Влияние информационных технологий на психику человека
творческая работа учащихся по информатике и икт (11 класс) на тему

Бояринева Яна Юрьевна

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.

Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно.

Имеющиеся данные англоязычной литературы об ухудшении здоровья пользователей ПК носят отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на зрение, возникновении патологических изменений в глазах, учащении эпилептических припадков всё же опубликованы. Замечен также дискомфорт мышечной ткани, кожных покровов.

Особое внимание хотелось бы уделить проблеме влияния ПК на психику человека.

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • анализ понятия «компьютерной зависимости»
  • определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости
  • обзор специфических компьютерных стрессоров
  • проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления компьютерной зависимости.

Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Донская Академия Наук Юных Исследователей

Наименование секции: Психология

Исследовательская работа

Тема: «Влияние информационных технологий на психику человека»

Автор работы:

Сумарокова Ирина Геннадьевна, 11 класс,

НОУ Экономический лицей г. Гуково

Руководитель:

Бояринева Яна Юрьевна,

преподаватель математики и информатики

        г. Ростов-на-Дону

2010 г.


Содержание

Введение

3

1.

Появление компьютерной зависимости

4

1.2

 Признаки  компьютерной зависимости

6

1.3

Механизмы компьютерной зависимости

7

1.4

Формирование компьютерной зависимости

9

1.5

Плюсы и минусы компьютерной зависимости

11

2.

Новая болезнь человека третьего тысячелетия

13

2.1

 Игра или работа?

14

3.

Острый стресс

15

3.1

Компьютерные стрессы

15

3.2

Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы

17

4.

Экспериментальная часть

18

4.1

Сведения об испытуемых и использованные методики

18

4.2

Анализ результатов

23

Список использованных источников    

27


Введение

Научно-технический прогресс, набравший к концу прошлого столетия огромную скорость, стал базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. Вполне вероятно предположить, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Многие организации, компании и фирмы уже не могут осуществлять свою деятельность без компьютерных сетей.

В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто  буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. Но даже не этим ограничивается зависимость человека от компьютера.

Компьютер сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • анализ понятия «компьютерной зависимости»
  • определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости
  • обзор специфических компьютерных стрессоров
  • проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления признаков компьютерной зависимости.

Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.


  1. Появление компьютерной зависимости

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

  1. Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
  2. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
  4. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
  5. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
  6. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
  7. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
  8. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком.

Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

У многих людей возникает вопрос о том, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера. Ответ напрашивается как бы сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком, и вот результат!  Однако, к несчастью, ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады.

Психолог М. Гриффитс делит зависимых игроков на две категории. Первые любят играть в сети группами. Это так называемые ролевые игры. Главное для них – похвала группы в случае победы. В отличие от них вторые используют компьютер для бегства от чего-либо, от каких-либо проблем. Иными словами, в формировании компьютерной зависимости «участвуют» те же психологические факторы, что и в формировании зависимости к психоактивным веществам.

1.1 Признаки  компьютерной зависимости

Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг.

Рассмотрим эти признаки:

когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

начал проводить ночи у компьютера;

начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

1.2 Механизмы компьютерной зависимости

Поговорим о механизме формирования компьютерной зависимости. Он основан на частично не понимаемых требованиях организма и психической системы, заключающихся в желании окунуться в роль своего персонажа и тем самым отрешиться от действительности. Данные механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности. Эти мотивы проявляются уже после первого знакомства ребенка с той или иной компьютерной игрой. Можно сказать, что независимо от того, зачем подросток стал играть в ту или иную игру, у него сразу происходит формирование игровой зависимости.

В дальнейшем на основе индивидуальных особенностей и мотива игры начинает формироваться зависимость. Итак, рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.

Первый механизм – это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность ребенка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. Термин «уход от реальности» обозначает не просто уход из общества или социума, а именно уход от реальности. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако, чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую – виртуальную.

Психологические аспекты механизма формирования зависимости основаны на естественном стремлении подростка или ребенка избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности.

