Родительское собрание "Свободное время школьников"
консультация на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_svobodnoe_vremya_shkolnikov.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Свободное время школьников»

Цели:

актуализировать проблему общения родителей со своими детьми-школьниками в свободное время;

выработать рекомендации для родителей, как помочь подросткам интересно и с пользой проводить свободное время.

Подготовительная работа:

- анкетирование учащихся.

Оборудование: мультимедиапроектор для демонстрации презентации.

СЛАЙД 1

Большоое спасибо, что пришли!

СЛАЙД 2

Тема: Свободное время школьников

СЛАЙД 3

Мы знаем – время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его …

Н. Заболоцкий

Добрый день, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвящаем очень важной проблеме - проблеме свободного времени школьников.

Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. 
Свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. 

СЛАЙД 4

«У человека портится голова, сердце и нравственность, если он не знает, чем ему занять день»

К.Д. Ушинский

Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский более 100 лет назад писал, что «У человека портится голова, сердце и нравственность, если он не знает, чем ему занять день». С мыслями К. Д. Ушинского перекликаются мысли не менее известного советского писателя А. М. Горького, который говорил, что на день надо смотреть, как на маленькую жизнь, надо проверять, чем богата эта жизнь.

СЛАЙД 5

Способны ли наши дети смотреть на день, как на маленькую жизнь?

Чем ученик может заполнить свое свободное время, во многом зависит от нас с вами – взрослых: проведет ли его с пользой для себя и или будет искать весьма сомнительные развлечения. Только 25—35 ч в неделю учащиеся бывают в школе, а чем они заняты во внеурочное время, как организован их досуг? Как научить детей разумно и интересно отдыхать? Все эти проблемы возникают в повседневной жизни.

Принято считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования не подтвердил этого утверждения.

Я думаю, вам будет интересно и не менее полезно узнать об этом небольшом социологическом исследовании.

В интервале от двух до пяти часов в день дети, как правило, свободны.

СЛАЙД 6

- Как дети понимают сочетание «свободное время»?

Ответы детей:

- Это когда я делаю, что хочу

- это время, когда я свободен

- отдых, игры, развлечения был и такой ответ:

- «свободное время» - это ничего не делать.

- Большинство ребят в свободное время гуляют по улице с друзьями, играют на компьютере, смотрят телевизор, лишь немногие занимаются спортом, рисуют, читают, два человека предпочитают рыбалку.

Надо было продолжить предложение: Если бы я имел достаточно денег, я бы…

наиболее частые ответы:

- купил машину, планшет, телефон, купил большой дом, съездил на море, открыл бы свой бизнес – это как бы для себя, любимого.

Были и такие ответы: отдал, тому, кому они нужны больше всего, сделала подарок маме, возродил колхозы, купил что-нибудь для класса. И есть один ответ: уехал бы.

Что говорить - проблема досуга подростков стоит остро. Им действительно часто нечем заняться.

В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.

Для подростка основная форма отдыха и развлечения, в ходе которой идет обмен мнениями и оказывается взаимовлияние, - общение с друзьями. Прогулки, встречи с друзьями, посещение гостей – все это занимает примерно 8 – 12 часов в неделю.

Подростки очень часто не говорят своим родителям, куда и с кем отправляются гулять и к какому часу вернутся.

Вечерние часы дети довольно часто заполняют бесцельной прогулкой. «Пойдем, походим» - так определяется форма досуга.

Усилить внимание к досугу своих детей чрезвычайно важно, тем более что регулирование поведения школьников весьма затруднительно. Но без контроля невозможно сформировать личность. Пословица гласит:

СЛАЙД 7

«Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет»

Подавляющее большинство подростков хотело бы в свободное время «освободиться» от родителей и вообще от взрослых. Их тянет к сверстникам. Это естественно и совсем не плохо. Хуже другое. Одни группы и компании, собираясь за неимением приспособленных помещений в заброшенных домах, в гаражах, не знают, как занять себя, желая показаться взрослыми, начинают пить, курить. Другие подростки, почувствовав силу, начинают действовать агрессивно, нападают на тех, кто от них отличается.

