Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " Я гражданин"
рабочая программа
Программа
по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: Заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом» Протокол №________ от «____»___________2023г. | СОГЛАСОВАНО: _________________ «___» ____________2023г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор ___________________ Приказ № __________ от «___» ___________2023г. |
Программа
по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
п.Емельяново, 2023
«Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и о национальном суверенитете» Президент Российской Федерации В.В.Путин |
Пояснительная записка
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей, и представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.
Сегодня государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» признана актуальной и перспективной. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Реализация программы рассчитана на 1 учебный год.
Актуальность. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников детского дома.
Цель программы: – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Задачи программы:
- Формирование и развитие патриотических чувств.
- Организация различного рода деятельности по патриотическому воспитанию.
- Формировать толерантное сознание воспитанников, позитивные установки в отношении представителей всех этнических групп, проживающих во Владикавказе.
- Научить аргументировано высказывать свое собственное мнение.
- Развивать познавательный интерес к отечественной истории.
- Приобщить детей к мировым культурным ценностям.
- Воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Проведение методической работы.
Формы мероприятий:
- уроки мужества;
- праздники;
- проекты (учебные, социальные);
- экскурсии;
- участие в акции «Георгиевская ленточка»
- изготовление презентаций, видеофильмов;
- написание творческих работ (сочинение);
- конкурсы рисунков, газет;
- празднование Дней Боевой славы
- конкурсы патриотической песни.
Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность, проблемное обучение.
Виды контроля: диагностика, тестирование.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты: К концу года обучения дети должны:
Знать:
- культурных и исторических достижений народов России;
- механизмов защиты прав человека на всех уровнях;
- основ социального проектирования.
Уметь:
- получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;
- выявлять социальные проблемы;
- отстаивать свое мнение;
- определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
- работать в группе на основе сотрудничества.
Программа включает в себя следующие тематические блоки:
Блок I. «Национально-патриотическое».
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям. Необходимо помочь ребенку осознать себя членом семьи, обучающимся школы-интерната, воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Блок II. «Моя малая Родина».
Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного города, области.
Блок III. «Военно-патриотическое».
Цель: формирование уважение к военной истории страны, готовность к служению Отечеству и его вооружённой защите, сохранению и приумножению славных воинских традиций России.
Блок IV. «Гражданско-правовое воспитание».
Цель: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.
Содержание работы
Календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
№ | Месяц | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Сентябрь | «Я – люблю свою малую родину!» |
|
2. | «Мой любимый детский дом» | ||
3. | «Наша Родина – Россия» |
| |
4. | «Москва – главный город нашей Родины» |
| |
5. | Октябрь | «С чего начинается Родина? » |
|
6. | «История символов государственной власти». |
| |
7. | «Моя малая Родина» |
| |
8. | «Я служу России» |
| |
9. | Ноябрь | «История символов власти современной России». | Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага. |
10 | «Символы Красноярского края» | Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Северной Осетии и города Владикавказ. | |
11 | «Стихи, рожденные в Осетии…» | Содействие эстетическому воспитанию воспитанников, привлечение молодого поколения к красоте искусства и творчества в целом. | |
12 | «Инвалид – не инвалид, люди так не делятся». День инвалидов. |
| |
13 | Декабрь | «Наше государство — Российская Федерация». День Конституции РФ. |
Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России. |
14 | «Гражданин и просто человек». | Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордость за свою страну, республику. | |
15 | «Школа выживания». День спасателя. | Отработка поведения в экстремальных ситуациях. «Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения. | |
16 | «Обычаи и традиции русского народа». | Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | |
17 | Январь | «Золотые купола России». | Расширение представлений о городах России, «Золотое кольцо». |
18 | «Город – герой Ленинград». Снятие блокады. |
| |
19 | «Города – герои». | Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите. | |
20 | «Город – герой Сталинград». Сталинградское сражение 1943год. | ||
21 | Февраль | Викторина «Красноярск – в годы войны. | |
22 | «Наши защитники». |
| |
23 | «Элитные войска РФ». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | |
24 | «Обычаи и традиции русского народа – Масленица». | ||
25 | Март | «Россия – многонациональное государство» | Развитие интернациональных чувств у детей. Учить с уважением относится к людям разных национальностей. Воспитывать толерантность, дружеские отношения. |
«Двуязычие». | Развитие интернациональных чувств у детей.
