Влияние информационных технологий и рыночных отношений на формирование внутреннего мира ребенка.
материал по теме

Очень полезная информация для родителей заинтересованных в будущем своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rynochnye_otnosheniya_i_rebenok.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция

Родительское собрание.

Влияние информационных технологий

и рыночных отношений

на формирование сознания людей.

Использованы материалы информационно-аналитического центра

БЖ при МПГУ  под ред. В.П.Петрова, С.В.Петрова.

В правовом отношении внимание к здоровью наших сограждан, прежде всего детей, в последние годы заметно возросло.

   Положительно то, что о состоянии здоровья населения страны, и особенно молодежи, стали говорить открыто на всех уровнях вплоть до Президента России..

Вместе с тем по оценкам специалистов, несмотря на принимаемые меры, состояние здоровья населения, особенно подрастающего поколения, далеко от желаемого и продолжает ухудшаться. Огромное влияние на состояние здоровья детей и учащихся оказывает  информационная сфера.

Информационное общество и внутренний мир человека

Стремительный переход к индустриальному, а затем постиндустриальному (информационному) обществу создал объективные предпосылки к дезорганизации психики человека, переводу ее в состояние, удобное для искусственных манипуляций и патологических внутренних искажений. За предельно короткие по историческим меркам сроки кардинально изменились условия жизни человека. Он почти полностью окунулся в технизированное бытие, предъявляющее принципиально иные требования к функционированию психики и ее возможностям. В условиях постоянного ускорения темпа жизни, частого и резкого обновления ее требований к человеку психика не успевает перестраиваться и хотя бы временно обретать состояние устойчивой адаптированности. Стресс,, дезориентация в настоящем и неуверенность в будущем, боязнь новой информации, отсутствие проверенной опытом субъективной позиции, непостоянство оценок и поведения - самые частые психологические следствия этой гонки. Нет времени на то, чтобы заглянуть в собственную душу, помочь ей хотя бы на

мгновение избавиться от давления необходимости, попытаться услышать нечто, исходящее из глубин своего «я». В начале XXI в. у нас куда больше оснований повторить слова одного из героев «Бесов» Ф.М. Достоевского из XIX в.: «Кто же теперь не в аффекте, вы, я, все в аффекте».


Для сложившейся в XX в. рационально-машинной действительности удобнее исполнитель, накачанный конкретными знаниями, отчеканенный в действиях и не позволяющий себе загадочных душевных проявлений. Он должен не жить, а действовать четко, объяснимо, без эмоций и переживаний. Такое поведение исключает возможность искренне дружить и любить, презирать и ненавидеть. Человек неуклонно вытесняется из многоцветия подлинной жизни в роботоподобное существование на искусственно выстроенной арене, где ему отводится роль стандартной и понятной части общего порядка.

Рассматривая влияние информационных средств на человека, в том числе на школьника , уместно различать психическое, физическое и нравственное здоровье. Причем состояние психики и адекватность душевной деятельности - те базовые факторы, которые главным образом вызывают другие виды аномалий и патологий. Поэтому анализ проблем здоровья начнем именно с психического здоровья.

Психическое здоровье

Нетрудно заметить, что развитие цивилизации и распространение психических расстройств идут нога в ногу. XX век дал не только впечатляющие прорывы в науке и технике, но и нарастание общего числа и разнообразия психических болезней. На хроническую усталость, раздражительность, бессонницу, застойную тревогу, депрессию, разного рода комплексы сегодня не может пожаловаться разве что младенец. Мир колеблется на границе, отделяющей нормальное общество от больного.

Врачи бьют тревогу по поводу здоровья детей, нормой становится их эмоциональное неблагополучие. В серьезные проблемы превращается школьный невроз и даже невроз дошкольного возраста. Нарастает острота суицидов и других психических проблем подростков.

По данным Московского НИИ психиатрии, частота пограничных психических расстройств у детей всех возрастов, воспитанников и учащихся различных образовательных учреждений колеблется (по разным регионам) от 22,5 до 71%. Эти цифры позволяют считать проблему психического здоровья подрастающего поколения более чем актуальной. Она уже способна влиять на качество трудовых ресурсов и безопасность страны.

Предельное выражение этой тенденции - быстро набирающие популярность суициды. С1990 г. уровень числа самоубийств на 100 тысяч населения России вырос с 26,4 до 39,7 случаев в 2001 г. и  с 2001г  превысил даже число убийств по стране (29,8). Продолжает расти число суицидов подростков(5000-8000) В 2003 г. покончили с собой 7800 несовершеннолетних..

