Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
методическая разработка

Закурина Елена Владимировна

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 элективные дисциплины входят в Блок Б1 «Дисциплины (модули)» основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с ФГОС. Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 элективные дисциплины входят в Блок Б1 «Дисциплины (модули)» основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с ФГОС. Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей).

1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля):

Целью освоения элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.» является формирование в рамках общепрофессиональных компетенций готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Задачи:

- формировать готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

- создавать условия для критического переосмысления педагогического опыта на различных ступенях развития отечественного образования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП:

Элективная дисциплина «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.» является дисциплиной по выбору профессионального цикла. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «История России», «Педагогика», «Методика обучения истории».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний результате изучения дисциплины студент должен:
 Знать:

-понятийный аппарат, связанный с основными этапами и закономерностями исторического развития;

- основные события в истории России в контексте мировой истории;

- особенности развития гражданского общества и гражданского воспитания и образования в России во второй половине XIX – начале XX в.;

- сущность понятий, характеризующих организацию воспитания и духовно-нравственного развития личности и структуру воспитательных процессов; нормативную основу организации воспитания и духовно-нравственного развития личности; характеристику программ воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

Уметь:

-связывать особенности развития гражданского общества с особенностями его исторического развития на различных этапах;

-учитывать в профессиональной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию социокультурные различия в обществе;

- определять специфику формирования патриотизма и гражданской позиции в современных исторических условиях;

- отбирать и реализовывать способы, формы, методы и средства воспитания и духовно-нравственного развития в соответствии с целями образования; проектировать воспитательный процесс с использованием педагогических методов и технологий, соответствующих общим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; учитывать в педагогическом взаимодействии индивидуально-возрастные особенности учащихся;

Владеть:

- способностью поиска бесконфликтного взаимодействия в коллективе;

- навыком толерантного общения с окружающими путем учета полученных знаний об историческом опыте нашего государства;

-способами выражения гражданской позиции в современных условиях;

- навыками осуществления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на основе использования эффективных методов, форм и средств; способами педагогического взаимодействия.

4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (разделяются по формам обучения).

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Аудиторные занятия (всего)

18

В том числе:

-

Лекции

6

Практические занятия

12

Самостоятельная работа (всего)

12

Вид промежуточной аттестации зачет

2

Общая трудоемкость

32/1 з.е.

5. Технологическая карта элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

Вид деятельности студента (аудиторная\ самостоятельная работа)

Содержание деятельности

Форма отчетности

ОПОР

(основные показатели оценки результата)

Трудоемкость

 (в академических часах)

Баллы

 минимум

максимум

Тема № 1 «Исторические предпосылки развития системы призрения детей-сирот в России»

Аудиторная работа (лекции \ практические занятия) по теме

Лекция

-актуализация знаний по теме;

-получение новых знаний по теме;

-обсуждение проблемных вопросов по теме.

Конспект

-соответствие плану изложения;

-соблюдение логичности, последовательности изложения материала;

-аккуратность оформления.

2

3

5

Семинар-конференция

-выступление с темой доклада;

-участие в обсуждении.

Доклад

Для докладчика:

-полнота, достоверность, логичность изложения информации по теме;

- обоснованность выводов;

-ссылки на научную литературу;

-качество ответов на вопросы аудитории;

-  использование демонстрационного материала.

4

3

5

Для слушателя:

-постановка проблемных вопросов к теме доклада;

-дополнение доклада интересными историческими фактами.

3

5

Самостоятельная работа студента по теме

Подготовка доклада

Написание доклада по теме.

Доклад (письменный вариант)

-соответствие содержания доклада заявленной тематике;

-соответствие общим требованиям написания доклада;

-отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок;

-чёткая композиция и структура, наличие содержания;

-логичность и последовательность в изложении материала;

-представленный в полном объёме список использованной литературы;

-корректно оформленный список использованной литературы;

-наличие ссылок на использованную литературу в тексте доклада;

-способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

-обоснованность выводов

-самостоятельность изучения материала и анализа.

4

3

5

Итого по теме № 1

10

12

20

Тема № 2 «Законодательное регулирование вопросов призрения детей-сирот в России во второй половине XIX – начале XX в.в.»

Аудиторная работа (лекции \ практические занятия)  по теме

Лекция

-актуализация знаний по теме;

-получение новых знаний по теме;

-обсуждение проблемных вопросов по теме.

Конспект

-соответствие плану изложения;

-соблюдение логичности, последовательности изложения материала;

-аккуратность оформления.

2

3

5

Семинар-исследование

-работа с историческими нормативно-правовыми документами (поиск информации, анализ, систематизация информации);

-заполнение таблицы по теме.

Сводная таблица

по проблеме

-отбор материала по проблеме;

-систематизация материала по проблеме;

-полнота и правильность выводов;

-внешнее оформление таблицы.

4

2

5

Самостоятельная работа студента по теме

Изучение основной и дополнительной литературы по теме

-работа в библиотеке.

Письменный обзор основной и дополнительной литературы по теме

-объем изученной литературы;

-систематизация литературы;

-самостоятельность подготовки обзора.

4

3

5

Итого по теме № 2

10

8

15

Тема № 3 «Система обучения и воспитания детей-сирот в Курской губернии во второй половине XIX – начале XX в.в.»

Аудиторная работа (лекции \ практические занятия)  по теме

Лекция

-актуализация знаний по теме;

-получение новых знаний по теме;

-обсуждение проблемных вопросов по теме.

Конспект

-соответствие плану изложения;

-соблюдение логичности, последовательности изложения материала;

-аккуратность оформления.

2

3

5

Кейс-задания

- решение нестандартных задач профессиональной

деятельности на основе информационной и библиографической

культуры.

Решение

кейс-заданий

-способность студентов анализировать результаты научных

исследований и применять их при решении конкретных исследовательских задач;

- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач.

4

3

5

Самостоятельная работа студента по теме

Подготовка

кейс-заданий

- разработка практических проблемных ситуаций на основе анализа результатов полученных знаний.

Кейс-задание

-формирование целей кейса;

-определение проблемной ситуации;

-построение содержания кейса;

- приложения с подборкой различной информации,

передающей общий контекст кейса (документы, публикации, фото,

видео и др.);

-предложение возможного решения проблемы.

4

3

5

Итого по теме № 3

10

9

15

Итоговое задание по дисциплине

-выполнение предложенных тестовых заданий.

Тест

-правильность выполнения (критерии оценивания прилагаются к тестовым заданиям)

2

0

66

Итого по дисциплине

32 (1 з.е.)

19

121

6. Оценочные средства.

6.1. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.» (Приложение 1.).

6.2. Условия выставления оценок при проведении промежуточной аттестации по дисциплине «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с технологической картой по дисциплине обучающийся выполняет предусмотренные программой задания, за которые получает определённое количество баллов (минимальное/максимальное).

По результатам всех выполненных заданий, суммируется общее количество баллов, полученных студентом за работу, что соответствует  определённой оценке. (Приложение 2.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...