"Суверенитет системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России".
статья
В статье раскрывается становление системы воспитания в России в разные исторические эпохи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Суверенитет системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.
автор-составитель:
Смирнова Елена Владимировна
социальный педагог
ГУ ЯО «Детский дом «Волжский»»
В древней Руси, ещё до Крещения существовало такое понятие, как «приймачество», усыновление. Когда бездетные старики не могли уже сами ухаживать за домом или справиться с хозяйством, они "приймали" к себе в семью сироту.
Принятый в семью ребёнок выполнял работу по дому, вёл хозяйство, почитал своих новых отца и мать.
Если семья для сироты не находилась, его воспитывали "миром", всей общиной, ребёнок ходил по разным домам, где его кормили.
«Наряды миром» назначались, когда у сирот было хозяйство, например, корова. Тогда соседи договаривались и по очереди приходили помогать. Они топили печь, кормили скот и ухаживали за маленькими детьми.
Выражения: «призреть сироту», «дома призрения», значит осуществлять досмотр (однокоренное «зрение»).
Не только князья или церковь занимались присмотром за сиротами. В русском народе это была традиция, не бросать, досматривать.
Помогали люди друг другу и поддерживали сирот. При скудельницах тоже заботились о брошенных и оставшихся одних детях.
Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и др. При таких могилах и строили дома для брошенных, оставшихся одних после смерти родителей детей.
В России всегда церковь помогала больным и сиротам, создавали при храмах богадельни и приюты, больницы. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.
Скудельники учили нравственности, правилам жизни, помогали пережить горе посредством сказок и песен. Следили за их здоровьем.
При Петре I впервые сироты перешли на попечения государства, именно он построил императорские дома для младенцев, оставшихся без присмотра ("зазорных"). Это дети, рождённые вне брака, которых раньше просто уничтожали. Пётр l же грозил за это смертной казнью.
Кроме того, именно Петр организовал учреждение (довольно престижное по меркам того времени), где обучались те самые зазорные дети наряду с детьми дворянских сословий, и упоминать о происхождении нельзя было.
Отсюда и пошло понятие "престижности" интернатов, откуда выходили образованные молодые люди.
Мария Федоровна, жена Павла I, проявляла большую заботу о сиротах и отдавала младенцев в государевы деревни к крестьянам доброго поведения.
Для этого малыши должны были окрепнуть в Доме и привиться от оспы.
То есть, по сути, существовали дома малютки, а более старшего ребёнка передавали уже в семью.
Девочки жили в приёмной семье до 15 лет и выходили замуж. Мальчики же могли остаться до 18 лет.
Можно считать, что тогда и положили начало воспитанию сирот в семье.
Обратила внимание Мария Федоровна и на Воспитательные дома. За три десятка лет в них попало 65 тысяч младенцев. А вот выжили из них только 7 тысяч. Императрица решила, что нужно расширять помещения, дети жили в них слишком тесно. Она пожаловала в Санкт- Петербурге для сиротского дома особняк графа Разумовского, а также дом графа Бобринского.
Были организованы училища (военные, педагогические, ремесленные), давались пособия для тех, кто устраивался на работу, а девушкам давали неплохое приданое, что делало их завидными невестами.
Война и холерная эпидемия 1830-1831 года унесла жизни многих людей, без присмотра осталось большое количество детей.
В 1834 году при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них мальчики и девочки получали очень хорошее образование. После латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома.
Но тут оказалось, что бедняки сами начали подкидывать детей в такие Дома, бросать их, чтобы обеспечить им хорошее образование и светлое будущее, которое не могли им дать.
Именно по этой причине император Николай I в 1837 закрыл эти классы.
Постепенно открываются специализированные приюты для детей-инвалидов. Первые приюты открыли для глухонемых детей, потом для слепых, парализованных, умственно отсталых.