В такую компанию ребята из так называемых благополучных и неблагополучных семей попадают разными путями. Первые пытаются избавиться от излишней опеки, ищут самостоятельности, вторые – уходят от домашних скандалов, семейных неурядиц. Но у тех и у других есть общий мотив – нечем заняться. И у тех и у других нет интересных увлечений, общих интересов с родителями. Наконец, и тем и другим, мы, взрослые, не можем предложить достойной альтернативы. На улице же подростки находят то, чего им не хватает: дружеское отношение, одобрение, выручку.

Важно обратить внимание на еще один очень печальный факт. Год от года уменьшается число ребят, посещающих секции и кружки.

Надо отметить, что основная масса современных школьников мало читают. Связь чтения с отношением к учебе и ценностными ориентациями семьи очевидна. Книга может стать потребностью у подростка только в том случае, если такую потребность имеют родители.

Семейное чтение – это тоже одна из форм общения.

С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, присутствующие здесь родители в свое время тоже собирали значки, открытки, марки.

СЛАЙД 8

ВОПРОС: А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние школьники?

Ответы родителей

Исследования и наблюдения показывают, что они предпочитают собирать банки из-под пива, пробки, вырезки из журналов, вкладыши от жевательных резинок. И лишь немногие ребята, продолжая традиции своих родителей, собирают марки, значки.

СЛАЙД 9

ВОПРОС: Знаете ли вы, какое хобби у вашего ребенка?

Ответы родителей?

Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому надо учить детей и подростков. Здесь мы не можем не вспомнить о роли и примере родителей.

К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени уделяют общению с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени.

СЛАЙД 10

«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает»

- это удивительное по точности замечание древнего мудреца Сенеки о времени, которое проживает по-своему каждый из нас: и мы, взрослые, и наши дети. Тот же Сенека советовал:

по щелчку

«Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего»

Это касается не столько нас с вами, сколько наших детей. Для них умение организовать сегодня свободное время – завтрашний характер, а значит – судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга

(компьютерные игры, аудио - музыкальные устройства и т. д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главными «пожирателями» времени и взрослых, и детей стали телевизор и компьютер. И даже если родители не на работе, непосредственные контакты детей и взрослых сводятся к минимуму.

Многие школьники вследствие своей любознательности, любопытства, отсутствия прочных навыков соблюдения режима дня смотрят все, что появляется на экране либо убивают все свободное время за игрой на компьютере. Некоторые родители не только не ограничивают своих детей во времени, но даже снисходительно относятся к такому времяпрепровождению их детей, усматривая в этом одно из лучших средств отвлечения их от «пагубного» влияния «улицы», «неблагонадежных друзей». По данным врачей-гигиенистов, такие зрелищные мероприятия, как просмотр телевизионных передач, кинофильмов и др. при всей их занимательности, пользе для развития ребенка, представляют значительную физиологическую нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха. Отводимое на эти передачи время следует регламентировать. Установлена максимальная продолжительность просмотра детьми телевизионных передач: для младших школьников — 1ч, не более 2—3 раз в неделю; у компьютера можно проводить не более получаса.

Возвратимся к анализу детских анкет.

Наши дети в основном ориентированы на общение с родителями, но общаются с ними редко. Основные формы досугового общения и взаимодействия с родителями – ужин, просмотр телевизора, работа по дому или во дворе. В анкетах дети часто высказывают сожаление о том, что редко общаются со своими родителями. В некоторых случаях подростки отмечают, что «говорить с родителями как-то не о чем». Содержанием общения являются преимущественно краткие не конкретные разговоры (реплики) о настроении, об оценках, о школе и об актуальных событиях (которые только что произошли).

