Семейное воспитание
план-конспект на тему

Смирнова Татьяна Аркадьевна

 

Подборка материалов для родительских собраний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль самооценки в формировании личности ребенка»

Цель: - Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка;

-разъяснить о возможных последствиях низкой самооценки, и высокой самооценки;

- дать рекомендации, как можно повысить самооценку ребенка.

Подготовительная работа. Проведение анкеты среди учащихся.

Анкета.

Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?

Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?

По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?

Когда Вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?

Вы всегда и везде стремитесь быть первым?

Если бы Вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?

Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?

Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?

В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?

Если бы Вам пришлось начать заново жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Учитель.  Добрый день! Я рада вас приветствовать в нашей уютной классной комнате. Сегодня мы поговорим о том, какова же «Роль самооценки в формировании личности ребенка на данном возрастном этапе». В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей»

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата. Наши дети 9-тиклассники находятся на таком возрастном этапе, когда ему необходимо самоопределиться и иметь собственную самооценку.

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

В подростковом возрасте, в таком, как наши дети, все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.

Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка. Я повела анкетирование с детьми и вот что получилось (оглашение результата анкетирования в %). Чувство неполноценности может проявиться непредсказуемым образом. Например, это снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, уверенно или неуверенно чувствует ребенок себя. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает сил и энергии для разрешения встающих перед ним задач.

Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Это зачастую люди, критикующие, осуждающие. Человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным. Не ставят перед собой труднодостижимых целей, критичен к себе.

На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой самооценки. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как заниженная. Он не признает своих ошибок, что негативно сказывается на дальнейших взаимоотношениях с окружающими людьми.

Понаблюдайте за ребенком. Если поведение меняется со сложившейся ситуацией, самооценка высокая при удаче и низкая при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.

Дорогие родители, вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребенок, он для нас самый лучший.

 

Вывод.

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата.

Ваш ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.

Помогите вашему ребенку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них. Подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребенка, и результат не замедлит сказаться.

Будьте сами примером ребенку.

Литература:

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго»Теория и практика оценки и психического развития ребенка» Санкт-Петербург 2006г.

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М.,1998г.

Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Семейные ценности – залог успешного  воспитания»


Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.

Участники: родители.

Материалы: компьютерная презентация, анкеты, мяч, листы бумаги, ручки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление кабинет: рисунки на тему «Моя семья», афоризмы о семье и семейных ценностях.

 

Ход собрания

СЛАЙД №1

1. Вступительное слово – приветствие классного руководителя.

2. Педегог-психолог:

Начнем наш разговор с упражнения «Ассоциации».

Уважаемые родители, перекидывая мяч, перечислите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья».

У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации. Итак, начали.

Если бы это был цветок, то какой это цветок...? ( здание, мебель, одежда, море, погода, картина, еда, и т.п.)

Упражнение выполняется 3-5 раз.

Обсуждение.

Зачем мы делали это упражнение?

После всех выступлений резюме ведущего

Оказывается, ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». Причем эти эмоциональные состояния, как правило, имеют положительную окраску.

Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.

Социальный педагог:

Семья ― понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.

Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?

Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.

Семья, в которой растёт ребенок, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама тоже самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка.

Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».

«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.

На развитии современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Брак стал менее устойчивым.

В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейших обязанностей воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

Педагог- психолог:

К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды воспитания справедлива хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растёт число разводов.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Каковы же причины нестабильности современной семьи?

Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

Блиц-интервью для родителей

Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:

  1. «Мое самое большое желание-…»
  2. «Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
  3. «В моей семье исключено…»
  4. «Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
  5. «Особенно меня раздражает то, что…»
  6. «В нашей семье под запретом…»
  7. «Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
  8. «Счастливая семья-это…»

Классный руководитель раздает родителям анкеты «Семья глазами ребёнка» или озвучиваются результаты анкетирования

Приложение №1

Социальный педагог:

Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семья. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребёнок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно ещё, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил.

Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражения в сознании семейных традиций.

Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.

- Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

-Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениями.

- Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.

-Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

Педагог- психолог:

Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.

Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты.

Зачастую они связанны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправедливыми и т.д.

Так было всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».

На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:

  1. до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
  2. 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
  3. 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
  4. 17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
  5. 26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
  6. 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
  7. Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»

Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное.

Виды конфликтов:

Способы разрешения:

Непонимание друг друга

 Единство требований отца и матери

Нежеланиепойти на компромисс

 Значимость похвалы

Чрезмерная забота родителей о ребенке

 Общая трудовая деятельность

Разногласие родителей по вопросам воспитания    

Разделение моральных и материальных благ

Отношения детей с товарищами

Уважение к друзьям

Чрезмерная строгость к ребенку

 Толерантное отношение к ребенку

СЛАЙД № 24

Социальный педагог:

Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимания, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело радостным и интересны?

