Статья "Девиантное поведение"
учебно-методический материал на тему

Масликова Ксения Юрьевна

В статье раскрываются причины, содержание и профилактика девиантного поведения детей подросткового возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_deviantnoe_povedenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Девиантное поведение: причины, сущность, профилактика».

    «Трудный»  ребенок…  Проблемный…  Ребенок  девиантного  поведения.…    В нашей системе образования, пожалуй, нет учителя, которому бы не довелось встретиться  с таким ребенком.

     Почти крылатой  в педагогике  стала фраза, что  «трудные»  дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым трудно, а это дети, которым самим трудно. Действительно, детям нелегко дается взросление. Потому  что больше всего недостает им  в этой жизни  любви и понимания со стороны  взрослых, прежде всего родителей. Лишенный заботы и родительской  поддержки  ребенок теряется, ослабевает,  озлобляется.

 Чувство  беззащитности формирует в сознании такого ребенка болезненный комплекс неполноценности, который требует выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения  с окружающим миром:  ребенок становиться  эгоистом, у  него  развивается  повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость,  склонность к обидчивости, упрямству, корысти и лукавству. Как правило, наиболее характерными недостатками таких детей являются  слабоволие, недисциплинированность, пассивность, неуверенность. Постоянно претендуя на проявление особого внимания к себе,  «трудные»  дети  оказывают на  взрослых своеобразное психологическое давление, навязывая определенный стиль общения, доводят до раздражения. Странности в поведении  «трудных»  детей вызывают  у  педагогов и родителей страх тем, что они могут с ними  не справиться.

     Основной причиной отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание подростков в семье. В большинстве «трудный» подросток живет в «трудной» семье. Он лишен внимания к себе, к своему внутреннему миру, является частым свидетелем конфликтов между родителями. НЕ всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Только в том случае, когда с ребенком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи; ее ценности, мораль, через которые можно увидеть корни беды.

    К семьям, создающим условия «повышенного риска» для девиантного поведения подростков,  относятся:

а) неполные семьи, где воспитанием детей занимаются только мать или отец, либо родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди);

б) семьи, где отсутствует взаимопонимание, имеются расхождения во взглядах, напряженность в отношениях между родителями;

в) асоциальная семья;

г) формальная семья – где семейные обязанности выполняются формально, часто брак находится на грани расторжения или уже распался;

д) семьи, где есть душевнобольные родители;

е) семьи, в которых членов семьи, кроме употребления алкогольных напитков ничего не волнует.

Неадекватное воспитание детей из неблагополучных семей.

а) безнадзорность;

б) скрытая безнадзорность;

в) потворствующая безнадзорность;

г) эмоциональное отвержение;

д) чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, без учета его возрастных и психологических особенностей;

е) суровые расправы и наказания за мелкие проступки;

ж) воспитание по типу «кумира семьи».

    Нельзя недооценивать и роль школы и внешкольных учреждений (дополнительное образование) при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков. Недостатки и ошибки в учебно – воспитательном процессе, недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности подростков.  Дети «девиантного поведения» зачастую учатся плохо, не имеют и не выполняют общественные поручения. Отношение  этих детей к школе отрицательное, часто они вступают в конфликт с одноклассниками, учителями, родителями.

 

 Большую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который  характеризуется  бурным ростом организма, совершенствованием   функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы.

      Как же строить свои отношения с  такими детьми,  чтобы помочь им справиться с проблемами.

      Широкие возможности для перевоспитания и нормализации учебной деятельности открывает внеклассная работа. «Трудные»   подростки, как  правило,    учатся без желания, систематически  не успевают по ряду предметов, но принимают активное участие в классных  мероприятиях (хотя есть и исключения).

      Постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать положительные качества личности  и  черты характера, преодолевать недостатки  позволяют  приемы педагогического воздействия.

      Приемы, в которых  открыто,  проявляется власть учителя.

1.Констатация поступка: характеризуется высказыванием, в котором делается акцент на данном поступке, выражается негативное к нему отношение.

2. Осуждение:  открытое отрицательное отношение  учителя к  нарушению моральных норм.

3.  Наказание:  действует  тогда,   когда  нежелательное поведение еще не превратилось  в привычку,  а само наказание  является  для  ребенка  неожиданностью.

  Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений  между классным руководителем и учащимся.

1. Просьба:  например,  Владик,  нужно будет поздравить девочек  с праздником,  пожалуйста,  организуй мальчиков.

2. Поощрение:  одобрение,  похвала,  награда,  выражение положительного отношения.

3. Проявление огорчения.

4. Проявление умений учителя: на собственном примере  он демонстрирует образцы того или иного поведения.

      Приемы, способствующие формированию у воспитанников нравственных качеств личности.

1.  Убеждение.   2. Доверие.  3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4.  Пробуждение гуманных чувств: но пробудить гуманные чувства у «трудных»   детей – задача нелегкая. Поэтому работа в данном направлении должна вестись  всеми участниками образовательного процесса, как на уроках, так и  на внеклассных мероприятиях.  

5. Нравственные беседы.

    Приемы со скрытым действием.

1. Рассказ о  людях и поступках, не имеющих прямого отношения к воспитаннику.

2. Намек: учащемуся дают почувствовать его вину, не прибегая к осуждению или наказанию.  

3. Ирония:  провинившегося  ученика выставляют в смешном виде. Разумеется, без  оскорбления его личности.  

4. Мнимое безразличие: создается такая  педагогическая   обстановка, когда на проделки ученика  словно бы никто не обращает внимания, поэтому  неловкое положение вызывает у нарушителя чувство досады и разочарования.

  Создайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.

- Учите сдерживать бурные эмоции и не выплескивайте на ребенка свои.

- Если ребенка часто критиковать – он учится ненавидеть.

- Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.

- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

-Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)

Данное методическое пособие  предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1.      Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

Урок культуры поведения на тему: «Правила поведения за столом и в столовой».

Задача:научить правильно, пользоваться за столом ножом, вилкой и ложкой.Цель урока:познакомить учащихся 5 класса с правилами культурного поведения за столом, сервировкой стола....

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами.

Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами....

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...