При помощи ролевой игры ребенок сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, хлопот и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти 100 %-ная замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости. Здесь мы находим схожие черты формирования зависимости от приема наркотических препаратов. При употреблении наркотиков закрепление тяги и устойчивой потребности напрямую зависит от частоты и регулярности приема наркотиков. Так же дело обстоит и с компьютерной зависимостью: чем больше и чаще сидишь за компьютером, тем сильнее «втягиваешься», а в дальнейшем доходит до такой крайности, когда уже просто не в состоянии обходиться без компьютерной игры.

Следующий механизм формирования компьютерной зависимости – это принятие роли. В основе этого механизма лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. Для ребенка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни. Мы привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Эти игры являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре.

Ролевая игра – это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется не осознаваемая человеком познавательная потребность, в результате чего ребенок получает удовольствие. Сам процесс формирования зависимости полностью построен на желании и острой необходимости в принятии роли. После того как ребенок несколько раз играет в ролевую игру, он замечает, что может принимать на себя роль своего компьютерного персонажа. Он понимает, что здесь он вполне может удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Он осознает, что его компьютерного персонажа уважают, он сильный, умный, предприимчивый, нахальный, с его мнением считаются, он может убить сотню врагов сразу, и для ребенка очень приятно входить в роль этого героя, чувствовать собственную силу и мощь, тогда как в действительности попасть в подобные ситуации и остаться живым у него вряд ли получится. Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной. Таким образом, игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовывать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функций.

Таким образом, возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:

желание и острая необходимость в уходе от реальности;

потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.

Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.

Вполне возможно, что если ребенок полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то, может быть, у него не возникнет желания уходить в другой мир – мир виртуальный. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

Следует также отметить, что среди компьютерных игровых программ выделяются две разновидности:

программы развлекательного и тренингового типа;

программы обучающего и развивающего типа.

Программы развлекательного и тренингового типа не требуют особого уровня интеллектуального развития ребенка и предназначены для тренировки двигательных навыков и быстроты сенсомоторных реакций. Вместе с тем компьютерная игра представляет собой новый тип игры. При данном типе игр от ребенка требуется не только определенная зрелость сенсомоторных навыков, но и умение длительно наблюдать за своими действиями, а самое главное – анализировать их результаты. Поэтому ребенка необходимо специально обучать навыкам взаимодействия с компьютером, необходимо объяснить, какие действия и в какой последовательности управляют компьютерной программой. Опасность, которая проявляется в болезненной зависимости от игр, основывается на бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Установлено, что так называемым побочным эффектом компьютерных игр является чрезмерная вовлеченность. При этом происходит нарастание агрессивности, особенно это выражено у детей более младшего возраста. Повышенный уровень тревожности возникает в отсутствие возможности реализовать игровое пристрастие.

1.3 Формирование компьютерной зависимости

Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно.

Можно выделить стадии формирования данной зависимости.

1. Стадия легкой увлеченности.

После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.

Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стильем существования, вызывающим данную патологию.

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

1.4 Плюсы и минусы компьютерной зависимости

Пытаясь познать неизведанное, человек готов проводить за компьютером часы, а то и дни. В этом его отдых, развлечение, успокоение и источник познания. Конечно, созданные программы, пусть и не всегда (вирусы, например), но несут пользу нам. Только вот каким путем все это достигается? В настоящее время происходит внедрение автоматизации на производстве, что значительно сокращает количество рабочих мест, но тем самым усиливает роль человека в накоплении, распространении и использовании знаний. С одной стороны, это ускоряет рабочий процесс; с другой – в результате сокращения штата возникает безработица. А люди, сумевшие удержаться на рабочем месте, больше времени проводят в обществе бездушных машин. Приносит ли это пользу?

Усовершенствование компьютерной технологии дало начало развитию информационного общества, где меняются не только производство, но и система ценностей. Основой этого общества становятся различные системы на базе компьютерных сетей и технологий.

