работу, объясняя это наличием у нее больного малыша.

Среди прав и льгот родителей детей-инвалидов имеется также запрет на увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка-инвалида, по инициативе работодателя. Исключение составляют только случаи ликвидации предприятия. Но и в этом случае мать ребенка-инвалида могут уволить только при условии ее последующего незамедлительного трудоустройства. Эти нормы прописаны в КЗоТ.

В соответствии с тем же КЗоТ, одному из работающих родителей ребенка-инвалида положено 4 дополнительных выходных дня в месяц. Эти выходные дни можно разделить между собой, если работают оба родителя, либо использовать в одиночку.

                                              Жилищные льготы детей-инвалидов и их родителей.


Для того, чтобы хотя бы немного облегчить жизнь детям-инвалидам и их родителям, закон предусматривает некоторые жилищные льготы для детей-инвалидов и их родителей.

Среди таких льгот выделяются следующие:

- право на первоочередное предоставление жилых помещений (в самую первую очередь жилье получают дети, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний).

- право на дополнительную жилую площадь (отдельная комната или дополнительные 10 кв.метров) при наличии у ребенка-инвалида заболеваний, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ №214 от 28.02.1996г. и Приказом Департамента здравоохранения г.Москвы от 26.03.1996г. №175. При этом предоставленная жилая площадь не считается излишней и оплачивается в одинарном размере с учетом имеющихся льгот детей-инвалидов и их родителей.

- право на первоочередное получение земельных участков (в соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.)

- льготы детей-инвалидов и их родителей распространяются также и на размер квартплаты – семьи, имеющие детей-инвалидов, пользуются скидкой не менее 50% на оплату квартиры, коммунальных и других видов услуг по содержанию жилья.

                                           Транспортные льготы детей-инвалидов и их родителей.


Как сами дети-инвалиды, так и лица, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда в общественном транспорте городского и пригородного сообщения (за исключением такси).

Основанием для получения этого права ребенком-инвалидом служит наличие пенсионного удостоверения и документа, удостоверяющего личность. Лицо, ухаживающее за ребенком-инвалидом, получает право бесплатного проезда на основании справки единого образца, выдаваемой органами социальной защиты, и документы, удостоверяющего личность. Основанием для получения такой льготы детьми-инвалидами и их родителями служит ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.

Что касается стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта, то дети-инвалиды имеют право на скидку 50%. Эта скидка действует неограниченное количество раз в период с 1 октября по 15 мая и одни раз (проезд туда и обратно) в летний период.

Так как дети-инвалиды нуждаются в частых медицинских осмотрах и лечении, закон дает право бесплатного проезда для детей-инвалидов и их родителей к месту лечения и обратно, если в законодательстве РФ на тот момент не имеется более льготных условий. Но нужно учитывать – данной льготой может пользоваться только родитель, сопровождающий ребенка-инвалида к месту лечения. Кроме того, льготный проезд возможен только в автобусах пригородного, междугородного или внутрирегионального направлений.

                              Льготы и права, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов.


Ни для кого не секрет, что обучение и воспитание детей-инвалидов – тяжкий труд. И для того, чтобы помочь таким детям адаптироваться в социуме и почувствовать себя такими же, как и остальные (насколько это возможно, конечно), необходимо очень серьезно постараться. С этой целью и созданы льготы и права для детей-инвалидов, связанные с их воспитанием и обучением.

Специально для детей-инвалидов дошкольного возраста создаются все необходимые условия для возможности посещения дошкольных учреждений вместе с другими детьми. В случае, если состояние ребенка слишком тяжелое, его направляют в специализированное дошкольное учреждение, предназначенное для детей-инвалидов. Такая норма прописана в ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.

Все дети-инвалиды пользуются правом первоочередного поступления в дошкольное учреждение (в соответствии с Указом президента РФ от 02.10.1992г.

Также имеются некоторые другие льготы для родителей детей-инвалидов. В частности, родители ребенка-инвалида имеют право на освобождение от оплаты детского дошкольного учреждения. Эта норма прописана в Постановлении Верховного Совета РФ от 6.03.1992г. №2464-1.

В случае, если ребенок-инвалид не способен обучаться в коллективе, имеется возможность организовать его обучение на дому и в негосударственных образовательных учреждениях. Порядок организации такого рода обучения и другие нюансы, касающиеся домашнего образования, можно найти в Постановлении Правительства РФ от 18.07.1996г. №861.

Согласно ФЗ РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12, для обучения детей-инвалидов создаются специальные коррекционные группы, классы или целые образовательные учреждения. Благодаря таким мерам, происходит успешное обучение, воспитание и интеграция в общество детей-инвалидов. Финансирование таких образовательных учреждений осуществляется в большем объеме, чем финансирование других образовательных учреждений. Причем отправлять детей в эти образовательные учреждения можно лишь на основании заключения врача и при согласии родителей или опекунов.

                          Льготы на медицинское и санаторно-курортное обслуживание детей-инвалидов.


Дети-инвалиды часто нуждаются в дорогостоящих лекарствах, поэтому закон дает право на такого рода льготы детям-инвалидам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. №890 и Постановлением Правительства РФ от 10.07.1995г., дети-инвалиды имеют право на бесплатные лекарства и иные средства реабилитации (коляски, протезно-ортопедические изделия и т.д.) по рецепту врача.

Дети-инвалиды также имеют право на бесплатное предоставление санаторной путевки для ребенка-инвалиды и лица, сопровождающего его. Если лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, официально трудоустроено – ему выдается листок временной нетрудоспособности в связи с сопровождением ребенка.

                            Налоговые льготы детей-инвалидов и их родителей.


Для родителей детей-инвалидов предусмотрены некоторые налоговые льготы. Например, совокупный доход, облагаемый налогом, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда одного из родителей (по их выбору), на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода ребенок-инвалид.

Данная льгота для родителей детей-инвалидов может быть получена на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства и медицинской справки, подтверждающей необходимость постоянного ухода за ребенком. Кроме того, будет необходима справка из жилищного органа о совместном проживании ребенка-инвалида и его родителей.

При этом необходима справка, подтверждающая тот факт, что данной льготой пользуется только один родитель.

Знайте свои права и помните – безвыходных ситуаций нет!

Права и льготы детей-инвалидов и их родителей в РФ закреплены в законе –

и они должны выполняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

Мастер-класс с родителями на заседании клуба родителей детей с ОВ «Добросвет» на тему: «Сувенир-обезьянка из шпагата и кофейных зерен».

Выступление с презентацией на тему: «Совместное творчество – путь к семейным традициям». По шаговый мастер-класс с родителями и детьми «Сувенир-обезьянка из шпагата и кофейных зерен»....

Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»

Памятка для родителей«Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста.  Почему необходимо? Потому что начи...

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»

Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия.  Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...

Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...

Мастер – класс «Родитель - родителю» как способ получить новые знания, умения, навыки родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

С статье освещен опыт проведения мастер-классов "Родитель-родителю" родителями воспитывающими детей с ТМНР....

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...