Главные вкладки

    Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.
    консультация по теме

    Загородних Наталия Анатольевна

    Консультативно-просветительское направление работы учителя-дефектолога включает в себя оказание помощи педагогам, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Результаты диагностики, данные анамнеза - помогли определить основные направления работы на длительный промежуток времени (для педагогов и родителей). Так с целью повышение педагогической компетентности родителей по развитию ВПФ в рамках модуля «Образование и воспитание детей с ОВЗ» была проведена:интерактивная лекция с элементами диагностики «Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semya_vystupaet_odnim_iz_glavnyh_faktorov.docx20.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация по теме

    Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.

    Выполнила: учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5» г. Курчатова

    Загородних Н.А.

    Семья выступает одним из главных факторов, оказывающая большое влияние на  развитие  личности  ребенка.  То,  что  ребенок  приобретает  в  детские  годы  в  семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Очень важно то, чему родители его учат, как  «закрепляют»  это  конкретными  примерами,  чтобы  ребенок  видел,  что  у  взрослых слово не расходятся с делом. Особенно это касается семей воспитывающих ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, так как первичный институт социализации для такого ребенка  – это его семья. Получение  первичного жизненного опыта, стиля поведения в различных ситуациях, образа мысли, психическое, физическое, социальное развитие и т.д.

    Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей,  Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса.

    Изменения  в  сфере  образования,  введение  инклюзии      все    больше  внимания  уделяется вопросам  обучения,  воспитания,  развития  и  социализации    детей  с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью, что в свою очередь  кардинально меняет  отношение, подходы, технологии  работы  специалистов    с родителями  данной категории  детей.  Практика  свидетельствует  о  том,  что  такие  семьи  остро  нуждаются  в  различной помощи.          

    Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики РАО –

    приблизительно  две  трети  родителей,  воспитывающих  детей  с  ОВЗ  и  (или)

    инвалидностью,  не  осознают  определяющей  роли  семейного  воспитания  в  развитии

    ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями  в  семье,  с  негармоничным  стилем  родительского  воспитания  и,  как следствие,  или    уповают  на  чудо  («ребенок  подрастет,  и  проблемы  исчезнут»).

    Ошибочность  такой  установки  многократно  анализировалась  в  научной  литературе  Очевидно, что только при условии своевременного включения родителей в

    коррекционно-развивающий процесс можно  скорригировать  и предупредить появление

    вторичных  отклонений  в  развитии,  и,  тем  самым,  достичь  максимально  возможного уровня личностного развития ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, и его    интеграцию  в общество/

    Cовременный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.

    Компетентный родитель – кто он?

    Родительская  компетентность – это  система  знаний,  установок, навыков  и  умений,  обеспечивающих  родителю  возможность  эффективного  взаимодействия  с

    ребенком.  Основной  признак  компетентного  и  эффективного  родительского  поведения  – способность  обеспечить  позитивное  направление  когнитивного  (познавательного), эмоционального,  социального  и  личностного  развития  ребенка.  То  есть  родитель  должен содействовать  всестороннему  развитию  ребенка  –  его  самостоятельности,  активности, инициативности,  развитию  позитивного  самовосприятия,  уверенности  в  себе,  способности  к сотрудничеству, способности сопереживать другим, понимать их и т.д.  

    Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого  идеальный  послушный  ребенок-отличник?  Вовсе  нет.  С  проблемами  и  трудностями сталкиваются все без исключения, а идеальных детей (как и родителей) в природе не существует.  

    Компетентный  родитель  –  это  человек,  который  не  испытывает  страха  за  то,  что  он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять.  Это  человек,  который  знает,  что  если  не  помогает  одно  –  надо  пробовать  другое.

    Компетентный родитель понимает, что для развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.  

    Назовите основные потребности ребёнка:  (фиксируются на доске)

    * безопасность;

    * здоровье;

    * образование;

    * познавательные;

    * эмоциональное развитие;

    * социальная адаптация.

    Потребность  ребенка  в  безопасности  является  базовой,  и  основана  на  инстинкте

    самосохранения.  Именно,  повышенная  потребность  в  безопасности делает  многих  детей,  с  точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка  в  безопасности  удовлетворяется  в  полной  мере,  то  со  временем  она  отходит  на  второй план,  превращаясь  в  столь  полезное  качество,  как  осторожность.  Если  же  потребность  в безопасности  не  удовлетворяется,  то  ребёнок  становится  тревожным.  