Повышение уровня автоматизации обусловлено тем, что деятельность человека зависит от его информированности и способности рационально использовать имеющуюся информацию. Действие предполагает сложную работу по сбору, переработке и анализу информации. Зачастую обработка больших объемов информации становится возможной лишь при помощи специальных технических средств, которыми и являются компьютеры. В середине XX в. объем информации значительно возрос, человеку все труднее было воспринять ее и свободно ориентироваться в потоке. Это обусловило создание нового интеллектуального продукта, отодвинув на второй план сделанные ранее. Число документов и периодических изданий росло, появлялись многочисленные данные (медицинские, биологические, геофизические и т. д.), что привело к увеличению потока информации и необходимости сохранять ее в более сжатом виде.

Согласно мировому прогнозу возможно возникновение единого компьютеризированного сообщества людей, деятельность которых сосредоточится на обработке информации, а различного рода производства будут возложены на машины. Это и есть неизбежная реальность недалекого будущего. Ведь уже сейчас большое количество людей осуществляют свою деятельность в стенах собственного дома. С одной стороны, это доступный и приемлемый выход к информационным ресурсам всей цивилизации, но с другой – разрушение частной жизни, проблематичность подбора качественной и достоверной информации и затрудненная адаптация к среде информационного общества.

Игровая зависимость распространяется среди людей различного возраста. Это занятие является увлекательным для детей, посещающих детский сад, школьников, студентов и взрослых. Многие из них стремятся быстрей попасть домой, потому что там заветная игра. Детей уже не интересуют обычные игрушки, как раньше. Те же самые машинки есть и в компьютере. Часто школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана, и новые знания не так важны, как пройденный уровень игры. А оправдание находится с легкостью. К сожалению, на переменах сейчас актуальной темой стала не предстоящая контрольная, а игры и количество очков за них. Примерно то же творится и в рабочих коллективах. Начинается все просто – с обычной игры в карты. Дальше – больше. Поход в магазин, покупка компьютера, вечер, проведенный в виртуальной реальности… Распространяется это далеко не на всех. Поддаются только те, кто слабее. Сильные и волевые люди реже становятся зависимыми от чего-либо.

Но по ряду отягощающих причин компьютерные игры имеют прямо противоположный результат. Смысл и задача каждой компьютерной игры заключаются в тренировке памяти: ребенку необходимо повернуть мышь или нажать на определенную клавишу в какой-то конкретный момент самой игры. Существует утверждение, что подобная практика сильно развивает ребенка, и скорее всего оно сильно преувеличено.


2. Новая болезнь человека третьего тысячелетия

Не следует забывать, что общество больше любит, чтобы его развлекали, а не учили. Современному человеку предоставлено огромное количество развлечений. Их список велик, и все они по-разному интересны. Для кого-то это отдых на природе (к сожалению, таких людей в последнее время немного), для кого-то – поход в какое-либо заведение, иные личности увлекаются коллекционированием и обменом раритетных вещей (возможно, это нельзя назвать развлечением, но все же оно тоже приносит немалое удовольствие). Есть еще одно развлечение, представляющее отчасти опасность для нас, – компьютер. Оно затягивает так, как раньше, к примеру, казино или клубы. «Познакомившись» с компьютером, человек даже не подозревает, чем может это для него обернуться. Многие люди считают компьютер отличным приспособлением для работы, учебы, отдыха. Конечно, с этим нельзя не согласиться. Но, помимо многочисленных плюсов, есть свои минусы: можно до такой степени во все это погрузиться, что становится незаметным полет времени. Это и называется компьютерной зависимостью.

Здесь стоит остановиться и разобраться, а что же такое на самом деле зависимость. Слово «зависимость» произошло от глагола «зависеть», который, в свою очередь, означает «находиться в подчинении, быть связанным в своих действиях, мыслях и ином чужой волей, влиянием». Только если здесь говорится о зависимости от кого-то, то нами рассматривается немного другое. Зависимость, рассматриваемая нами, является чем-то средним между зависимостью и манией. И в данном случае эти два понятия неразделимы если не для всех видов, то уж для игровой зависимости точно.