Анкета «Общение в семье» для родителей

Инструкция

Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно-«да», »нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.

Приложение№ 2

Результаты.

За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти»,»иногда» -1 балл, за «нет»- 0.

Более 20 баллов.

Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

От 10-20 баллов

Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов

Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Педагог- психолог:

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку 

Приложение №3

Памятка «как относиться к своему ребенку».

Заповеди педагогики сотрудничества.

Социальный педагог:

Для эффективного воспитания ребёнка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

-Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребёнка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильное, вы постепенно внедряете в сознание ребёнка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознанны и восприняты ребёнком, стать потребностью его.

-Второй механизм – идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребёнок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребёнок стремится быть хорошим во всем.

-Третий механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребёнка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

Подведение итогов

Педагог- психолог:

Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что - общим?

Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже-авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже-непоследовательное воспитание». Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.

Приложение №4

Китайская притча «Ладная семья»»

РЕФЛЕКСИЯ.

-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

- Что было самым неожиданным?

- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
родительского собрания

  1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
  2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
  3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?

Заключительное слово классного руководителя.

Вручение родителям открыток- напутствий.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 10 классе

Юность и ее психологические проблемы.

Цель: способствовать просвещению родителей учащихся по данной теме, помочь осознать важность и значимость этого периода в становлении личности ребенка.

Задачи: расширить представления родителей об особенностях ранней юности; оказать родителям помощь в преодолении трудностей в этом возрасте.

Форма проведения: практикум.

Участники: классный руководитель, родители учащихся

Подготовительная работа: анкетирование учащихся.

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о детях, их возрасте и психологических проблемах.

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность  стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на  основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем.

Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах.  Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования  раннего юношеского возраста.

Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и  другое.

Психологические трудности юношеского возраста.

Психофизиологический уровень

Психологический уровень

Незавершенность физического развития.

Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность).

Неустойчивость эмоциональной сферы.

Высокий уровень личностной тревожности.

Особенности высшей нервной деятельности.

Задержка развития теоретического мышления.

Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти.

Нереалистичность воображения.

Несформированность волевой сферы.

На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:

  • проблема самосознания;
  • проблема личностного роста;
  • неадекватный уровень притязаний;
  • несформированность жизненных планов;
  • несформированность потребностей;
  •  несовпадение учебных и профессиональных интересов;
  • низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее.

 Родителей старшеклассников легко узнать. У них на лицах написана решимость, готовность к сражениям за светлое будущее своих подросших детей. И все бывает хорошо, но иногда этот напряженный процесс вдруг нарушают те, ради кого он затеян. Дети вдруг взбрыкивают, влюбляются и вообще норовят вильнуть прочь с проложенной родителями дороги. И что прикажете делать? После периода растерянности наступает момент, когда родители решают надеть «ежовые рукавицы». Но прежде чем выходить на «тропу борьбы», нужно понять, что же на самом деле происходит. Почему человек в 15-16 лет вдруг становится таким неуправляемым? Ведь он рос разумным, хорошо учился и мечтал приобрести профессию и приносить пользу. Вместо этого старшеклассник начинает грубить, проводить время в компании и наотрез отказывается учиться.

Психологи утверждают, что именно в этом возрасте происходит завершающая стадия, так называемого переходного периода от детства к юности. И фаза протеста здесь - нормальное явление, свидетельствующее о естественном пути развития личности. В это время молодой человек постоянно сомневается в себе. Иногда он видит себя значительным, талантливым и неотразимым, в другой момент он считает, что никому не нужен и не интересен. И результат такой неуверенности - неожиданные резкие перемены в настроении, конфликты с теми, кто не понимает и не поддерживает его. Кроме того, поздний подростковый возраст характерен неприятием мира взрослых. Человек сознает, что ему придается признать устройство общества и жить в нем. Но в то же время крайне обостренно он воспринимает неискренность, недостатки взрослых, несправедливость. И малейшая искра может в этот момент разжечь костер бунтарства и отрицания всех норм

Родители в это время тоже выглядят отнюдь не идеальными. И это  приводит в замешательство: ведь долгие годы детства самые близкие люди обладали «иммунитетом», были в сознании ребенка непогрешимыми. Порой родители не понимают, что 16-летний человек переживает один из самых трудных этапов своей жизни. На него обрушивается одновременно несколько лавин: гормональная, эмоциональная и интеллектуальная. С одной стороны, он потрясен теми переменами, которые происходят с его телом. Просыпается сексуальность, которая влечет за собой полную перестройку душевного мира. Общество начинает предъявлять к подростку те требования, которые предъявляет к взрослым, и это тоже меняет самосознание. А с другой стороны, родители продолжают относиться к 16-летнему, как к ребенку: не принимают во внимание его душевные переживания, не интересуются эмоциональной жизнью и вкусами. Отношения с родителями чаще сводятся к разговорам о школе, поведении, дневнике и прочих формальных сторонах жизни. Так теряется доверие, формализуется общение между разными поколениями в семье.

