Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе.
статья на тему

Пастухова Светлана Александровна

Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Добрый вечер уважаемые родители, коллеги!

Сегодня целевым ориентиром нашего общения является очень значимая и всем хорошо знакомая форма общения – это речь. Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - своего рода визитная карточка человека. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).

Основной задачей работы учителя-логопеда в школе является профилактика и коррекция специфических ошибок по русскому языку и чтению.

А коррекционная помощь по правильному произношению звуков наиболее эффективна, когда оказывается в наиболее благоприятный для развития речи период, период дошкольного детства: в возрасте от 2,5 до 7 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем её, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Формирование фонематического слуха у нормально развивающегося ребенка заканчивается к 4 годам. А это значит, что в 4 года ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

В 2015-2016 учебном году в образовательных учреждениях города логопедическую деятельность осуществляли 18 человек. Из них: 12  учителей-логопедов,  2 учителя-дефектолога ДОУ и 1 учитель-дефектолог СОШ, и 3 учителя-логопеда СОШ.

В образовательных учреждениях национальных и трассовых посёлков трудятся 9 учителей-логопедов.


        Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья обычно формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдаются множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная (словесная) память, страдает продуктивность запоминания. Чаще всего, если больной ребенок постоянно находится дома, то он сложно идет на контакт. Поэтому учитель-логопед и родители должны выстроить рабочие отношения таким образом, чтобы через них развивать у ребенка все компоненты речи и постепенно подготовить его к полноценным логопедическим занятиям.

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, а также на основании Заключения Районной ПМПК.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Бытует мнение, что с логопедической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинать регулярные занятия с малышом надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а систематически изо дня в день.

И наша с вами задача, уважаемые родители, помочь нашим детям овладеть средствами общения, дать им дорогу в жизнь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Эта работа будет полезна логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в средней общеобразовательной школе

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не тольк...

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными  потребностями в общеобразовательной школе. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственн...

Особенности логопедического сопровождения первоклассников с ОВЗ в коррекционной школе.

Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи у детей с ОВЗ являются распространенными и имеют стойкий характер. Речевые ра...

Особенности логопедического сопровождения первоклассников с ОВЗ в коррекционной школе.

Логопедическое сопровождение имеет две цели: кратковременную – своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи. долговременную - достижение необхо...

Рабочая адаптированная программа логопедического сопровождения ребенка 6 лет с ЗПР (1класс)

В настоящее время дети с задержкой психического развития - довольно многочисленная группа обучающихся в общеобразовательном учреждении. Учащиеся с ЗПР испытывают особые трудности в освоении образовате...

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»

laquo;Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»...