По мнению авторов, условно компьютерную зависимость можно разделить на две категории: рабочую зависимость и игровую. О рабочей можно сказать одно: человек просто зарабатывает деньги путем погружения в виртуальный мир. Ну а игровая понятна и без особых объяснений: компьютеры, автоматы и т. д. Точно так же рабочая подразделяется на программистскую и обычную. Обычной можно назвать специальность наборщика текста, секретаря. Она мало похожа на зависимость, но все-таки в рабочее время человек редко отрывает глаза от монитора. Программистская – более сложная форма. Вот именно это и есть настоящая зависимость. Очень часто программисты настолько втягиваются в свое дело, что не замечают движения времени, смену дня и ночи. Сейчас данная специальность получила большую распространенность в силу того, что работа, в принципе, интересная, да и прибыльная к тому же. Вот только не всем дано владеть знаниями в идеале… И для тех, кто не постиг эту науку, зависимость может стать реальной угрозой.

Проводились научные исследования операторов-программистов с целью изучения изменений в психическом и физическом состояниях людей, занятых работой на компьютере. Они позволили выделить 22 наиболее часто встречающихся состояния при работе на компьютере. Всем стоит знать, какие состояния могут быть у людей, связанных так или иначе с работой на компьютере. Это:

азарт;

сосредоточенность;

восторг или восхищение;

злость;

заинтересованность;

страх или испуг;

любопытство или любознательность;

волнение или беспокойство;

неуверенность;

неудовлетворенность или недовольство;

облегчение;

огорчение;

равнодушие или безразличие;

радость;

раздражение или досада;

разочарование;

растерянность или замешательство;

решительность;

спокойствие или невозмутимость;

удивление;

удовлетворение или удовольствие;

хорошее настроение.

Полученные экспериментально данные показали, что некоторые из этих состояний оказались отчетливо связанными с возрастом исследуемых лиц и временем работы на компьютере. Для подростков и юношей характерно преобладание радости, азарта и заинтересованности. Для молодежи дополнительно отмечено появление сосредоточенности, волнения и беспокойства. В более зрелом возрасте довольно часто встречались неуверенность, растерянность и страх.

Сегодня компьютер можно увидеть почти в каждом доме. Постепенно он становится неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм. Поэтому сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни даже самых маленьких детей.

2.1 Игра или работа?

В конце ХХ в. все обстояло немного по-другому. Компьютер считался атрибутом финансового благополучия. Дома его имели немногие, но если это становилось известно, то им завидовали. Сейчас же это обыденно, уже никто не удивляется его наличию. Знание компьютера требуется при приеме на работу. Но не всегда его наличие гарантирует и его знание. В последнее время люди покупают его для того, чтобы играть. Первый вопрос консультантов в магазинах «Для каких целей компьютер приобретаете?» Ответ «Для игр» считается распространенным, ему уже не удивляются. Нередко люди стесняются в этом признаваться и стараются сделать серьезный вид, чтобы не выдавать зависимость.

Игровая зависимость обусловлена еще тем, что партнеры могут играть, не видя друг друга. Для этого всего лишь достаточно иметь дома компьютер, подключенный к Интернету.

В настоящее время сеть очень развита, поэтому обновленные версии игрушек появляются очень часто. Как производителям игр, так и поставщикам Интернета это очень выгодно. Как правило, игры проходят за несколько уровней, каждый из которых требует немалого количества времени, а ведь это очень выгодно, потому что время – деньги (услуги Интернета обходятся недешево).

О зависимых от компьютера людях можно говорить бесконечно много, но от этого навряд ли что-то изменится. Отказаться частично или полностью от технократического развития тоже было бы нелогично. Пути решения проблемы найти сложно. Каждый из нас зависит от чего-то, но не у всех эта зависимость приобретает столь угрожающие формы. Конечно, можно дать сугубо психологический совет: попытаться перебороть себя и найти более достойное применение своим силам и знаниям. «Лично мне пришлось добрую треть века брести на ощупь в этом дремучем мире, прежде чем передо мною стала проясняться та истина, что в 99 случаях из 100 человек ни в чем не осуждает себя, независимо от того, насколько он прав или нeпpaв». Эти слова принадлежат психологу Дейлу Карнеги. На мой взгляд, они полностью подтверждают мысль о том, что переубедить человека невозможно.