Учить детей создавать проект по данной теме. Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны. | ||
26 | «Красноярск – многонациональный город». | ||
27 | «Ю.А. Гагарин – человек мира». День космонавтики. | ||
28 | |||
29 | Апрель | «Обычаи и традиции русского народа – Пасха». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. |
30 | |||
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» | |||
31 | «Этот День Победы» |
| |
32 | Участие в акции «Георгиевская ленточка» |
Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте;
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность | |
33 | Май | «Умейте дружбой дорожить» | |
34 | «Граница России». День пограничника. | ||
35 | «Россия. История в лицах» | ||
36 | Конкурс чтецов по произведению Р.Рождественского «Реквием. Вспомним их поименно» |
Второй вариант
Содержание работы
календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
№ | Месяц | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Сентябрь | «День города!». |
|
2. | «Дом, в котором я живу» | ||
3. | «Наша Родина – Россия» |
| |
5. | Октябрь | «Красноярск и его почётные жители». |
|
6. | «С чего начинается Родина?» |
| |
7. | «История символов государственной власти». |
| |
8. | «Органы государственной власти» | Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении государством. | |
9. | Ноябрь | «Я служу России» День призывника. |
|
10 | «Президент – правитель, защитник интересов России в мире». | Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к президенту России. | |
11 | «Органы государственной власти в Красноярском крае». | Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении Красноярского края. | |
12 | «Основы социализации» | Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | |
13 | Декабрь | «Люблю отчизну я…» |
|
14 | «Наше государство — Российская Федерация». День Конституции РФ. |
России. | |
15 | «Законодательство страны». | Знакомить детей с основными законами РФ. | |
16 | «Службы спасения». . |
| |
17 | Январь | «Обычаи и традиции русского народа – Крещение». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. |
18 | «России верные сыны» | Расширение и углубление знаний ребят о выдающихся людях России. | |
19 | «Город – герой Ленинград». Снятие блокады. |
| |
20 | « Города – герои» - виртуальное путешествие. | ||
21 | Февраль | «Город – герой Сталинград». Сталинградское сражение 1943год. | |
22 | «Паспорт – основной документ гражданина России» |
| |
23 | «Воинская честь». |
| |
24 | «Сверхсрочная служба». | ||
25 | Март | «Моя семья» | Воспитание уважения к старшему поколению, на основе развития интереса к истории своей семьи, воспитание уважительного отношения к окружающим семьям, толерантности. |
«Борьба женщин разных стран за свои права». |
| ||
26 | «Двуязычие». |
| |
27 | «Народы России». | ||
28 | |||
29 | Апрель | Покорители космоса День космонавтики. |
|
30 | |||
«История зарождения космонавтики». | |||
31 | «Обычаи и традиции русского народа – Пасха». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | |
32 | "Религия. Каждый человек имеет право на свободное вероисповедание". | ||
33 | Май | Всероссийская акция «Окна Победы» |
Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте;
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. |
34 | «Дети войны – в тылу, на фронте, в лагерях». | ||
35 | «Когда музы не молчали» | ||
36 | «Славься Отечество» |
Список литературы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
- Воронова Е.А. «Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/-Изд.».-Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Агапова И.А. «Мы – патриоты!» Классные часы и внеклассные мероприятия: М.:ВАКО, 2006. – 368 с.
- Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - № с.17-24.
- Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000.
- Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. #1089;.
- Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.
- Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 222с.
- Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
- Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»
Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны принимать решение и нес...
Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...