Консультация для родителей "Как пополнять словарный запас у детей"
консультация на тему

Овадюк  Елена Леонидовна

В данной консультации для родителей  даны  игры и упражнения на подбор  смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов и игр на словообразование и словоизменение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_popolnit_slovarnyy_zapas.doc17.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Консультация для родителей

                         «Как пополнять словарный запас у детей»                            

                                                                           Составила: Овадюк Е.Л.

     

        Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширятся  круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000 единиц.

        При недоразвитии могут проявляться тревожащие родителей моменты:

- ребенок неактивен в речевом общении;

- он не может связно рассказывать о происходящих событиях;

- наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире;

        Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор  смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игр на словообразование и словоизменение.

«Наоборот»

Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением.

Например: высоко - … (низко), потерял - … (нашел).

«Закончи фразу»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, т. е. Закончить фразу.

Например сахар сладкий, а лимон … (кислый),  река широкая, ручей... (узкий).

«Сравни!»

Взрослый предлагает ребенку сравнить.

Например: по вкусу: горчицу и мед; по цвету: снег и сажу; по высоте: дерево и цветок, по возрасту: юношу и старика и т. д.

«Скажи по другому»

Взрослый предлагает ребенку подобрать  слова, близкие по смыслу.

Например: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться.

«Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно-два слова, а ребенку нужно подобрать как можно больше близких по значению слов.

Например: пища — еда (корм, продукты), жилище- дом (здание, квартира).

        Эти речевые игры хорошо сочетать со следующими заданиями:

«Кто  и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?», « Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т. д.

«Отгадай»

Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам.

Например: сидит, стоит — кто?, льется, журчит — что?

«Кто больше?»

Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Например: бежит кто? (Человек, зверь); Что? (Река, ручей, молоко, время).

        Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

         Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например, взрослый предлагает составит загадку про предметы одежды, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

         Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например, взрослый просит ребенка объяснить что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и тому подобные.

        Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы сами будете проявлять интерес к подобным заданиям, ребенок будет стремиться возвращаться к ним. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев и других культурных мероприятий. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование словарного запаса у детей с ОНР через ознакомление с именами признаками

Взаимодействие специалистов группы по проблеме.Совместная работа по ознакомлению с признаками объектов окружающей действительности.•Схемы изученного на логопедическом занятии того или иного приз...

Как пополнять словарный запас у детей?

Редко кто из родителей задумывается, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с тру...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» . За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечаетс...

Расширение и уточнение словарного запаса у детей с нарушением слуха.

Расширение и  уточнение  словарного  запаса у детей с нарушением слуха....

Активизация словарного запаса у детей с ТНР

Работа учителя -логопеда над активизацией словарного запаса у детей с ТНР...

Презентация к уроку "Как пополняется словарный запас языка"

Данный материал поможет провести урок русского языка....

Как пополнить словарный запас ребенка.

Как пополнить словарный запас ребенка....