3.  Острый стресс

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной и репродуктивной системах, на зрение и костномышечном аппарате человека.

Всем знакома ситуация, когда мы включаем компьютер, а на экране вместо привычного сообщения, мы видим сообщение в котором написано, что  диск С не найден или загрузочный сектор диска поврежден.  А мы уже забыли, когда и куда дублировали свою информацию.… В этот момент психологи называют наше состояние «Острый стресс».

3.1. Компьютерные стрессы

В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, понимаем под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями нашей жизни.

Современный человек в отличие от первобытного в стрессовой ситуации редко пускает в ход мышечную энергию. Сейчас стресс чаще имеет внутренние проявления и причины: человек боится скуки и старости, борется с плохим настроением или раздражением.

Стрессы можно подразделить на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные;
  • физиологические и психологические.
  • информационные и эмоциональные.

 Факторы, вызывающие стресс очень разнообразны и многочисленны. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических именно для нее стрессоров

Отметим основные из них.

  • Потеря информации - безусловно, на первом месте.
  • Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера
  • Информационные перегрузки.
  • Игры и Интернет-зависимость

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Что станет шоком для конкретного человека, зависит исключительно от него самого, его мировоззрения, его убеждений, его системы ценностей, силы его характера, его психологической устойчивости.

Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

Реакция на стрессовые ситуации, заложенная природой в наш организм много веков назад, направлена на то, чтобы при опасности моментально подготовить организм к взрывным действиям: сражаться с врагом или убегать от него.

Наиболее часто встречаются сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета.

 Как выйти из состояния острого стресса

  • Противострессовое, успокаивающее дыхание. Медленно глубоко вдохните через нос; на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить, что с каждым выдохом напряжение, стресс, злость выходят из вас, а с каждым вдохом входят спокойствие и уверенность.
  • Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, затем все мышцы лица. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.

Не снимайте стресс едой

Очень часто в стрессовой ситуации, особенно при хроническом стрессе, люди начинают, есть все подряд. В результате люди толстеют и у них появляются различные заболевания. Получается, таким образом, что благодаря еде стресс действительно ослабляется, но это ведет ко множеству недугов.

Стресс и алкоголь

Часто снять стресс пытаются спиртными напитками. Алкоголь действительно обладает релаксирующим действием и может оказать определенную пользу человеку, находящемуся в состоянии шока или депрессии.

Стресс и курение

Все сказанное выше про снятие стресса алкоголем можно повторить и про курение, за исключением того, что "безопасных доз" выкуренных сигарет не существует.

Фармакотерапия

Существует много лекарственных препаратов, предназначенных для того, чтобы успокоиться, снять стресс. Но постарайтесь избегать частого, регулярного приема антидепрессантов. Дело в том, что,

  • во-первых, практически все препараты такого рода имеют выраженные побочные эффекты (сонливость, заторможенность, рассеянность, ухудшение внимания, снижение работоспособности и т.д.),
  •  во-вторых, возможно привыкание к ним, возникновение зависимости, которая сама по себе может стать более серьезной проблемой, чем та, для устранения которой применялись эти лекарства.

3.2. Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы:

"Ведите нестрессовый образ жизни"!         

Образ жизни - это наша повседневная жизнь - каждый день и ночь, каждая неделя, каждый месяц, каждый год. Составными частями образа жизни являются распорядок дня и режим питания, двигательная активность и качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими и обстановка на работе, и многое, многое другое. Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Научитесь оставаться спокойным в самой острой ситуации. Не позволяйте оппоненту разозлить вас. Пусть злятся и нервничают другие!

Сделайте своим лозунгом: "положительные эмоции и уверенность в себе!". Прямо сейчас, с сегодняшнего дня, с этой минуты. И стрессы, шок и депрессия будут обходить вас стороной.

