Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста
консультация

Королева Наталья Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_zavisimost_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста

Всемирная ассоциация здравоохранения причислила компьютерную игровую зависимость к разряду тяжёлых заболеваний. У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании. Мозг каждого человека снабжён центром удовольствия. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Компьютерная болезнь - это недуг, который формируется постепенно.

Почему формируется компьютерная зависимость? Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Или, например, отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка также может являться причиной игромании. Эта причина схожа с предшествующей. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он - главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель).   

Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребёнка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей - особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей.

Возникают эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Например, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: неуравновешенность; возбудимость; бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями  (покраснение, усиленное потоотделение и т.д.); негативизм; упрямство; неуступчивость; конфликтность; жестокость; устойчивое негативное отношение к общению; застревание на отрицательных эмоциях; эмоциональная холодность; отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

Отдельно различают два вида зависимости: сетеголизм и кибераддикция.

Сетеголизм. Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение.

Кибераддикция. Это зависимость от компьютерных игр. Игры по степени опасности подразделяются на группы в зависимости от характера той или иной игры:

1.  Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. Здесь происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность - эти игры наиболее опасны.

2. Не ролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации азарт достижения цели, «прохождение» игры или набор очков.

На данный момент, когда подрастает первое поколение «экранных детей» последствия, становятся все более очевидными. Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития - дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. Покупая малышу, новые компьютерные игры родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безопасное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психического развития.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается - 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает - зависимость 2-3-й степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличие у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Лечение компьютерной зависимости - сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. В таких случаях родители должны поддержать ребёнка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребёнка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребёнок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребёнка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребёнок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребёнком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему-то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в  обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научился отличать игру от реальности. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

1. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов.  Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.

2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.

4. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то вид спорта. Или кружок. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на видном месте, чтобы гости семьи видели его успехи.

6. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Используемая литература:

1.    Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000.-106с.
2.    Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
3.    Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - Воронеж, 2003.
4.    Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. Ч. 94-102.
5.    Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь, М. : PerSe : ПЕР СЭ, 2002
6.    Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.
7.     Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. - 2004. - № 4- 14-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2015 г. - Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста" предназначен для специалистов системы коррекционно-р...

Рекомендации родителям. Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.Виртуальный мир компьютерных игр, ...

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.

В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...