Родителям гиперактивных детей
консультация

Рындина Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЕ  ДЕТИ.

Эти дети часто доставляют  много проблем и беспокойство как родителям, так и учителям.

 Портрет типичного гиперактивного ребенка:

  1. Первое, что бросается в глаза – это высокая двигательная активность.
  • Находится в постоянном движении.
  • Ерзает на месте.
  • Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, качает ногой, забирается куда-либо).
  • Очень говорлив.
  1. Вторая отличительная черта – недостаток или дефицит внимания.
  • Не может долго сосредоточиться на чем-то.
  • Легко отвлекается.
  • Начинает одно дело, не доводит его до конца, берётся за следующее, опять бросает.
  • Не слышит, когда к нему обращаются.
  • Теряет вещи.
  • Избегает задач, которые требуют длительных умственных усилий и скучных (однообразных) заданий.
  • Не записывает домашних заданий.

3.  И, наконец, третья характерная особенность – импульсивность поведения, т.е. очень слабая саморегуляция

  • Не умеет подчиняться правилам.
  • Отвечает до того, как его спросят.
  • Выкрикивает с места на уроках.
  • Тянет руку первым, а потом не может ответить.
  • Перебивает взрослых.
  • Не может дождаться своей очереди  играх с детьми, на занятиях.

Меняется ли поведение такого ребёнка с возрастом?

К подростковому возрасту снижается двигательная активность, внешне ребёнок выглядит более спокойным. Однако импульсивность и дефицит внимания сохраняются почти у 70% подростков и 50 % взрослых. Надо отметить, что гиперактивных мальчиков больше в 4-5 раз больше, чем девочек. Гиперактивностью страдают почти 10 % малышей.

При этом интеллект сохранен. Часть гиперактивных детей имеет очень хорошие показатели умственного развития, но из-за неспособности держать внимание, низкого самоконтроля эти дети учатся хуже, чем могли бы. Очень часто и среди родителей и среди педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь «поведенческая проблема» -  либо неумелое воспитание родителей, либо ребёнок просто распущен. Некоторые родители таких детей испытывают чувство вины за своего ребенка. Другие вообще в полной растерянности, не знают, что делать, часто у них опускаются руки. Часть родителей злятся на своих детей, думая, что те их специально «достают», начинают его постоянно наказывать, кричат, бьют.

Необходимо знать и помнить, что гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это диагноз, который ставится  после диагностики работы головного мозга. Как правило, в основе гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), которая возникает в результате патологии беременности, родовой травмы, а иногда из-за генетической предрасположенности.

Поэтому есть 2 аспекта этой проблемы -  медицинский и психолого-педагогический.

Таким детям необходима медикаментозная терапия или другие методы воздействия на работу головного мозга. Но даже самая лучшая медицинская помощь окажется неэффективной без правильного понимания того, что происходит с ребёнком и правильного отношения к нему.

Основные правила общения и воспитания гиперактивных детей заключаются в следующем:

  1. Спокойствие и только спокойствие.

Необходимо помнить, что ребёнок не виноват, что он такой. Постоянные наказания, замечания, окрики не только не помогут сделать из него спокойного, послушного ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию.

  • Нужно стараться говорить спокойным тоном, мягко, исключив как крики и приказы, так и восторги и сюсюканья. Эти крайности только усугубят состояние ребёнка. Будучи очень чувствительными и восприимчивыми такие дети присоединяются, как бы заражаются эмоциями. Они его захлёстывают и мешают успешным действиям.
  • Избегать резких запретов, начинающихся со слов «нет», «нельзя». Импульсивность  этих детей толкает их на непослушание и агрессию. Лучше дать ребёнку выбор.

Например,

  • Если он носится по комнате, можно предложить ему на выбор 2-3 занятия:

 - посмотреть интересный мультфильм

 - послушать книжку

  • Если громко кричит – предложите ему спеть вместе с вами песню
  • Если швыряется игрушками, вещами

– предложите игры с водой (в тазике, в ванной)

– «Клубок ниток»

– Очень полезные расслабляющие и успокаивающие занятия.

  • Гиперактивные дети не могут по команде быстро переключаться с одной деятельности на другую. Их нужно заранее предупредить – «через 10 минут тебе надо заняться уроками».
  • Учиться правильно давать инструкции гиперактивным детям. Если мы хотим, чтобы такой ребёнок нас услышал, нужно, чтобы обращение было четкое, ясное и содержало не более 8-10 слов. Иначе ребёнок нас просто не услышит. Не нужно давать сразу несколько заданий. Указания нужно давать последовательно, отслеживая, чтобы было выполнено предыдущее задание.
  1. Определение границ дозволенного.  
  • Родители обязательно должны объяснить ребёнку, почему что-то ему категорически запрещается делать. Запретов должно быть немного- 5-6, но они должны выполняться обязательно. Формулироваться запреты должны четко, ясно и коротко («нельзя гулять одному», «нельзя брать спички», «нельзя открывать дверь незнакомым людям»). Список запретов нужно повесить в уголке ребёнка.
  • Наказания тоже нужно проговорить с ребёнком. Адекватность наказания.
  1. Чаще хвалите. Но искренне. Гиперактивные дети так устроены, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но отзывчивы к похвалам. Похвалить можно за выученный стих, аккуратно написанное упражнение,  почищенные ботинки, помощь по хозяйству, даже за то, что спокойно посидел 20 минут.

Таким детям необходимы  поглаживания и в переносном и в прямом смысле. Погладьте по голове, обнимите. Всё это важно для формирования уверенности в себе, позитивной самооценки.

  1. Соблюдайте  режим дня ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей гиперактивных детей

При воспитании в семье гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей: ...

Советы родителям гиперактивных детей

Советы родителям гиперактивных детей...

Советы родителям гиперактивных детей

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей...

11 советов родителям гиперактивных детей

Простые, но важные советы, котрые помогут в общении с гиперактивным ребенком...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Как помочь гиперактивному ребенку, как вести себя в общении с ним....

Советы родителям гиперактивных детей

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гипе...