4. Экспериментальная часть

4.1 Сведения об испытуемых и использованные методики

Исследование проводилось в НОУ Экономический лицей г. Гуково. В исследовании принимали участие 45 человек, возраст которых от 13 до 17 лет. Для выявления признаков компьютерной зависимости и способствующих этому психологических состояний были предложены следующие методики:

  • Тест «Скрытый стресс»
  • Тест «Стремление к новым играм»    
  • Тест «Коммуникабельны ли вы?»
  • Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

  1. Тест «Скрытый стресс»

  Позволяет выявить скрытый, накопившийся стресс и вовремя обратиться за профессиональной помощью или постараться изменить что-то в отношениях с человеком, подверженным компьютерной зависимости. Всем известно, что даже незначительные повседневные неприятности существенным образом воздействуют на нервную систему человека. Любые, часто повторяющиеся негативные события накладывают свой отрицательный отпечаток на психику человека, и такое негативное повседневное влияние может послужить фоном для развития психических нарушений у лиц с компьютерной и интернет-зависимостью.

В тесте предложено девять ситуаций, которые могут оставить след на психике. Человеку предлагается выбрать те ситуации, которые больше всего нервируют.

   1. Вы хотите позвонить по телефону, но требуемый номер постоянно занят.
   2. Вы выполняете работу, а кто-то непрерывно дает вам советы.
   3. Когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
   4. Если с кем-то разговариваете, а кто-то постоянно вмешивается в вашу беседу.
   5. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
   6. Если кто-то без причины повышает голос.
   7. Вам неприятно, если в одежде, интерьере присутствует комбинация цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом.
   8. Когда вы при встрече, здороваясь с кем-либо за руку, не чувствуете ответного пожатия.
   9. Когда разговариваете с человеком, который все знает лучше вас.
     

   Интерпретация результата теста:

Если опрашиваемый пометил более пяти ситуаций, то можно предположить, что даже бытовые проблемы оказывают на вашу психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни. Родственники должны понимать, что результат в пять из девяти ситуаций – это уже повод обратить свое внимание на поведение своего ребенка или человека, которые стремятся любую свободную минуту к компьютеру.

  1. Тест «Стремление к новым играм»

  В данном тесте учащимся лицея было предложено ответить на ряд вопросов:

 1. Можете ли вы завершить работу, если она вам не интересна?
 2. Преодолеваете ли вы внутреннее сопротивление, если требуется предпринять что-то неприятное?
 3. Оказываясь в конфликтной ситуации, способны ли вы оценить ситуацию объективно?
 4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
 5. Можете ли вы утром встать пораньше, если в этом нет особой необходимости?
 6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
 7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
 8. Сможете ли вы не изменить своих намерений, даже если они вызывают страх?
  9. Будете ли вы принимать неприятные лекарства, если вам рекомендует врач?
  10. Сдержите ли вы данное обещание, если выполнение принесет много хлопот?
  11. Сразу ли вы соглашаетесь на командировку в незнакомый город?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  13. Относитесь ли вы неодобрительно к должникам?
  14. Сможет ли интересная телепередача заставить вас отложить работу?
  15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не были обращенные к вам слова?

   Интерпретация результата теста

1. Если на все вопросы ответили «да»: сильная воля, устойчивый характер, твердость убеждений, но это крайность, которая может отрицательно влиять на окружающих и самого отвечающего.
2. Если среди ответов преобладают ответы «да»: склонность к переменам, устойчивость силы воли максимальная.
3. Наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому ответившие на все вопросы «нет» или в большинстве «нет».
4. Золотая середина – преобладание ответов «иногда».

 

3.  Тест «Коммуникабельны ли вы?»

Тест предложен В. Ф. Ряховским, вопросы теста и интерпретация приводятся без изменений. Тест оценивает уровень общительности человека.
   
Инструкция: Предлагаются 16 вопросов, на которые следует ответить одной из трех альтернатив: «да», «нет», «иногда».

   1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
   2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
   3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
   4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
   5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
   6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?
   7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
   8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам долг?
   9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
   10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
   11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?
   12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
   13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не принимаете?
   14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступить в спор?
   15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
   16. Как вам удобно излагать свою точку зрения (мнение, оценку): в письменном виде или в устной форме?