Уже в XIX веке в России опередили Европу по созданию социальной помощи и государственному устройству презрения детей. У нас существовала целая сеть благотворительных обществ и учреждений.
В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в нем воспринимается обществом как морально нравственный поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.
Война, одна из страшных причин образования большого количества сирот. Из воспоминаний А.Г. Усановой, почетного жителя блокадного Ленинграда, важную роль играл учитель. Несмотря на единственную цель-выжить, педагоги читали детям сказки, учили письму, строго придерживались режима дня, расписания занятий. Все это дисциплинировало малышей, отвлекало от голода.
Чужих детей не бывает, гласит народная мудрость. Ярославская область одной из первых приняла большое количество сирот из блокадного Ленинграда. Детей перевозили по Ладоге- «дороге жизни», многие тонули, не успев выскочить из подбитого грузовика. Других- доставляли в область в гужевых повозках, на лошадях. Дети болели, антисанитария, вши, горе, голод и холод ковали в маленьких детях стальной характер, ответственность не только за свою жизнь, но и за младших братьев и сестер.
Ярославская область –одна из кузниц системы воспитания и образования в России. На кафедрах ЯГПУ имени К.Д. Ушинского ежегодно выпускалось и выпускается множество специалистов. Педагоги лечили, отогревали деток, заменяли им родителей. Одними из первых приняли педагоги детских домов в д. Милюшино Рыбинского района, Дом воспитания №20 (затем Детский дом №1 города Рыбинска в микрорайоне ГЭС), в селе Семибратово ….
При госпиталях были палаты для детей, так в городе Рыбинске, школа №34 в микрорайоне Скоморохова Гора, была реорганизована под госпиталь, приютила моего дедушку Калинина Александра Кузьмича, который считал своей обязанностью очищать крышу от вражеских не разорвавшихся снарядов.
В настоящее время государство заботится о сиротах, выплачивает пособия, предоставляет им жилье. Но характер потребления, иждивенчества сложно перевоспитать. Подростки попадают в детский дом при живых родителях, хуже, если это повторное сиротство. Преемственность поколений в таких семьях к сожалению, не носит патриотический характер. Часто дети повторяют судьбу своих родителей. Больно, когда приводят своих деток в наш детский дом.
Специальная военная операция-один из вызовов современного времени.
Как и наших предков, испытывает на прочность, силу духа, мужественность и героизм. В Великую Отечественную войну, где не платили боевые, а мужчины, женщины, дети шли добровольцами, проявляя патриотизм и неистовую любовь к Родине защищали рубежи, освобождали территории от захватчиков, нацизма.
2025 год объявлен президентом РФ В.В. Путиным годом ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА весьма символично. 80 лет Великой Победы отмечает вся страна.
Победа народа-это в первую очередь память народа, заслуг каждого воина, работника тыла, волонтера, участие каждого, отношение, требования, которые мы предъявляем к себе, как личности.
Указ Президента РФ от 09.11.2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяет цели, задачи и инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей.
В нашем учреждении ведется большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Знакомим с жизнью и подвигами своих предков, защищавших Родину в сороковые годы и приглашаем родных, участников СВО для передачи из уст в уста с реальными людьми, которые ценой собственной жизни спасают нас и наших детей от нацизма.
С гордостью парни показывают ордена и медали, рассказывают за что получили, отмечают командный дух и поддержку товарищей, а также как по- разному проявляют себя люди в экстремальных ситуациях во время боевых действий. Вера- это то, что помогает воину выжить, и не важно, кто рядом находится мусульманин или христианин. Чудеса, которые происходят во время сражений, обращают многих к принятию православия.
Много воспитанников сейчас находятся за линией на СВО, некоторых не вернешь. Хочется верить, что зерно нравственности, честь, совесть, доблесть, уважение для выпускников, будут тем самым ориентиром, который поможет выстоять и развиваться дальше, создавать семьи и растить здоровое поколение с опорой на Великое прошлое страны.
2025 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...