Физическое здоровье

В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать уже упоминавшуюся Всероссийскую диспансеризацию 2002 г. Из ее итогов следует, что за последние 10 лет общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков.

Самую большую группу составляют дети, находящиеся между здоровьем и болезнью, в так называемом «третьем состоянии». У них есть разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи не поставили.

По обобщенным данным Н.К. Смирнова, быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось более чем в три раза –с 28  до 6,3%. Не многим лучше и здоровье мужской части школьников. Почти 40% юношей по медицинским показаниям негодны к службе в Вооруженных силах. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  1. значительное снижение числа полностью здоровых детей (их остается не более 10-12%);

* стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;

* резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;

* увеличение числа школьников с диагнозами нескольких заболеваний.

Нравственное здоровье

Замена духовных приоритетов материальными особо губительно сказалась на нравственном здоровье общества. И больше всего пострадало подрастающее поколение. В результате информационного воздействия подростки уже не рассматривают труд как средство обретения материального благополучия и внутреннего удовлетворения. Все хотят быть богатыми, но никто нё хочет работать Героями молодежи все чаще становятся нувориш, кинозвезда, бандит, сумевшие разбогатеть в одночасье. Безнравственная и даже преступная основа такого обогащения мало кого из школьников волнует. Образцом для них служит наглое, агрессивное поведение, ощущение вседозволенности. Многих девушек уже не смущает безнравственность профессии проститутки. 23% выпускниц школ считают ее вполне допустимой при условии высоких заработков. И это не случайно. Они живут в зоне «информационного отравления».

В середине 2006 г. Генпрокуратура России была вынуждена закрыть несколько журналов для юношества, за пропаганду эротики и сексуальной жизни в раннем возрасте, насилия и наркотиков. Был ли у их редакторов принципиальный, стратегический умысел на разложение наших детей? Скорее всего, нет. Налицо типичное стремление «делать деньги» любой ценой.

Духовное и творческое оскудение в такой ситуации неизбежно. Более того, продолжающееся опустошение духовного мира молодежи неизбежно приведет к обвальному нарастанию психических расстройств, наркомании, суицидов, безнравственности. Эта новая «чума» будет страшнее всех других известных миру эпидемий. Она может подорвать саму основу жизненной устойчивости человечества.

Болезни зависимости

Информационные технологии не только дали человеку новые возможности, но и породили новый вид стресса - информационный и новые болезни зависимости, привели к изменениям структуры психических расстройств, появлению и быстрому распространению принципиально новых аномалий психики. В последние годы все больше получает признание самостоятельная группа расстройств - «болезни зависимости» или «аддитивные расстройства» (заболевания, сопровождающиеся пристрастием к чему-либо). Юридический термин  характеризует человека, связанного долгами или приговоренного к рабству за долги.

Зависимым поведением называют глубокое пристрастие человека к чему-либо вплоть до полного (рабского) подчинения. Причем выглядит оно как добровольное. К числу наиболее известных «болезней зависимости» относятся: наркомания, алкоголизм, табакокурение, лекарственная и нелекарственная токсикомания, телемания, сетемания (Интернет-зависимость), игромания.

Подобной болезнью может стать принявшая патологические формы тяга к стяжательству и накопительству, а также к обильной еде, власти, сексу, коллекционированию и т.д. Большинство зависимостей формируется в процессе социализации индивида.

В последние годы массовый характер приобрела зависимость от деструктивных (тоталитарных) сект. Она не менее опасна, чем наркотическая, так как секты уродуют внутренний мир человека, он теряет семью, работу, друзей, имущество и, наконец, самого себя, внутреннюю свободу. Как и с наркотиками, практически неизбежна личностная деградация.

Болезни зависимости закрепляются на уровне подсознания и характеризуются устойчивостью, непреодолимостью и ненасытностью влечения, потерей контроля сознания над происходящим.

Психиатры указывают на единые механизмы возникновения и развития всех видов зависимого поведения. Сама жизнь, манипулирующая действительность уже с детства, формирует некий каркас зависимой личности, создает фундамент для подобных заболеваний, поощряя развитие таких личностных качеств, как конформизм, безоговорочное подчинение более значимым людям, неумение отказать, желание быть «человеком команды (группы, коллектива)», боязнь самостоятельности, ответственности, неумение быть наедине с собой, самостоятельно принимать решения, страх одиночества.

В современных публикациях среди «болезней зависимости» выделяют химические (связанные с употреблением каких-либо веществ) и нехимические (без биохимического подкрепления).

