учебная мотивация обучающихся
презентация к уроку (7 класс)

Родительское собрание в 7 класс

"Ответственность родителей за организациюсвободного времени и досуг детей вне школы"

Цель: акцентировать внимание родителей на проблеме занятости детей во внеурочное время  и их времяпрепровождении

Задачи: обеспечение комплексной безопасности несовершеннолетних детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobranie_10_klass.docx30.85 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 10 классе

«Учебная мотивация обучающихся»

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.

Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебнойдеятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей

«Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»В.А.Сухомлинский.

Ход

Уважаемые родители! Прошу обратить внимание на эпиграф нашей беседы.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

 Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:

- курссредней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;

- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить томаэнциклопедии, достичь других выдающихся успехов;

- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенныйшкольник способен усвоить курс нескольких институтов.

Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннегосопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями кактивному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда жеберутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?

Реальная ситуация в современной школе:

 -у значительной части первоклассников преобладает игровая мотивация;

-интерес к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, в подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает.

Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятсяузнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Ихнемало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивацииучащихся и неумение управлять работой мозга.

Задумывались ли вы когда-нибудь  какими мотивами руководствуется ваш ребёнок при решении встающих перед ним проблем? А ведь деятельность приобретает для ребёнкаразличный смысл в зависимости оттого, каков её мотив.

Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивымогут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадоватьродителей хорошей оценкой.

Выбор темы собрания обусловлен тем, что мотивы оказывают влияние на характеручебной деятельности, отношение ребёнка к учёбе( слайд2)

Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать" внутреннее побуждение, интерес,заинтересованность, желание, стремление к чему-то.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.

Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15—17 лет, учащиеся 10—11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Старший школьный возраст

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника:

  • близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии;
  • объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав;
  • позиция самих одиннадцатиклассников в школе как старших;
  • знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию.

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют:

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий,
  • отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности,
  • негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – низкий уровень учебной мотивации учащихся

Рассмотрим результаты диагностики школьной мотивации учащихся 10 класса. (ознакомление с результатами диагностик )

Первая часть диагностики была направлена на определение следующих аспектов школьной мотивации:

1.        Личностный смысл учения-внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни.

2.        Степень развития целеполагания- это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности.

3.        Виды мотивации- познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

- социальные мотивы характеризуют различные виды социального взаимодействия школьника с другими людьми.

4.        Внутренняя или внешняя мотивация-отношение мотивов к непосредственно учебной деятельности. Мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослыми.

Второй блок диагностики определял:

  1. Престижность учебы (в классе, в семье)
  2. Познавательный интерес
  3. Мотивация достижения
  4. Мотив социального одобрения (одноклассниками, педагогами, родителями)
  5. Боязнь наказания (со стороны школы, со стороны семьи)
  6. Осознание социальной необходимости
  7. Мотив общения
  8. Внеучебная школьная мотивация
  9. Мотив самореализации

Результаты определения школьной мотивации учащихся 10 класса по аспектам вы можете рассмотреть на ваших бланках.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод:

  • аспект «Престижность учебы» представляет собой показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
  • Престижность учебы в классе показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата — объективный показатель престижности этой характеристики в группе.
  • Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.
  • Аспект «Типы учебной мотивации» позволяют судить о преобладании того или иного типа у учащегося.
  • Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
  • Аспект «Мотивация достижения»показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.
  • Аспект «Мотив социального одобрения»характеризуетзначимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения.
  • Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
  • Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.
  • Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.
  • Аспект «Боязнь наказания»обозначаетзначимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.
  • Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
  • Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
  • Аспект «Осознание социальной необходимости» характеризует выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
  • Аспект «Мотив общения». Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.
  • Аспект «Внеучебная школьная мотивация» выражаетзаинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
  • Аспект «Мотив самореализации» показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.

Рекомендации родителям

Памятка для родителей

 1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)

2.Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.

3.Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.

4.Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.

5.Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новые и новые знания.

6. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.

7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

8. Поддерживать и формировать интерес к информации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Ответственность родителей за организацию свободного времени и досуг детей вне школы

Слайд 2

Памятка о контроле за времяпровождением ребенка Уважаемые родители! Ваша основная задача - обеспечить комплексную безопасность своих несовершеннолетних детей: - соблюдать требования пожарной безопасности; - не оставлять детей без присмотра взрослых; - контролировать времяпровождение несовершеннолетних детей; - планировать и организовывать досуг несовершеннолетних, проводить с детьми разъяснительные беседы; - располагать информацией о местонахождении ребёнка в течение дня; - обращать внимание на окружение ребёнка, знать адреса и телефоны друзей .

Слайд 3

О необходимости контроля за времяпровождением ребенка 1. Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у них новых вещей, которых вы не приобретали. 2. Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов ( фликеров ). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера . Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным и начинать переход только после остановки транспорта. Не думайте, что беда приходит в семьи только других. 3. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.

Слайд 4

О необходимости контроля за времяпровождением ребенка 4. Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, будьте уверены, что ничего хорошего от этого Вам ждать не придется. Как правило, в таких ситуациях ваш ребенок хочет бесконтрольно и весело провести время. Большая часть преступлений подростками совершаются именно в позднее и ночное время, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления. 5. Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с классным руководителем, социальным педагогом, обращайтесь за помощью к педагогу-психологу. 6. Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в школе и по месту жительства.

Слайд 5

О необходимости контроля за времяпровождением ребенка 7. Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом. Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники. Если же вы это делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика. В соответствии со ст.20.22 КоАП РФ распитие в общественных местах алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, либо появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влечет наложение штрафа в размере от тысячи до двух тысяч рублей. Если вашему ребенку не исполнилось 16 лет, то по ст.5.35 КоАП РФ за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения либо преступления, штраф налагается на родителей в размере от ста до пятисот рублей.

Слайд 6

О необходимости контроля за времяпровождением ребенка 8. Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что, кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки: употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков. Кроме того, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ курение в местах, где оно в соответствии с законодательством запрещено, в том числе в учебных заведениях и на их территории, влечет наложение штрафа от пятисот до одной тысячи рублей. согласно ст. 63 Семейного Кодекса родители несут персональную ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства является родительский контроль за поведением и свободным времяпровождением своих несовершеннолетних детей.

Слайд 8

Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка - это личное поведение и образ жизни его родителей. Будьте достойным примером для своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих заданий как средство повышения учебной мотивации обучающихся 7 классов на уроках информатики

Исследовательская работа по изучению учебной мотивации к предмету информатика учащихся 7-х классов....

Родительское собрание в 10 классе «Учебная мотивация обучающихся»

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивацииобучающихся.Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплоч...

Формирование учебной мотивации обучающихся через самопознание и самореализацию в условиях предпрофильного обучения.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей.Основой успешной учебной деятельнос...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...