    Потребность  ребёнка  в  здоровье  подразумевает  сохранение  телесной  и  духовной

    гармонии.  Данному  аспекту  деятельности  специалистов  придавал  большое  значение  В.  А. Сухомлинский,  который  писал:  «Забота  о  здоровье  –  это  важнейший  труд  воспитателя.  От жизнерадостности,  бодрости  зависит  их  духовная  жизнь,  мировоззрение,  умственное  развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    Детям с ОВЗ  необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте

    —  нервно-психические,  затем  —  болезни  органов  дыхания,  пищеварения.  Конечно,  лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о  закаливании,  физическом  воспитании,  развитии  гигиенических  привычек.  Особое  внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей.

    Потребность  в  умственном  развитии  и  образовании  подразумевает  необходимость

    изучать  окружающий  мир,  формировать  о  нем  определенное  представление  и  получать соответствующее  образование.

     Лет  до  7-10  ребенок  находится  в  постоянном  процессе  познания

    Эмоциональные  потребности  –  это  потребности  ребенка  в  хорошем  отношении,  во

    взаимодействии  с  окружающими.  Большинство  специалистов  (к  примеру,  английский

    психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врожденных

    Насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни.

    У  ребенка  чувство  «Я»  вырастает  из  чувства  «МЫ»,  и  для  него  вопрос  «Кто  я?»  по  сути  значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил:

    “Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.

    Под  потребностью  социалиальной  адаптации  понимается  социализация  ребёнка  в

    обществе.  Это  усвоение  социальных  норм  и  правил  поведения,  социальных  ролей,  общение  со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.

    К чему приводят нереализованные потребности?

    Неудовлетворенная  потребность  в  безопасности:  неврозы,  фобии,  патологическая

    боязливость,  ощущение  брошенности  (эти  явления  очень  сложно  контролировать  сознательно, поскольку  они  инстинктивны,  поэтому  в  дальнейшем  у  ребенка  может  быть  масса  проблем).

    Человек  будет  воспринимать  массу  повседневных  ситуаций  как  источник  потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

    Нереализованные  эмоциональные  потребности:  стремление  любой  ценой  заслужить хорошее  отношение  окружающих  (даже  с  помощью  лжи,  антисоциального  поведения  и  т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти  кого-то,  кто  “примет  меня  таким,  какой  я  есть”,  человек  будет  позволять  манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области,  кроме  сферы  человеческих  взаимоотношений;  чрезмерная  привязанность  к  вещам  в

    качестве компенсации теплого человеческого общения.

    Неудовлетворенные  познавательные  потребности:  узкий  кругозор,  примитивность

    мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

    Удовлетворяя  потребности ребёнка,  приёмные  родители  закладывают  основу  его  гармоничного  развития,  становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

    Какими качествами должны обладать родители. Мозговой штурм.

    Цель: помочь сформировать у участников тренинга представления о качествах и компетенциях  родителя.

    Все присутствующие делятся на несколько команд, по 3-4 человека в каждой. Далее

    участники в группах отвечают на вопрос, какими качествами должен обладать  родитель?

    Они записывают все возникающие идеи на листе ватмана. Ответы команд вывешиваются на доске, после чего каждая команда презентует и обосновывает свой вариант.

     

    МЕТОДИЧЕСКИК РЕКОМЕНДАЦИИ:  

    В процессе обсуждения ведущий подчеркивает, что  родители должны стараться:

    • сотрудничать со специалистами;

    • строить доверительные отношения с ребенком;

    • преодолевать конфликтные ситуации;

    • эффективно общаться с другими людьми.

     

    Обсуждение упражнения. Обратная связь

     

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль родителей в развитии ребёнка.

    У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение и затрудняемся обяснить: "Что такое такое - хороший родитель?"...

    Формирование необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду.

    Основным направлением работы специальной (коррекционной) школы  является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Создать условия для формирования необходимых...

    Роль родителей в развитии ребёнка

    Информация для родителей...

    памятка для родителей "Развитие ребёнка с врождёнными аномалиями" Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.

       Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и д...

    презентация на тему Развитие культурных потребностей у ребёнка в ОВЗ

    В презентации тезисно раскрыты особенности развития культурных потребностей у подростков с интеллектуальными нарушениями....