Из нехимических зависимостей наиболее распространены игромания и Интернет-зависимость. Они оформились как заболевания недавно и связаны с распространением информационных технологий. В Голландии (страна в которой , официально разрешены легкие наркотики)  например, на 10 тысяч наркозависимых приходится 40 тысяч интернетзависимых.

По данным зарубежных исследований, зависимостью от азартных игр страдает примерно до 1,5% населения развитых стран, в которых игорный бизнес легализован. Около 60% населения хотя бы раз в год проводит досуг в игровых салонах. В число игроков входят люди от 7 до 70 лет из разных социальных слоев. Стремительно растет участие в азартных играх подростков и молодежи моложе 20 лет.

В нашей стране проблема зависимости от азартных игр появилась недавно и приняла массовый характер. Игровые заведения есть практически во всех крупных населенных пунктах страны. По числу игровых автоматов на душу населения крупные города России опережают все города мира, за исключением разве что Лас-Вегаса - столицы мирового игорного бизнеса. Патологическая зависимость от азартных игр грозит эпидемией, сравнимой по разрушительности, катастрофичности последствий для личности и общества с алкоголизмом и наркоманией. Сотни тысяч людей, как наркоманы на игле, проигрывают сбережения, квартиры, семейное имущество. В условиях всепроникающей коммерциализации жизни игры все чаще теряют главную присущую им ценность -ощущение внутренней свободы, возможность проявления творческих способностей, повышение эмоциональной насыщенности жизни и снятие напряженности при ее застойных состояниях. Игры по своим целям приобретают корыстно-извращенный характер и ведут не к раскрепощению и психическому обновлению человека, а порождают в нем замкнутость, негативные, в том числе агрессивные, эмоции, готовность на любые безнравственные действия. Итог - сломанные судьбы, разрушенные семьи, потерянное здоровье.

Давайте попробуем сравнить игры в которые играли мы и те в которые играют наши дети сегодня. «Пойду, поиграю!» И ребенок садиться к компьютеру.

Психотронные средства и здоровье

В 1980-е гг. был опубликован доклад, подготовленный для конгресса США, в котором впервые была открыто обоснована целесообразность исследований в области «физики сознания» и доказано существование некой взаимосвязи мозга одного человека с мозгом других людей и соответствующими видами излучений определенных технических средств. В докладе было подтверждено лишь то, что давно использовалось в древней магии и шаманизме. А работы в этом направлении в СССР и США велись уже более полувека. Шагом вперед стала идея использования электронных средств для воздействия на мозг и сознание человека. К концу XX столетия появились экспериментальные подтверждения того, что не только другой человек, но и материальный носитель информации может оказывать неосознаваемое людьми воздействие на них, меняя ход и направление их мышления. Технические средства такого рода, разработанные на стыке парапсихологии, электроники_и медицины, получили название психотронных (или психотронного оружия).

Из открытой печати известно, что созданы следующие имитирующие мысленное внушение виды аппаратуры пси-излучения:

1. Лазерная.

2. Импульсная инфразвуковая.

3. Электронная радиоволновая.

4. Микроволновая резонансная.

5. Магнитные генераторы.

6. Ультразвуковые генераторы-локаторы.

7. УКВ-генераторы.

8. Специальные СВЧ-генераторы.

9. Установка радиогипноза.

10. Установка «Радиосон» и др.

В России хорошо известны живые излучатели определенных воздействий на мозг человека вроде Кашпировского или Чумака. Однако аппаратурные излучатели могут поставить, что называется, на поток. С их помощью любую кассету с музыкой или изображением (например, телевизионным) можно сделать психотронным оружием, если записать, кроме музыки и картинки, сигналы с определенной длиной волны, частотой колебаний.

Психотронное оружие в любом варианте опасно для здоровья человека. Оно не только разрушает мозг и делает человека послушным роботом, но и вызывает изменения в организме на клеточном уровне. Следствием этих изменений могут быть самые разные заболевания, нарушения функциональных возможностей.

Как  пример—использование  25 кадра при рекламе. Неосознанные действия детей.

Операции на затылочной части черепа—человек не краснеет.

Рынок и рыночные отношения.

Став системным принципом современной жизни, рыночные отношения не могут не влиять на внутренние установки и ценности, представления о морали и поведение каждого человека.

Нарастающий вал технических достижений и потребительских товаров, в чем-то улучшая жизнь, не решает духовных, нравственных и психологических проблем, скорее обостряет их, все более углубляет пропасть между внешним благополучием и внутренней опустошенностью. Человек вытесняется из многоцветия подлинной жизни в роботоподобное существование на искусственно выстроенной арене, где ему отводится роль винтика машины общего рыночного порядка. Духовное и творческое оскудение в таких условиях неизбежно. «Главная задача рынка - добиться от людей того, чтобы они были вещами!» В рыночных условиях человек -потребитель, покупатель, производитель, рабочая сила, «машина для делания денег».

