Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " Я гражданин"
рабочая программа

 

Программа

по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

Заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом»

Протокол №________

от «____»___________2023г.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР

_________________

«___» ____________2023г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

___________________

Приказ № __________

от «___» ___________2023г.

Программа

по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

п.Емельяново, 2023

«Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и о национальном суверенитете»

Президент Российской Федерации

В.В.Путин

Пояснительная записка

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей, и представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.

Сегодня государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» признана актуальной и перспективной. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Реализация программы рассчитана на 1 учебный год.

Актуальность. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников детского дома.

Цель программы: – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие патриотических чувств.
  2. Организация различного рода деятельности по патриотическому воспитанию.
  3. Формировать толерантное сознание воспитанников, позитивные установки в отношении представителей всех этнических групп, проживающих во Владикавказе.
  4. Научить аргументировано высказывать свое собственное мнение.
  5. Развивать познавательный интерес к отечественной истории.
  6. Приобщить детей к мировым культурным ценностям.
  7. Воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  8. Проведение методической работы.

Формы мероприятий:

  • уроки мужества;
  • праздники;
  • проекты (учебные, социальные);
  • экскурсии;
  • участие в акции «Георгиевская ленточка»
  • изготовление презентаций, видеофильмов;
  • написание творческих работ (сочинение);
  • конкурсы рисунков, газет;
  • празднование Дней Боевой славы
  • конкурсы патриотической песни.

Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность, проблемное обучение.

Виды контроля: диагностика, тестирование.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты: К концу года обучения дети должны:

Знать:

  • культурных и исторических достижений народов России;
  • механизмов защиты прав человека на всех уровнях;
  • основ социального проектирования.

Уметь:

  • получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;
  • выявлять социальные проблемы;
  • отстаивать свое мнение;
  • определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
  • работать в группе на основе сотрудничества.

Программа включает в себя следующие тематические блоки:

Блок I. «Национально-патриотическое».

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям. Необходимо помочь ребенку осознать себя членом семьи, обучающимся школы-интерната, воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Блок II. «Моя малая Родина».

Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного города, области.

Блок III. «Военно-патриотическое».

Цель: формирование уважение к военной истории страны, готовность к служению Отечеству и его вооружённой защите, сохранению и приумножению славных воинских традиций России.

Блок IV. «Гражданско-правовое воспитание».

Цель: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.

Содержание работы

Календарно - тематический план работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

1.

Сентябрь

«Я – люблю свою малую родину!»

  • Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
  • Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.

«Мой любимый детский дом»

3.

«Наша Родина – Россия»

  • Формировать чувство сопричастности к истории страны.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

4.

«Москва – главный город нашей Родины»

  • Знакомить с историей столицы нашей страны - г. Москва;
  • Расширять исторические знания детей о русских городах.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину

5.

Октябрь

«С чего начинается Родина? »

  • Расширять знания детей о родной стране.
  • Воспитывать в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

6.

«История символов государственной власти».

  • Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.
  • Воспитывать интерес к истории страны.

7.

«Моя малая Родина»

  • Знакомство с историческим прошлым Осетии.
  • Воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем городе и положительном историческом прошлом Северной Осетии.

8.

«Я служу России»

  • Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

9.

Ноябрь

«История символов власти современной России».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.

10

«Символы Красноярского края»

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Северной Осетии и города Владикавказ.

11

«Стихи, рожденные в Осетии…»

Содействие эстетическому воспитанию воспитанников, привлечение молодого поколения к красоте искусства и творчества в целом.

12

«Инвалид – не инвалид, люди так не делятся».

День инвалидов.

  • Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями, пароолимпийские игры – что это?
  • Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.

13

Декабрь

«Наше государство — Российская Федерация».

День Конституции РФ.

  • Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.

Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.

14

«Гражданин и просто человек».

Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордость за свою страну, республику.

15

«Школа выживания».

День спасателя.

Отработка поведения в экстремальных ситуациях. «Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения.

16

«Обычаи и традиции русского народа».

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

17

Январь

«Золотые купола России».

Расширение представлений о городах России, «Золотое кольцо».
Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению.

18

«Город – герой Ленинград».

Снятие блокады.

  • Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

19

«Города – герои».

Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

20

«Город – герой Сталинград».

Сталинградское сражение 1943год.

21

Февраль

Викторина «Красноярск – в годы войны.

22

«Наши защитники».

  • Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
  • развивать интерес к защите отечества;
  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.

23

«Элитные войска РФ».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

24

«Обычаи и традиции русского народа – Масленица».

