Понятие о психике человека
статья на тему

Кропотина Галина Николаевна

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способность отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_psihike_cheloveka.docx18.38 КБ
Файл ponyatie_o_psihike_cheloveka.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о психике человека. Классификация психических явлений. Возникновение и развитие психики человека.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способность отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

Психология изучает:

- возникновение и развитие психики

- нейрофизиологические основы психической деятельности

- сознание человека как высшую форму психики

- закономерности формирования психических образов

- структуру психики

- познавательные, волевые и эмоциональные процессы

- индивидуально – психологические особенности личности

Методы психологии:

- Метод эксперимента – основной метод психологии, отличается тем, что исследователь специально создаёт обстоятельства, стимулирующие проявления определённого психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его развитие и динамику.

- ^ Метод наблюдения – предполагает объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, метод анкетирования, метод клинической беседы.

- ^ Метод тестирования – диагностика психических возможностей индивида.. Тест – краткое, стандартизированное, ограниченное во времени испытательное задание.

- ^ Биографический метод – выявление ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.

  Психика возникла и сформировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых влияний и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
   Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.
^   Психика человека – субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.
Психика человека приобретает особую форму – сознания, порождаемую общественным способом его существования.
^   Психический образ – целостное, закодированное отражение части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
 Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения).

   Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определённые действия, осуществлять образное мышление, проигрывать варианты поведения.
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.
Классификация психических явлений:
Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства личности

Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно – регуляционной деятельности. Они бывают познавательные, волевые и эмоциональные.
 Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности, определяемое её содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Свойства личности:

- темперамент

- направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы)

- способности

- характер.
Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько млн. лет назад. Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, затем началось изготовление орудий труда, и возникла общественная взаимозависимость людей.
 Неандерталец научился добывать огонь и перешёл от собирательства к охоте. Началась миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы.
С усовершенствованием строения кисти руки – развитием большого пальца – расширились хватательные рефлексы. Грубые челюсти стали тоньше – речевое общение.
Зачатки членораздельной речи – 1,5 млн. лет назад.
Процесс человекообразования завершился в эпоху верхнего палеолита (40 тыс. лет назад), когда сформировался человек разумный.
В конце палеолита – древнекаменного века – начал формироваться первобытно – общинный строй.
В эпоху нового каменного века – неолита (8 – 3 тыс. до н.э.) совершенствовалась техника изготовления каменных орудий.
Во 2 тыс. до н.э. железный век – появилась письменность – мощное средство фиксации социально – культурных достижений.
Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека.
Возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека.
Особенности психики человека:

Человек владеет знаниями.

Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности.
Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием (наука, искусство, вера и религия).

Сознание связано с самосознанием, саморефлексией.

Сознание – психическая саморегуляция человека на основе отражения действительности в социально выработанных формах – понятиях и оценочных суждениях.



Предварительный просмотр:

Понятие о психике человека. Классификация психических явлений. Возникновение и развитие психики человека.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способность отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

Психология изучает:

- возникновение и развитие психики

- нейрофизиологические основы психической деятельности

- сознание человека как высшую форму психики

- закономерности формирования психических образов

- структуру психики

- познавательные, волевые и эмоциональные процессы

- индивидуально – психологические особенности личности

Методы психологии:

- Метод эксперимента – основной метод психологии, отличается тем, что исследователь специально создаёт обстоятельства, стимулирующие проявления определённого психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его развитие и динамику.

- ^ Метод наблюдения – предполагает объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, метод анкетирования, метод клинической беседы.

- ^ Метод тестирования – диагностика психических возможностей индивида.. Тест – краткое, стандартизированное, ограниченное во времени испытательное задание.

- ^ Биографический метод – выявление ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.

  Психика возникла и сформировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых влияний и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
   Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.
^   Психика человека – субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.
Психика человека приобретает особую форму – сознания, порождаемую общественным способом его существования.
^   Психический образ – целостное, закодированное отражение части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
 Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения).

   Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определённые действия, осуществлять образное мышление, проигрывать варианты поведения.
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.
Классификация психических явлений:
Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства личности

Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно – регуляционной деятельности. Они бывают познавательные, волевые и эмоциональные.
 Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности, определяемое её содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Свойства личности:

- темперамент

- направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы)

- способности

- характер.
Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько млн. лет назад. Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, затем началось изготовление орудий труда, и возникла общественная взаимозависимость людей.
 Неандерталец научился добывать огонь и перешёл от собирательства к охоте. Началась миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы.
С усовершенствованием строения кисти руки – развитием большого пальца – расширились хватательные рефлексы. Грубые челюсти стали тоньше – речевое общение.
Зачатки членораздельной речи – 1,5 млн. лет назад.
Процесс человекообразования завершился в эпоху верхнего палеолита (40 тыс. лет назад), когда сформировался человек разумный.
В конце палеолита – древнекаменного века – начал формироваться первобытно – общинный строй.
В эпоху нового каменного века – неолита (8 – 3 тыс. до н.э.) совершенствовалась техника изготовления каменных орудий.
Во 2 тыс. до н.э. железный век – появилась письменность – мощное средство фиксации социально – культурных достижений.
Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека.
Возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека.
Особенности психики человека:

Человек владеет знаниями.

Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности.
Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием (наука, искусство, вера и религия).

Сознание связано с самосознанием, саморефлексией.

Сознание – психическая саморегуляция человека на основе отражения действительности в социально выработанных формах – понятиях и оценочных суждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительное и отрицательное влияние компьютера на психику человека.

Эта статья была напечатана в газете. Мои рекомендации родителям....

Влияние информационных технологий на психику человека

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях челов...

Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.

С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...

Поведение и психика человека

Цель: ознакомить с ролью И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; дать определение условных и безусловных рефлексов. Задачи: Образовательные:углубить знания о...

"Влияние музыки на тело и психику человека"

Как музыка влияет на самочувствие человека....