Интерпретация результатов

   30 – 32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваш недостаток, так как страдаете от этого только вы сами. Но и близким вам людям тяжело приходится. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Необходимо направить усилие на общительность, необходимо контролировать себя.
   25 – 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, любите одиночество, и поэтому у вас, вероятно, небольшой круг друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту закономерность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
   15 – 28 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой среде ощущаете себя вполне комфортно. Новые проблемы вас не волнуют. И все же с новыми личностями сходитесь с оглядкой, в спорах и пари участвуете неохотно. В ваших выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, стоит лишь захотеть.

14 – 18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживаете свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идете на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.
   9 – 13 очков. Вы весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, общительны, любите выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомитесь с новыми людьми. Вам нравится быть в центре внимания, никому не отказываете в требованиях и мольбах, хотя не часто можете их исполнить. Бывает, взорветесь, но быстро остываете. Вам не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями. При необходимости, конечно, вы сможете себя заставить не отступать.
   4 – 8 очков. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у вас головную боль и даже хандру. С удовольствием берете слово по каждому вопросу, даже если не имеете представления о нем. Везде ощущаете себя как дома. Хватаетесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до завершения. По этой причине работодатели и коллеги относятся к вам с сомнением и недоверием. Задумайтесь над этими фактами. Все в ваших руках.
   3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы болтливы, многословны, ввязываетесь в дело, которое к вам не относится. Беретесь судить о предметах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной всевозможных конфликтов в вашем близком кругу. Вспыльчивы, обидчивы, часто действуете необъективно. Ответственная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще всюду – трудно с вами. Да, вам бы улучшить себя и свой характер! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье – такой стиль жизни не протекает безнаказанно.

  1. Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

   Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр были предложены  вопросы-утверждения, опрашиваемые должны ответить, верно или нет данное утверждение.
   1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
   2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
   3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
   4. У вас есть боли в запястьях?
   5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
   6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
   7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
   8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
   9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?
   10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
   11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
   12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
   13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
   14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
   15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
   16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

  Интерпретация результатов: Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.


4.1 Анализ результатов

1. По результатам исследования на наличие скрытого стресса 39% опрошенных пометили более пяти ситуаций, что свидетельствует о том, что даже бытовые проблемы оказывают на их психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни ребят. Их родственникам нужно задуматься над поведением своего ребенка, который стремится любую свободную минуту проводить за компьютером.

Диаграмма 1

         

  1. Обработав данные теста «Стремление к новым играм», я получила следующие результаты:
  • у  88%  учащихся преобладает ответ «да» в ответах. Это значит, что они склонны к переменам, но обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.
  • 12%  ребят наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому, а значит и к новыми компьютерным играм.

Диаграмма 2

  1. По результатам теста Ряховского «Коммуникабельны ли Вы?» явно некоммуникабельных, закрытых, неразговорчивых, замкнутых, любящих одиночество  или наоборот болезненно коммуникабельных, болтливых, многословных людей среди опрошенных ребят нет, что очень радует.

При этом 18% лицеистов достаточно общительны и в незнакомой среде ощущают себя вполне комфортно. И все же с новыми личностями сходятся с оглядкой, в спорах и пари участвуют неохотно. В выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки при желании исправимы.

         У 14%  - нормальная  коммуникабельность. Такие люди любознательны, охотно слушают интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживают свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.

34%  учеников весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, любят выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомятся с новыми людьми. Им нравится быть в центре внимания, никому не отказывают в требованиях и мольбах, хотя не часто могут их исполнить. Им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями.

           Очень общительными можно назвать 34% ребят. Они всегда в курсе всех дел. Любят находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у них головную боль и даже хандру. С удовольствием берут слово по каждому вопросу, даже если не имеют представления о нем. Везде ощущают себя как дома. Хватаются за любое дело, хотя далеко не всегда могут довести его до завершения.   

