«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
статья на тему

Голикова Ирина Викторовна

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_v_vospitanii_detey_sirot_i_detey.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Учет индивидуальных особенностей.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно, дозировать физические нагрузки на воспитанников.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в воспитании: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее

существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

 Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания до поступления в детский дом, их увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Специфика организации индивидуального подхода  в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе трудового воспитания.

В решении задач трудового воспитания  в детских домах принцип индивидуального подхода приобретает особо важное  значение, потому, что пробелы в трудовом воспитании ребенка  неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

 Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах, и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

  Необходимо согласовывать  требования  к ребенку со стороны взрослых, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании детей – сирот.

 Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

 Изучение индивидуальных особенностей воспитанников в трудовой  деятельности показывает, с одной стороны,  большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу.

Например, при проведении практического занятия «От скуки на все руки» (поделки из различного материала), я уже заранее продумываю какого ребенка можно занять более мелкой и кропотливой работой, а кого  - более простой. Но обязательно надо отметить, что каждый процесс в изготовлении данной поделки очень важен, что бы дети чувствовали значимость выполняемой им работы не зависимо от её сложности. Так же учитываю умения детей.

Если мы занимаемся ковровой вышивкой, то роли выполнения работ будут выглядеть так:

  1. Выбираем рисунок: дети кому это интересно; (обычно участвуют все, происходит обсуждение и если не пришли к единому мнению, то выбираем несколько картинок);
  2. Готовим нитки: этот процесс включает в себя множество этапов, начиная от выборки старых вязаных вещей до готовых ниток. Поэтому здесь также бывают задействованы почти все дети, каждый выполняет какой- то определённый этап, в зависимости от возраста, усидчивости и желания.
  3. Рисунки выполняют: Алина Г. (13лет) и Анна Б. (17 лет) (умение рисовать и желание это делать);
  4. Процесс вышивания: пробуют все кому интересно, остаются те, у кого получается, рисунок делим на  элементы, чтобы каждый ребенок мог выполнить какой-то свой элемент. Дети, у которых не получилось, обычно наблюдают за теми, кто вышивает и у них появляется желание вновь попробовать, им обязательно предоставляется такая возможность;
  5. Оформление поделки: занимаются более старшие мальчики (натягивают, делают рамку);
  6. Выбор места для поделки: находим все вместе самое подходящее место, по мнению большинства. Нельзя оставлять без внимания и те предложения, которые мало кто поддержал, здесь я предлагаю сделать для этого места какую-то другую работу. Тот ребёнок, который предложил «не удачное» место тут же начинает искать варианты, что можно сделать туда, появляются новые предложения, рождаются новые идеи. Можно планировать новый процесс выполнения новой поделки.

         В таких творческих трудовых делах находится работа для каждого ребёнку, с учётом его возраста, индивидуальных способностей, умений и желаний.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности  - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо  - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются  специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.

Работа педагога с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать этих детей и подготовить их к самостоятельной жизни, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения в условиях детского дома.

 В процессе игровой деятельности.

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.

Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как  доброжелательность, стремление  принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить,    украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления об окружающем мире, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д., что особенно важно и необходимо для развития воспитанников детских домов.  В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.

Заключение

Воспитание детей сирот в условиях детских домов является сложным процессом, о котором не всегда задумываются педагоги, выбирающие работу именно в таких учреждениях. Для того чтобы обучать и воспитывать таких детей, необходимо намного больше знаний, квалифицированности, терпения и понимания, нежели для обучения детей в обычной школе. Для того чтобы понять, каким должно быть воспитание, педагогу детского дома необходимо помнить об индивидуальности каждого ребёнка и индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только присущих особенностей.

Индивидуальный подход -  осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов.)

Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально - типичного, индивидуально-своеобразного).                  

Эффективность индивидуализации воспитательного процесса зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания детей в данной группе (семье) детского дома, от установления  уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства педагога.

Список используемой литературы:

Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).

Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г.

Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.

Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.

Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.

Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.с.36-41.

Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.

Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.

Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...