«Образование в условиях инклюзивной практики».
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лазарева Светлана Александровна

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социальных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья.

По оценкам Министерства  образования и наука РФ, сегодня в России живет 450 тысяч детей школьного возраста с ранней степенью отклонений в развитии и здоровье. В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Поэтому сегодня перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Образование в условиях инклюзивной практики».

«Оказание детям (а детям риска особенно)

 постоянной необходимой педагогической поддержки,

 делает их успешными, победными как в учении,

 так и в жизни, социальном становлении, развитии»

Г.Ф.Кумарина

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социальных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья.

По оценкам Министерства  образования и наука РФ, сегодня в России живет 450 тысяч детей школьного возраста с ранней степенью отклонений в развитии и здоровье. В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Поэтому сегодня перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

Социальная адаптация- это не излечение от недугов детей с нарушением развития с последующим включением их в уже ставший привычным для нас ритм жизни. Это создание условий, в которых люди с ограниченными возможностями могли бы вести полноценную, достойную человека жизнь.  В России, в нашей Ульяновской области существует сеть специальных образовательных учреждений. Но сложившаяся система, как показывает опыт, ограничивает выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводит к дальнейшей маргинализации молодых людей.  У нас в городе всего два специализированных учреждения, поэтому родителям приходится тратить время и деньги на подвоз ребенка до места обучения.

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано  путем организации инклюзивного обучения. Инклюзия – это система взглядов, основанная на  соблюдении прав человека, которые ему гарантирует Конституция.

Дети с  недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Инклюзия – это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и социальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог  учиться с наибольшей для себя пользой. Внедрение системы инклюзивного образования в конкретной школе необходимо начинать с подготовки преподавательского состава на специальных курсах и семинарах, где участникам раскрываются те или иные аспекты совместного обучения.

Родителям необходимо знать , что дети с ОВЗ принимаются в школу на всех этапах образовательного процесса. Ребёнок может быть зачислен в школу, начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым классом. Учителя инклюзивных классов составляют календарно-тематическое планирование, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учебные планы и цели подстраиваются под способности, возможности и потребности «особых детей».  Необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков. Система сдачи ЕГЭ для детей с ДЦП также отличается от обычной. Для них предусмотрена щадящая форма сдачи экзамена. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы, класса.  Примером могут быть утренники, олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы, совместные поездки. В моем классе обучается ребенок инвалид  детства, нарушение опорно- двигательного аппарата. Ребенок с пятого класса посещает все мероприятия. Вместе с классом ездил на экскурсии в Казань, Йошкар-Олу.  Таким образом, инклюзивное обучение гарантирует родителям прв обучать ребенка с проблемами развития в общеобразовательных заведениях. Однако следует помнить, что включение данной категории детей в систему общеобразовательной школы - это не самоцель, а способ создания наиболее благоприятных условий для развития ребенка.  Процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и школы будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения, сочетающегося с реальным знанием о возможностях детей со специальными образовательными потребностями, конкретной практической помощью во всех сферах его жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"

Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.Рассмотрен процесс постеп...

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с ребенком  в ходе образовательного процесса и процесса социализации. Деят...