Взрослым кажется, что в 10-м, а тем более в 11-м классе нужно оставить в стороне все развлечения и заниматься только учебой, потому что от этого зависит вся будущая жизнь. А подростку необходимо общение с друзьями - именно сейчас он пробует найти свое место в новом для него мире. Смешно требовать от 16-летнего соответствия системе ценностей 40-летнего. Всему свой срок. Отцу  кажется, что поступление в институт и профессиональное самоопределение - это самое важное. Он теперь, пройдя путь обучения, профессиональной карьеры, это понимает. А юная дочь  убеждена, что есть вещи и поважнее - быть красивой, наладить отношения с мальчиком и т. д. И задача отца в этом случае не в том, чтобы отказаться от своих убеждений, а в том, чтобы принять и признать проблемы дочери важными, волнующими и заслуживающими внимания. Вообще, старшеклассники, вопреки своему поведению и заявлениям, остро нуждаются в поддержке и помощи старших. Психологический барьер, который часто появляется между родителями и подросшими детьми, мучителен. Потребность в общении именно с родителями не компенсируется сверстниками. Родители, которые понимают это, стараются дать своим детям максимум тепла, и заботы и понимания, не ставя условий послушания и подчинении. Нет ничего ужасней ссоры с 16-летними. С одной стороны, взрослые понимают, что перед ними ребенок, а потому используют силу своей власти. А с другой, этот ребенок может хладнокровно отказаться что-либо делать, нагрубить или вообще уйти из дома В этот момент родители как никогда чувствуют своюбеспомощность. Волна ссор и взаимных требований растет, проблема не решается. Психологи утверждают, что самые тяжелые конфликты происходят в семьях, в которых родители уделяют чрезмерное внимание учебе ребенка, быту, достатку, престижности образоваия и одежды. За всеми этими хлопотами пропадает интерес к внутреннему эмоциональному миру ребенка, его истинным интересам и увлечениям. Как правило, взрослые старательно контролируют поведение детей, их взгляды и суждения, оценивают друзей и подруги если в  какой-то момент ребенок начинает вести себя вразрез с представлениями взрослых, конфликт может затянуться на годы.

Немаловажная проблема в этом возрасте - это выбор профессии. И вместо того чтобы подбирать профессию «получше» и «потеплее», нужно начать кропотливое изучение личности своего ребенка. Для этого подводят беседы, наблюдения, и специальные тестирования. Возможно, понадобится помощь психолога, школьного учителя, друзей. Меньше всего при выборе профессии ребенку подходит принцип: «Это была моя мечта». Именно то, что на ребенка возлагается исполнение несбывшихся надежд родителей, приводит к депрессии и полному разладу отношений между младшими и старшими. Делаем вывод.- Конечно, «ежовые рукавицы» манят родителей. Иногда так хочется плюнуть на все и воспользоваться тем, что ты старше, что ребенок материально зависим от тебя... Иногда, кажется, что ребенок нуждается в ограничениях и жесткой дисциплине потому что не в состоянии урегулировать свою жизнь. Но закон физики о том, что «действие рождает противодействие»,  работает и в такой сфере, как человеческие отношения. Да, возможно давление и ограничения принесут временную пользу. Ребенок выучит все то, что нужно, получит хорошие отметки и  поступили в нужный институт. Но если к этому не приложится понимание и эмоциональная стабильность, то польза будет весьма ссмнительной. Тонкие связи могут  бытьезвозвратно утеряны, а сам ребенок потеряет шанс научиться самоорганизации и умению делать выбор.

Януш Корчак, непререкаемый авторитет для думающих педагогов и родителей всего мира, неутомимый борец за право ребенка быть личностью, однажды написал слова горькие и отчаянные: «Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания!  В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости». Возможно, иногда эту фразу стоит вспоминать в тот момент, когда так хочется надеть злополучные «ежовые рукавицы».