СЛАЙД 11

АНКЕТА: Я мечтаю, что с родителями я 

ответы наших детей:

уеду отсюда, поеду в гости, поеду на море или в путешествие, буду жить в большом доме. Был и такой ответ: умру с ними в один день, что говорит об очень большой привязанности к родителям. Около 26% детей не ответили на этот вопрос. Почему? Не хочется думать, что они просто не связывают свои мечты и желания с родителями. Хотя, надо отметить, что если на первом месте среди «трех важных жизненных желаний» подростки и пишут – хочу много денег, на 2 – хочу хорошую работу (трое хотят стать бизнесменами), окончить школу и получить аттестат, построить дом, посадить дерево, создать свою семью, хочу на море, жить за границей, купить машину, скутер и планшет., хочу, чтобы мама с папой не пили и не ругались… интересным показался такой ответ одного респондента: хочу, чтобы у всех детей были конфеты, мечтаю о мире во всем мире, и чтобы Россия была самой сильной державой.

     К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, а тем белее на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят на  воспитание детей 9,6% своего свободного времени, что составляет 21 минуту, а в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. По данным еще одного исследования получилось, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение и воспитание детей и занятия с ними в течение недели (включая субботние и воскресныедни), колеблется от 8—9 часов у матерей до 6 часов у отцов. Есть о чем задуматься.

Обычно дети имеют весьма смутное и поверхностное представление о том, как работают их родители, какие у них деловые качества, как складываются их отношения на рабочем месте. Но о том, как папы и мамы проводят свое свободное время, детям известно значительно больше, поскольку они все это видят собственными глазами.

Я не буду убеждать вас, дорогие родители, в необходимости совместного проведения досуга с вашими детьми. Исследования показывают, что, достаточно велико число одиноких подростков: многие учащиеся не имеют партнеров по общению (которым можно полностью довериться) не только среди родителей, но даже среди сверстников. И это при том, что товарищеская обстановка в коллективе может считаться вполне благополучной.

Огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору, к компьютеру в ущерб другим, более активным, формам проведения свободного времени.

И, наконец, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга.

Наши дети не научены интересно и содержательно отдыхать. Кто в этом виноват. Прежде всего, мы, – родители.

СЛАЙД 12

Каким видят своё будущее наши с вами дети?

Главная цель в жизни для них: стать бизнесменом, семья и карьера, вырасти, стать счастливым и успешным.. Мы же с вами – семья и школа должны помочь им осуществить свои мечты.

В нашей школе для организации свободного времени учащихся в этом учебном году работают спортивная секция, различные кружки. Но, к сожалению, мы не имеем возможности все 24 часа находиться с вашими детьми.

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей. А если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения.

Заканчивая наш разговор, хочется привести слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока:

СЛАЙД 13

«Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогает сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».

СЛАЙД 14

Рекомендации родителям.

Больше внимания уделяйте общению с детьми.

Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное начало в их действиях, поступках, поведении.

Чаще отдыхайте вместе с детьми.

По мере возможности посещайте культурные учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свободное время школьника и его проведение

Говоря о свободном времени ребёнка и его проведении, следует в первую очередь учитывать возраст ребёнка. Если младшие школьники предпочитают большее время проводить дома,  то подростки стремятся ...

Родительское собрание: Свободное время школьника: приоритет семьи или школы?

мы выяснили, что приоритет в организации свободного времени в настоящее время принадлежит школе, и в ходе нашего разговора пришли к общему мнению, что это неправильно, в этом мнения родителей и детей ...

Беседа с родителями "Свободное время школьников: приоритет школе или семье?"

Беседа с родителями "Свободное время школьников: приоритет школе или семье?"...

«Свободное время школьников. Приоритет школы или семьи?»

Свободное время - важное социальное педагогическое явление и понятие, охватывающее большой круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организ...

Родительское собрание "Свободное время школьников"

Родительское собрание "Свободное время школьников"...