Основные этапы становления речи
консультация на тему

В докладе кратко охарактеризованы основные этапы становления речи от рождения до школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_osnovnye_etapy_stanovleniya_rechi.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы становления и формирования речи от 1 года до выхода в школу

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

 Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью (развитие тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного):

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать; с 6 мес.- произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.); с 7 — 9 мес.- начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков; с 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

 Этап становления активной речи. В это время ребенок очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом речь носит ситуационный характер. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

У большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение (дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации).

На протяжении периода у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, формируется фонематическое восприятие. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов.  Формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. К 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.  В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет) - этап сознательного усвоения речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Дальнейшее совершенствование речи. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Самоактуализация школьника как один из этапов становления конкурентноспособной личности посредством формирования умений и качеств XXI века».

ДАННАЯ РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ САМОПОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИИ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. ОсНОВНЫ...

Презентация "Этапы становления педагога психолога"

В презентации показан пошаговый метод формирования профессиональной карьеры...

"Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения"

В сфере профессионального самоопределения помощь психолога необходима почти каждому. Специалист помогает ориентироваться подрастающему поколению в мире профессий исходя из индивидуальных качеств...

Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс.

Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс. Всеобщая история....

Формирование начальных навыков на этапе становления вокального ансамбля

В данном методическом материале говорится о формировании основных певческих навыков, таких, как певческое дыхание на опоре, развитии вокального слуха, приобретении дикционных навыков, а также способах...

Основные этапы становления личности человека (по Н. Г. Бургу)

В этом документе содержится информация на тему того, что происходит с ребенком в возрасте от 0 о 7 лет....

Основные этапы развития детской речи

Презентация на тему: "Основные этапы развития детской речи".В презентации предствалена краткая, тезисная информация по данной теме. Презентация будет полезна как студентам дефектологического...