Выступление "Особенности психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта)"
материал

Егорова Тамара Николаевна

В выступлении на общешкольном родительском собрании представлены основные направления  и возможности по сопровождению педагогом - психологом обучающихся с нарушеним интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sobranii_roditeley.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта)

19.02.2016г.

   Назначение  школьной психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.

      Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое.  Можно сказать, что школьная  СРЕДА  предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

   В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего, это ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛЬ  и  ПСИХОЛОГ.    

    В нашей школе работают три психолога с разными возрастными группами- психолог начальных классов (1-4), средних классов (5-7), старших классов (8-9). В школе постоянно присутствует кто-то из психологов, мы всегда готовы оказать помощь поддержку вашим детям, встретиться с вами по интересующим Вас вопросам, в случае возникновения проблем в отношениях с ребенком.  

  Мы занимаемся

  • Психолого-педагогической диагностикой;
  • Коррекционно-развивающей  деятельностью;
  • Консультативно-просветительской  деятельностью.

   С началом обучения ребенка в школе и  на протяжении всего периода мы бережно собираем и накапливаем  информацию о различных сторонах психической жизни и динамики развития ребенка.  

   Обязательно мы проводим диагностику каждого учащегося в начале учебного года, с целью выявления уровня развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, речи), межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, личностных особенностей (самооценки, тревожности).

  Подобная информация необходима для создания условий успешного обучения и личностного развития, создания  комфортных условий пребывания учащегося в учреждении, оказания помощи в случае возникновения у ребенка проблем.

   С результатами диагностических обследований мы знакомим педагогов, чтобы они могли использовать информацию при построении учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка.

Происходит это в рамках дозволенности,  мы не раскрываем секретов детей, с позиции «Не навреди ребенку».

  Всегда готовы к взаимодействию с Вами, не следует в случае каких-либо вопросов, проблем затягивать ситуацию, чем раньше приступить к ее разрешению тем лучше. Поэтому если Вы чувствуете или увидели что с Вашим ребенком что-то происходит, не ждите что все рассосется само собой, приходите и будем решать вместе.

  По результатам диагностического обследования осуществляется

коррекционно-развивающая деятельность

      Развивающая работа ориентирована на «психологически благополучных» школьников (у которых в процессе диагностики не выявлено существенных проблем), коррекционная осуществляется с учащимися у которых выявлены проблемы в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии.

   Коррекционно-развивающая работа ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу и самосознание учащихся.

   По результатам диагностики определяются направления коррекционно- развивающей работы, создаются группы например: учащиеся со сниженным уровнем развития познавательных процессов включаются в малые группы (3-4 уч-ся) в зависимости от «западания» конкретного познавательного процесса. Работа проводится по адаптивной программе коррекционно-развивающих занятий по познавательным процессам для учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся с использованием игровых форм, упражнений, которые направлены не только на коррекцию «западающего» познавательного процесса, но и развитие других процессов. Например: если у учащегося снижено слуховое запоминание, то акцент делается на развитие этого процесса, но предлагаются упражнения и на развитие мыслительных процессов, и на внимание.

    При коррекции эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от особенностей учащегося, выраженности симптомов.

   Широко используются методы арттерапии- песочная, сказкотерапия, рисуночная, игротерапия,  при групповых формах работы используется  проигрывание ситуаций наиболее тревожных для учащегося, рассматриваются варианты конструктивного их разрешения.

 

  Отдельным блоком работы выделяется выделяется: формирование и развитие навыков, способствующих успешной социальной адаптацией.

   В рамках этого направления мы проводим групповые занятия по адаптивной программе «Я и мир вокруг меня» в средней школе (5-7 кл.).

В старшей школе (8-9 кл.) по адаптивной программе «Этика и психология семейной жизни»

  Работа по данным программам помогает учащимся делать осознанные личные выборы, конструктивно разрешать конфликты, осваивать наиболее

индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания сея и других.

   В начальной школе педагог-психолог активно используют в работе  методы и материалы М.Монтессори. С помощью этого материала детки познают окружающий мир, через запахи, звуки, вкусы, формы.

   С одной стороны это составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны- необходимо в дальнейшем для успешного обучения.

  Кроме того, это яркий, красивый материал. Уголок с Монтессори- материалом привлекает особое внимание не только учащихся, но и взрослых. Приходящие туда впервые обходят весь уголок - интересуются, все рассматривают, погладят, пощупают и даже понюхают.

  Мы Вас приглашаем самих посмотреть, после собрания на этот материал.

   Большую помощь в работе оказывает оборудованная сенсорная комната. 

Ее вы тоже можете посетить сегодня.

Она используется как для групповой, так и для индивидуальной работы. Ребята с удовольствием ее посещают, называют красивой (часто спрашивают «Мы пойдем в красивую комнату?»)

    После ее посещения очень заметна смена настроения, эмоционального   состояния у большей части ребят. Некоторые в процессе занятия могут заснуть и просыпаются спокойными и умиротворенными.

   В процессе работы мы постоянно взаимодействуем с педагогами - важно проследить, как те или иные выбранные формы работы влияют на каждого конкретного ребенка, а также, необходимо вовремя отметить положительные изменения, успехи ребенка, даже самые незначительные. Обратить на это внимание и самого ребенка и сверстников, так как это повышает мотивацию к достижению еще лучшего результата, желанию не сдавать достигнутые позиции. В случае если, не наблюдается положительных изменений, мы думаем о причинах, меняем формы работы.

   Нам очень бы хотелось, чтобы родители участвовали в подобном взаимодействии, чтобы, мы встречались с Вами не только когда что-то произошло, и Вас вызывают в школу, а и тогда, когда еще не случилось ничего серьезного, но Вы чувствуете что что-то не так. Ведь никто лучше родителей не чувствует своего ребенка, вы первые замечаете изменения в его поведении, общении, самочувствии. И если что-то вызывает у Вас беспокойство приходите, мы постараемся Вам помочь.

     Мы всегда рады видеть Вас.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении

В статье рассматриваются основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении....

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...

Роль психологического сопровождения обучающихся среднего и старшего звена при реализации ФГОС во внеурочной деятельности

В статье раскрыта роль психологического сопровождения, рассмотрены  цели и задачи психологического сопровождения обучающихся 5-11 классов с соблюдением преемственности....

Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста «Допризывник»

Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста...

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Выступление на семинаре "Психологическое сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта"

В выступлении расказывается как происходит психологическое сопровождение учащихся в школе...