Как пополнять словарный запас у детей?
материал на тему
Редко кто из родителей задумывается, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы родителям | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы дефектолога родителя.
Как пополнять словарный запас у детей?
Редко кто из родителей задумывается, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Роль словарного запаса особенно важна при овладении грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.
Ребенок «добирает» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут родительского времени.
Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сою).
Загадай — мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.
Для расширения словарного запаса нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко... (низко); потерял... (нашел).
Закончи фразу. Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон... (кислый); река широкая, а ручей... (узкий).
Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться.
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например: пища — еда... (корм, продукты);
Кто больше? Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.
Например: бежит: кто?., (человек, зверь); что?., (река, ручей, молоко, время).
Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.
Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.
Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т. д.
Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение.
О заданиях
- Есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребенка об окружающей жизни..
- Конечно, эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушные родители, т. е. родители, которые хотят:
- знать, что изучает ребенок в школе;
- помочь ему или проверить его;
- наверстать пропущенное по болезни;
- помочь ребенку закрепить пройденное;
- понять неусвоенное;
- Помните: ребенку нужна ваша помощь, а не выполнение задания за него!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...
Мастер-класс "Как, зная английский язык, легко и быстро пополнить свой словарный запас испанскими словами"
Раздаточный материал для мастер-класса "Как, зная английский язык, легко и быстро пополнить свой словарный запас испанскими словами"...
Консультация для родителей "Как пополнять словарный запас у детей"
В данной консультации для родителей даны игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов и игр на словообразование и словоизменение....
Пополняем свой словарный запас
Рассматривается несколько примеров замены часто встречающихся прилагательных другими, близкими по смыслу, но менее популярными в разговорной речи. Примеры фраз....
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...
Презентация к уроку "Как пополняется словарный запас языка"
Данный материал поможет провести урок русского языка....
Как пополнить словарный запас ребенка.
Как пополнить словарный запас ребенка....