Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
статья (9, 10, 11 класс)

Колбасина Раиса Анатольевна

 

        

        Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеет особую актуальность и является одним из важных условий воспитания гражданина  общества.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

        Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеет особую актуальность и является одним из важных условий воспитания гражданина  общества.

      Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает актуальность еще в школьном возрасте,  и особую значимость имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

       Федеральные законы гарантируют права сирот. Тем не менее, выпускники детского дома чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами суицида. Незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав и прав детей-сирот, а также обязанностей граждан перед обществом приводят к  неспособности детей в будущем нести свою социальную ответственность  и отстаивать свои права. Из анализа особенностей социальной адаптации выпускников можно сделать вывод, что выпускники не способны делать правильный выбор, принимать решение, тяжело привыкают к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, сложно ориентируются в нормативно-законодательной базе. Поэтому так необходима систематическая и последовательная работа по  правовому просвещению.      

      В рамках программы « Закон и Я» в нашей группе проходят тематические часы, на которых дети учатся ориентироваться в вопросах законности и правопорядка, изучают структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, виды правонарушений и юридическую ответственность, предусмотренную за них, знакомятся с Трудовым кодексом, как основой взаимоотношений работодателя и работника.  Рассматриваются вопросы, связанные с общегражданским правом: Конституцией РФ, Уголовным и Семейным кодексом. Уделяется внимание таким нравственным понятиям как «доброта», «честность», «ответственность», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести.

          Целями данной программы являются:

– формирование готовности воспитанников интернатных учреждений к выполнению социальной роли гражданина;

– формирование умения ориентироваться в социально-правовой сфере;

– формирование знаний о правах и обязанностях выпускника сиротского учреждения;

– формирование умений по защите своих прав и свобод в самостоятельной жизни.

                Задачи программы:

– развитие правого сознания воспитанников, освоение ими взаимозависимости прав и обязанностей;

– формирование понимания социального статуса сироты, знание прав и обязанностей, связанных с этим социальным статусом;

– формирование знаний и навыков ориентации в необходимых социальных институтах для решения жизненных проблем;

– формирование умений и навыков действия в рамках способов, закрепленных законом;

– формирование знаний и навыков о правах и обязанностях квартиросъемщика.

             Так как группа разновозрастная, чаще всего занятия проводятся по подгруппам соответственно и решаемые задачи отличаются. Программа «Закон и Я» рассчитана для старших воспитанниц. На этапе взросления определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация, приобретается опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, собственника, избирателя, потребителя и так далее), формируется гражданско-правовая культура, способствующая успешной социализации в самостоятельной жизни.

         Важно, чтобы дети с раннего возраста научились выполнять и соблюдать правила. Это является в будущем важным качеством в формировании законопослушного поведения в социуме.

          Тематические часы для детей младшего школьного возраста знакомят с общими правилами и нормами поведения, с правами и обязанностями воспитанников ЦССВ, формируют уважение к законам и символам государства, правилам и нормам жизни. Такие занятия  включают: не только знакомство с Конвенцией о правах ребенка, но и правила поведения в школе; правила поведения в общественных местах; правила хорошего тона; изучение законов об охране природы и памятников и т.д. Все эти правила в совокупности достаточно полно ориентируют детей на то, как себя вести в различной обстановке.

       Используются разнообразные формы проведения занятий:

- этические и правовые беседы;

- демонстрация практических действий по выполнению правил;

 - инсценирование правомерного (неправомерного) поведения;

- устные журналы;

- практикумы и тренинги по правовому поведению;

- просмотр тематических программ, мультфильмов, художественных фильмов и их обсуждение;

-  разбор факта нарушения;

- викторины, игровые занятия.

Одним из таких занятий являлась интеллектуальная игра: «Путешествие в Правоград»,  в котором участвовали  ребята нескольких групп.

Основной целью занятия  было не только закрепление знаний своих прав и обязанностей, но и убеждение участников игры в том, что  обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение.

В течение учебного года активное  участие принимали наши дети  в играх проводимых сотрудниками организации «Полдень», одной из целей которых являлось формирование умения участников выслушивать и принимать во внимание позицию других, воспитанию культуры прав человека, расширению кругозора детей.

     Правовое просвещение является неотъемлемой частью гражданского воспитания.

Вырастить достойного гражданина общества – основная наша задача.  Кто же такой гражданин?

Гражданин — это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидатель и творец-преобразователь, способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей.          Гражданин начинается не только в школе, в колледже, но и здесь в доме, в котором вырос и воспитывался: прежде чем стать гражданином воспитанник должен научиться быть гражданином здесь в этом Доме, знать его традиции, строить гуманные отношения со взрослыми  и детьми, с которыми, он живет, активно участвовать во всех делах и акциях, способствовать формированию нравственного климата в группе, развивать свою познавательную активность. Воспитать гражданина, значит сформировать главное качество-гражданственность, которое определяется  единством правовой, политической и нравственной культуры. Это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Гражданственность имеет деятельный характер. Поэтому и воспитание ее осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности.

           Основным средством в решении  задач воспитания гражданственности является коллективная деятельность. Участие в коллективно-творческих  делах  развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки.

          Социальные проекты « Истоки. Народное творчество», «Москва и москвичи», позволили сопоставить имеющийся жизненный опыт детей с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт.

          Цель проектов – осознание своей принадлежности к истории и культуре столицы посредством изучения истории Москвы, повышение социальной активности воспитанников и организация социально-значимой деятельности подростков через приобщение воспитанников к народному творчеству.

           Использование проектной деятельности обеспечило непрерывность и системность в воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей, и явилось продолжением работы в формировании мировоззренческих основ личности для успешного вступления в социум.

          Истинный гражданин своей Родины знает и уважительно относится к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности. Посещение театров, исторических музеев, художественных выставок и знакомство с выдающимися людьми имеют весомый вклад в воспитании личности.              

          Формирование законопослушного поведения, воспитание гражданственности во многом способствуют формированию необходимых навыков для успешной социальной адаптации выпускников  для жизни в обществе,  развитию желания трудиться и созидать на благо Родины. 

Социальный педагог  

Колбасина Р.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Центре содействия семейному воспитанию.

Сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений ...