Особенности логопедического сопровождения первоклассников с ОВЗ в коррекционной школе.
методическая разработка (5 класс) на тему

Горб Ольга Алексеевна
Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи у детей с ОВЗ являются распространенными и имеют стойкий характер. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности логопедического сопровождения первоклассников с ОВЗ в коррекционной школе.

Учитель-логопед Горб Ольга Алексеевна

ГБОУ школа –интернат ст. Старолеушковская.

Большинство детей, поступающих в  специальную (коррекционную) школу   VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи у детей с ОВЗ являются распространенными и имеют стойкий характер. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.

Слайд № 2

Логопедическое сопровождение имеет две цели:

кратковременную – своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.

долговременную  - достижение необходимой степени социальной адаптации.

Слайд № 3

Основными задачами логопедического  сопровождения   являются:
1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.
2. Разработка и реализация рабочей программы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедические занятия.
3. Разработка коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с ОВЗ по направлению «Оптимизации коррекционного процесса посредством компьютерных технологий» (для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
4. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов.
Приоритетные направления деятельности.
• совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;
• систематизация учебно-методического материала.

Слайд № 4

Пути реализации данных задач:

-организация речевого мониторинга,

-логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение индивидуальных, групповых логопедических занятий с детьми),

-проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями,

-участие в работе школьного ПМПк.

Слайд № 5

 Этапы логопедического сопровождения:

   Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего изучения анамнеза ребёнка и обследования речи.   Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в соответствующей документации установленного образца. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

    Со второй половины  сентября  по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая   коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или групповых занятиях.

     Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

    Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами: медицинскими работниками школы, школьным психологом, дефектологом, соц. педагогом. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех  этапов

     Доказано что от 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты в устной и письменной речи. Как учитель – логопед могу сказать , что за последние 5 лет в первые классы нашей школы-интернат поступают 100 % детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи. Не был исключением и 2016-2017 учебный год. В первый класс нашей школы поступило 5 учеников .Первичное обследование показало , что в логопедическом сопровождении нуждаются все ученики 1 класса. Данные логопедического обследования представлены в таблице.

Слайд № 6

Логопедическое представление на 1     класс.

Имя

Общая и мелкая моторика

Артикуляционный аппарат

Устная речь

Письменная речь

Понимание речи

Активный словарь

Грамматический строй

Слоговая структура

Фонематическое восприятие

Звуковой анализ и синтез

звукопроизношение

чтение

письмо

Злата  Е.

-

-

О

-

-

-

-

-

с,  з, ц, щ, р, л

-

-

Артём Д.

-

-

+

-

-

-

-

-

ц, ш, ж,  ч, щ, р, л

-

-

Алексей  П.

-

-

+

-

-

-

-

-

с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л

-

-

Иван  С.

-

-

+

 -      

-

-

-

-

з, ц, ж, ч, щ, р, л

-

-

Вера   М.

-

-

+

  -          

-

-

-

-

с, г, ж, щ, р

-

-

+ навык сформирован        

- навык не сформирован

О навык в стадии формирования

Проанализировав логопедическое представление можно сделать вывод, что нарушения речи у первоклассников носят системный характер затрагивают как устную так и письменную речь. Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом, наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении с окружающими.

Слайд № 7

Планируя логопедическое сопровождение первоклассников, я учитываю быструю утомляемость учеников, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению.

Поэтому, проводя логопедические занятия, для достижения поставленных задач, стараюсь разнообразить содержание занятия, включая в него активные методы и приемы.

Слайд № 8

   Такие как:

-использование сигнальных карточек;

-использование вставок на доску;

-узелки на память;

-кинезиологические упражнения;

-мультимедийные презентации;

-картинный материал;

-активные методы рефлексии;

- все традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

Слайд № 9

Основные направления  моей работы с первоклассниками:

 1.     Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):

развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания

постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.

2.    Формирование слоговой структуры слова.

3.     Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.

4.     Обогащение активного и пассивного словаря.

5.     Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.

6.     Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

7.     Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;

8.      Совершенствование пространственно-временных ориентировок ;

9.      Формирование навыка осознанного чтения и грамотного письма.

10.    Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Слайд № 10

  С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется дополнительно коррекционно-логопедическая работа. Проводятся логопедические минутки, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий посещаются уроки у учителей начальных классов , учителей-филологов , внеклассные мероприятия , школьные праздники с целью наблюдения за детьми-логопатами. Учителям и воспитателям предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом  развитии, дается речевой материал для закрепления полученных знаний и умений на занятиях с логопедом. На всех этапах коррекции отклонений в речи осуществляется взаимосвязь с педагогами школы-интерната; совместно с педагогами отслеживается изменение звукопроизношения, связной речи, техники и качества чтения и письма,   готовится документация для школьного консилиума и   ПМПК.

    При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи. Наблюдается положительная динамика в развитии активного словаря, развитии связной речи, формируется навык чтения и письма.

Слайд № 11

Особенности логопедической работы с  обучающимися  специальной (коррекционной) школы VIII вида

1.     В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

2.     Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

3.     Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.

4.     Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гольперин, Д.Б.Эльконин).

5.     Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

6.     Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

7.     Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.

8.      Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

9.     Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

10. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.

 

В логопедическом кабинете школы созданы все необходимые материально-технические условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

 

Библиографический список:

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.: Библиополис, 1996

Епифанцев Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов-на-Дону:  Феникс 2006

Лалаева  Р.А.Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Просвещение, 2004

Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990

Коррекционная педагогика . Под редакцией Б.П.Пузанова. М.: Академия, 2001

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Карта сопровождения и динамики развития учащегося коррекционной школы VIII вида

Совместно с другими педагогами школы  разработана «Карта сопровождения и динамики развития учащегося коррекционной школы 8 вида» (2003 г.), которая позволяет педагогам эффективнее прослежи...

Особенности логопедического сопровождения детей с билингвизмом

Статья посвящена особенностям логопедического сопровождения детей с билингвизмом, затрагиваются основные проблемы в этой области науки и рассматриваются возможные пути их решения. Автор поднимает таки...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Особенности логопедического сопровождения первоклассников с ОВЗ в коррекционной школе.

Логопедическое сопровождение имеет две цели: кратковременную – своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи. долговременную - достижение необхо...

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная ш...


 

Комментарии

Горб Ольга Алексеевна

Спасибо большое коллега, Ваш материал огромная помощь специалистам коррекционных школ.
Учитель-логопед Онипченко О.В.

Мастер Людмила Викторовна

Спасибо за интересный и полезный материал.