Рыночные отношения, изначально сориентированные на соперничество, почти неизбежно порождают бессердечность, корыстность, завистливость, агрессивность людей, учат расталкивать других локтями, идти к цели «по головам», а то и по трупам. Эти отношения вытесняют из сознания людей моральные нормы, чувства стыда и греха. Конкурентная борьба - благо для прогресса.

Но все ли потребности человека способен удовлетворять рынок? В колбасе и мобильниках -безусловно. Рыночные отношения могут дать статус победителя в борьбе за материальные блага, но истинно человеческое в человеке они подвергают серьезному испытанию.

Для современной России драматические последствия аврального внедрения рыночных отношений проявились не только в том, что основные богатства страны оказались разворованными, но и в массированном навязывании сознанию россиян индивидуализма и нигилизма, бездуховности и нравственной порочности как норм жизни. Восстановить чистоту и активность человеческих душ куда сложнее, чем вернуть государству скважины и трубы. Публичные защитники рыночных отношений, жалуясь на криминал и продажных чиновников,  но не хотят признать, что именно рыночные отношения изменили психологию людей, распалили жажду наживы.

Вместе с рыночными отношениями россияне приобрели их спутника - угнетающий многоликий страх - терактов, криминала, беззакония и произвола. Они боятся отстать в изнуряющем беге наперегонки, оказаться последними в рыночных «танцах на выбывание» и остаться без работы, средств к существованию, хотя бы видимости уважения со стороны окружающих. И чем выше заработки, обеспеченность, тем острее ощущение непроходящей опасности.

   У вечно озабоченного рыночного зомби нет времени даже для заботы о своем здоровье. Согласно данным опросов 70% работающих граждан России заявляют, что им не до здоровья, есть проблемы важнее. Нужно безостановочно «крутиться», чтобы удержаться «на плаву», не оставить себя и свою семью без средств к существованию. Оставив семью мы бросились зарабатывать деньги. В итоге 1 млн 300 тыс. человек ежегодно умирают от заболеваний сердца, более трети населения страдают гипертонической болезнью, женщины рожают больных детей, а то и вообще не решаются на такой шаг. Все шире распространяются так называемые болезни цивилизации, обусловленные постоянным нервным перенапряжением, конфликтами, стрессами, страхами.

Мы обманываем себя, утверждая, что в России, мол, еще не тот бизнес - незрелый, вороватый, несправедливый к человеку. Мол, на Западе с их рыночными традициями все иначе, когда доберемся до их уровня, все противоречия сгладятся. ан нет! В Америке с ее рыночными традициями те же проблемы. «Противоречие в том, что, с одной стороны, мы ценим и превозносим концепцию конкуренции как двигателя прогресса, а с другой - не устаем пропагандировать братскую любовь и смирение». История рыночных отношений наглядно показывает несовместимость этих традиций. Приходится выбирать: чему отдать предпочтение и чем пожертвовать?

 Наиболее честных бизнесменов всегда тревожил конфликт между делом и духом. Но конфликт не исчезал, а только разрастался.

И подтверждение тому--глобальный экономический кризис. Очевидно, его причины - не только в материальной сфере, но и в бездуховности, алчном потреблении, жажде наживы любой ценой. Выходу из кризиса может способствовать пересмотр шкалы ценностей и эффективная защита от манипулирования в различных сферах жизнедеятельности, оздоровление моральной атмосферы в обществе, утверждение честных, нравственных отношений между людьми.

Утратившие память

В августе 2000 г. телекомпания ВИД пригласила на передачу семерых людей, потерявших память, и консилиум психиатров. Миллионы телезрителей следили за дискуссией. Вопросы были простыми. Почему эти люди полностью утратили память? В чем истоки их амнезии? У них не было травм или следов насилия. Только у одного из семерых медики нашли следы сильнодействующего психотропного вещества, идентифицировать которое не удалось. Внешне они выглядели здоровыми. Увы, вопросы остались без ответов...

Еще один пример обнародовала «Парламентская газета». В один из дней в немецком городке Пенеберге 34-летний предприниматель Питер Флек позвонил жене, сообщив, что выезжает на своем «Мерседесе» из соседнего городка и будет дома через час. Но ни через час, ни через неделю родственники его не увидели. После неудачных поисков на территории ФРГ полиция объявила Питера в международный розыск.