Диаграмма 3


  1. Обработав  результаты теста-опросника на выявление компьютерной зависимости, я получила, что  у 50% опрашиваемых, выявлена психологическая зависимость от компьютера, хотя только начальная ее форма. Это значит, что стоит задуматься над этим результатом самим учащимся. Не долго ли они работают (играют) за компьютером? Таким детям стоит изменить стиль жизни, и как можно больше времени проводить в кругу семьи или друзей.  

Диаграмма 4

Интересными являются те факты, что:

  • эйфорию и хорошее настроение во время компьютерных игр испытывают 45% опрошенных;

Диаграмма 4

  • Чувство опустошённости, дурное настроение или раздражительность, когда не могут поиграть за компьютером, появляется у 34% ребят;

Диаграмма 4

  • 11%  лицеистов могут пропустить встречу с кем-либо ради компьютера;

Диаграмма 5

  • 39%  учащихся  проводят более 3 часов в день в Интернете;

  • 8 % учеников  легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

Можно сделать вывод: дети стали более зависимы от компьютера и Интернета, у них появился интерес к  легкому общению с помощью компьютера, чем обычному – с  друзьями, теперь их самый лучший друг- это Интернет. Такая ситуация должна насторожить родителей. Нельзя создавать почву для формирования подобной зависимости. Обнадёживает тот факт, что по результатам проведенного исследования все же большинство опрошенных понимают преимущества реального общения, проводят в Интернете меньшую часть своего свободного времени, достаточно коммуникабельны и целеустремленны,  обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.

Список использованных источников

  1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров.  - № 3. – 2004.
  2. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
  3. Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.
  4. Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990.
  5. С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова «Как справиться с компьютерной зависимостью» ( http://www.fictionbook.ru)
  6. http://psynet.by.ru
  7. http://psychology.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние информационных технологий на психику человека Автор: Сумарокова Ирина Геннадьевна 1 1 класс, НОУ Экономический лицей г. Гуково Руководитель: Бояринева Яна Юрьевна преподаватель математики и информатики

Слайд 2

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека. Данная цель предполагает решение следующих задач : анализ понятия «компьютерной зависимости» определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости обзор специфических компьютерных стрессоров проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления компьютерной зависимости.

Слайд 3

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Суть компьютерной зависимости - компьютер начинает управлять самим человеком.

Слайд 4

С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить.

Слайд 5

Механизмы формирования компьютерной зависимости Первый механизм – уход от реальности . Второй – принятие роли .

Слайд 6

В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение . Стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; кратковременные и долгосрочные; физиологические и психологические; информационные и эмоциональные.

Слайд 7

К специфическим компьютерным стрессорам относятся: Потеря информации. Неустойчивая работа , сбой и зависание компьютера. Информационные перегрузки. Игры и Интернет-зависимость.

Слайд 8

Экспериментальная часть исследования Объект исследования – дети в возрасте от 13 до 17 лет в количестве 45 человек. Были использованы следующие тестовые методики : На выявление состояния скрытого стресса . На определение уровня коммуникабельности . На наличие психологической зависимости от информационных технологий. На определение стремления к новым играм .

Слайд 9

Скрытый стресс

Слайд 10

Уровень коммуникабельности

Слайд 11

Психологическая зависимость от ПК

Слайд 12

Стремление к новым играм

Слайд 15

39% учащихся проводят более 3 часов в день в Интернете; 8 % учеников легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

Слайд 16

Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние информационных технологий и рыночных отношений на формирование внутреннего мира ребенка.

Очень полезная информация для родителей заинтересованных в будущем своего ребенка....

Тезисы выступления по теме «Влияние информационных технологий на образовательный процесс отдела музыкального творчества»

Педагог Мужичкова Н.И. в своём выступлении раскрывает практические возможности информационных технологий на примере оркестровой студии "Гармония" в ГБОУ Зеленоградлском дворце творчества детей и молод...

Влияние информационных технологий на качество усвоения материала на уроках математики

Влияние информационных технологий на качество усвоения материала на уроках математики...

Влияние информационных технологий на обучение детей с задержками в развитии

Влияние информационных технологий на обучение детей с задержками в развитии...

Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников

Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...