Индивидуальная работа.  Подумайте и напишите, пожалуйста, с какими проблемами вы сталкиваетесь в настоящее время? Листочки не подписывайте. Сдайте. Ваши дети тоже анонимно писали о своих проблемах. А сейчас давайте попробуем найти выход, пути решения озвученных вами проблем и детей. (Обсуждение)

IV. Анализ анкет старшеклассников. (С зачитыванием некоторых ответов, но без фамилий.)

I. Подведение итогов собрания

Наличие проблем неизбежно, особенно в таком возрасте. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать шаг к ее решению. Снижение результативности деятельности старшеклассника, в свою очередь, усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера. Именно на этой стадии особенно важно принять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников, и на прощание мне хочется вручить вам памятки.

Анкета

1. Нравится ли тебе этот возрастной период?

2. Учеба. Что это в твоей жизни?

4. В чем ты видишь смысл своей жизни?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты думаешь, какой должна быть сумма на карманные расходы?

7. Какой суммой обладаешь ты?

8. Куда ты тратишь карманные деньги?

9. Как ты относишься к курению?

Анкета

1. Нравится ли тебе этот возрастной период?

2. Учеба. Что это в твоей жизни?

4. В чем ты видишь смысл своей жизни?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты думаешь, какой должна быть сумма на карманные расходы?

7. Какой суммой обладаешь ты?

8. Куда ты тратишь карманные деньги?

9. Как ты относишься к курению?

Анкета

1. Нравится ли тебе этот возрастной период?

2. Учеба. Что это в твоей жизни?

4. В чем ты видишь смысл своей жизни?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты думаешь, какой должна быть сумма на карманные расходы?

7. Какой суммой обладаешь ты?

8. Куда ты тратишь карманные деньги?

9. Как ты относишься к курению?

Памятка родителям

• Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.

• Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

• Умейте принять его таким, каков он есть.

• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

• Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

• Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

• К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

• Поощряйте в ребенке надежду на лучшее.

• Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится. Учитесь вместе с детьми.

• Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники.

• Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых или родственников.

• Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.

• Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.

• Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.

• Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека.

• Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Принимая решения, учитывайте его мнение.

• Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты.

• Во всех несчастьях вашего ребенка есть и ваша вина. Больнее всего мы раним друг друга словами. Слово, сказанное сгоряча, может стать последней соломинкой, которая сломает спину верблюду...

Что нельзя говорить ребенку

Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.

Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.

Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» - вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.

Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?

Прислушаемся к советам своих детей!

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха - поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.                  Вечная детская мудрость

Анкета для родителей

«Понимаете ли вы своего ребенка? »

1. Часто ли на некоторые поступки ребенка вы реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?

2. Пользуетесь ли вы помощью или советами других людей, если не знаете как реагировать на поведение вашего ребенка?

3. Считаете ли вы лучшими помощниками в воспитании свою интуицию, опыт?

4. Доводилось ли вам доверять ребенку секрет, про который вы никому не рассказывали?

5. Вас обижают отрицательные отзывы про вашего ребенка других людей?

6. Вам приходилось просить у ребенка прощения за свое поведение?

7. Считаете ли вы, что ребенок не может иметь секретов от родителей?

8. Если вы видите отличие между своим характером и характером ребенка, это вас удивляет?

9. Сильно ли вы переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?

10. Можете ли вы воздержаться от покупки интересной игрушки (даже если есть деньги)?

11. Считаете ли вы, что до определенного возраста лучшая форма воспитания -физическое наказание?

12. Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали?

13. Вам ребенок приносит больше забот, чем радости?

14. Кажется ли вам, что ребенок воздействует на ваше поведение?

15. Бывают ли у вас конфликты с дочерью, сыном?


Ответы:

«Да» - на вопросы 2,4, 6, 8, 10, 12,14, а также
«Нет» - на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - 10 очков.
«Не знаю» - по 5 очков.

100-150 очков - Вы хорошо понимаете своего ребенка. Если ваши ответы не расходятся с практикой, вас можно назвать образцом для других родителей. Для усовершенствования вам не хватает одного маленького шага - узнать искренние мысли про вас вашего сына или дочери. Рискните!

50-99 очков - Вы находитесь на правильном пути. Свои частичные трудности или проблемы вы сможете решить, если начнете с себя. Не старайтесь искать себе оправдание в недостатке времени или в чем-нибудь другом. 

0-49 очков - Можно посочувствовать вашему ребенку, потому, что он не видит в родителях дорогих и хороших друзей. Но не все еще потеряно.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям. 

 • Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого. ¬
 • Как можно больше проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом. ¬
 • Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас. ¬
 • Старайтесь чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать. ¬
 • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать. ¬
 • Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: "Мы всё должны знать о тебе" - этим вы ничего не добьётесь. ¬
 • Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать. ¬
 • Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям так и вам будут относиться в старости. ¬
 • Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома. ¬
 Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского "Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно - семейное". ¬


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...