Три недели спустя в городке Камышине Волгоградской области появился незнакомец без документов и денег. Три с половиной месяца врачи Ка-мышинской психиатрической больницы безуспешно пытались помочь ему обрести свое «я». Помогла передача «Жди меня». По фотографии Питера узнали родственники, живущие в Германии. Но когда они приехали в Камышин и бросились ему на шею, утративший память не узнал их. На теле пациента не было следов насилия, а в крови - известных науке препаратов или наркотиков, способных парализовать память. В то же время, по мнению главного врача Камышинской психиатрической больницы, недуг Питера Флека не мог возникнуть сам по себе. Он явно был кем-то или чем-то спровоцирован.

Мы привели лишь два случая утраты памяти. В литературе их описано много. Почему люди теряют память? Предположений много. Чаще говорят о препаратах и технологиях, позволяющих «вырезать» часть сознания. Впрочем, известны случаи, когда человек, пережив сильный стресс, сам, без постороннего давления теряет часть памяти. Это - защитная функция психики. Непроизвольно удаляется информация, настолько роковая, фатальная, что может убить человека.

Что заставляет семью пчел покидать свое жилье?

Самозащита-

самое надежное оружие

Перечисленные угрозы ни в коем случае не должны стать поводом для пессимизма и отчаяния. Ситуация отнюдь не безнадежна. От любого яда всегда есть противоядие, против оружия нападения - эффективные средства обороны.

Самая эффективная индивидуальная защита человека от любых деструктивных информационных воздействий - знания (информационная подготовленность), а самое главное - состояние души, воли и нравственности, мышления и психики, позволяющие сформировать не просто устойчивость, а принципиальную неподвластность сознания, менталитета информационному и любому другому порабощению. Необходимо сформировать и постоянно укреплять убежденность в том, что в нашем мире нет ничего сильнее человеческого духа.

Мы, родители и педагоги, должны стать опорой для наших подростающих детей.

   Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние две –три недели вы приходили домой и искренне, без какой-то особой  воспитательной задачи, «в трезвом уме и здравой памяти» говорили своему ребенку о том, как прекрасна жизнь, какое наслаждение  быть живым и здоровым, смеяться, любить и плакать…

   Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях , плохой погоде, о «таких-сяких» политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря ни на все проблемы и трудности—великий и бесценный дар!

   Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и не доказываем это детям на своем примере, что же мы можем противопоставить  современной культуре насилия. Мы не имеем права забывать, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия или смертельной скуки—это его родители.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

   Основная ошибка современного родителя—дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок оказывается внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения , переживаний, интересов никому нет дела.

   Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой…

   Там где господствует жесткая рекомендация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора, направления и способов действия.

   Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела,  не даем им жить. Мы попираем , нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни  преобладает у них  над страхом смерти…

   В какие бы благопристойные одежды ни рядилась гиперопека—заботливости, желания добра или блага во спасение—она все равно остается самой распространенной , то есть типичной ошибкой воспитания.

   Чем опасна гиперопека? У ребенка не формируется и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно обьяснить, когда отличник, послушный сын своих родителей, вдруг оказался вовлеченным в противоправные действия. Важно понять: ограничиваемый в своей активности  ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие –нет; что можно делать ,а чего следует избегать.

   Авторитарность! Как избежать искушение авторитарностью?, кто из нас безгрешен? Кто с высоты  своего положения родителя, учителя не требовал от подростка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая «победа»? Испугайтесь, что этим самым мы, может быть перечеркиваем атмосферу  взаимопонимания, доверия? Научитесь отличать авторитетность (когда ребенок , уважая вас, согласится с вашим мнением) от авторитарности ( когда вы попросту подавляете его инициативу, ломая ему жизнь).

   Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь,  подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций,  возможность самому разобраться в поведении  и личностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения  и подчиняет  случайным мнениям. В итоге препятствует выработке собственной позиции решению выбора, умению сказать «Нет».

   Необходимо научиться доверять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его  собственного опыта, для проявления самостоятельности.

   При этом общайтесь с ребенком и старайтесь быть  в курсе его дел.

Правила

эффективного общения

  1. общаясь с ребенком, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам  рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убъете двух «зайцев»:

--ребенок убедится, что вы его слышите

--ребенок сможет услышать себя как бы со стороны и лучше осознать  свои чувства

--ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

  1. слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их.  Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
  2. поддерживайте и подбадривайте ребенка  без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
  3. следите за тем, каким голосом вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон говорит  не менее ясно , чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым.  У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том , что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?», «Расскажи мне об этом…»

Полезно также не забывать крылатую фразу: предупрежден - значит, защищен.