25

Март

«Россия – многонациональное государство»

Развитие интернациональных чувств у детей. Учить с уважением относится к людям разных национальностей. Воспитывать толерантность, дружеские отношения.

«Двуязычие».

Развитие интернациональных чувств у детей.

Учить детей создавать проект по данной теме. Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

26

«Красноярск – многонациональный город».

27

«Ю.А. Гагарин – человек мира».

День космонавтики.

28

29

Апрель

«Обычаи и традиции русского народа – Пасха».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям

  • Формировать представление о героическом прошлом русского и осетинского народах, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

30

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

31

«Этот День Победы»

  • Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
  • Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте;
  • Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
  • Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

32

Участие в акции «Георгиевская ленточка»

  • Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;

Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте;

  • Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.

Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность

33

Май

«Умейте дружбой дорожить»

34

«Граница России».

День пограничника.

35

«Россия. История в лицах»

36

Конкурс чтецов по произведению Р.Рождественского «Реквием. Вспомним их поименно»

Второй вариант

Содержание работы

календарно - тематический план работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

1.

Сентябрь

«День города!».

  • Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
  • Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.

«Дом, в котором я живу»

3.

«Наша Родина – Россия»

  • Формировать чувство сопричастности к истории страны.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5.

Октябрь

«Красноярск и его почётные жители».

  • Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.

6.

«С чего начинается Родина?»

  • Расширять знания детей о родной стране.
  • Воспитывать в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

7.

«История символов государственной власти».

  • Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.
  • Воспитывать интерес к истории страны.

8.

«Органы государственной власти»

Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении государством.

9.

Ноябрь

«Я служу России»

День призывника.

  • Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

10

«Президент – правитель, защитник интересов России в мире».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к президенту России.

11

«Органы государственной власти в Красноярском крае».

Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении Красноярского края.

12

«Основы социализации»

Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе.

13

Декабрь

«Люблю отчизну я…»

  • Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: Мать, Родина-Мать, родное Отечество.

14

«Наше государство — Российская Федерация».

День Конституции РФ.

  • Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
  • Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому

России.

15

«Законодательство страны».

Знакомить детей с основными законами РФ.

16

«Службы спасения».

.

  • Отработка поведения в экстремальных ситуациях.
  • Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения.

17

Январь

«Обычаи и традиции русского народа – Крещение».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

18

«России верные сыны»

Расширение и углубление знаний ребят о выдающихся людях России.

19

«Город – герой Ленинград».

Снятие блокады.

  • Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

20

« Города – герои» - виртуальное путешествие.

21

Февраль

«Город – герой Сталинград».

Сталинградское сражение 1943год.

22

«Паспорт – основной документ гражданина России»

  • Формирование у детей основы патриотизма, гражданственности.
  • Расширить исторические знания детей о появлении паспорта, его значимости.
  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою гражданственность.

23

«Воинская честь».

  • Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
  • развивать интерес к защите отечества
  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.

24

«Сверхсрочная служба».

25

Март

«Моя семья»

Воспитание уважения к старшему поколению, на основе развития интереса к истории своей семьи, воспитание уважительного отношения к окружающим семьям, толерантности.

«Борьба женщин разных стран за свои права».

  • Расширить исторические знания детей о борьбе женщин за свои права.
  • Воспитывать уважение к женщинам разных профессий, вероисповедания и социального положения.

26

«Двуязычие».

  • Развитие интернациональных чувств у детей.
  • Учить с уважением относиться к людям разных национальностей.
  • Воспитывать толерантность, дружеские отношения, уважение ко всем народам Кавказа.

27

«Народы России».

28

29

Апрель

Покорители космоса

День космонавтики.

  • Учить детей создавать проект по данной теме.
  • Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу.
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

30

«История зарождения космонавтики».

31

«Обычаи и традиции русского народа – Пасха».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

32

"Религия. Каждый человек имеет право на свободное вероисповедание".

33

Май

Всероссийская акция

«Окна Победы»

  • Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;

Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте;

  • Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.

Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

34

«Дети войны – в тылу, на фронте, в лагерях».

35

«Когда музы не молчали»

36

«Славься Отечество»

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
  3. Воронова Е.А. «Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/-Изд.».-Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  4. Агапова И.А. «Мы – патриоты!» Классные часы и внеклассные мероприятия: М.:ВАКО, 2006. – 368 с.
  5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - № с.17-24.
  6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
  7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  8. Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000.
  9. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. #1089;.
  10. Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.
  11. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 222с.
  12. Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
  13. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...