Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья на тему

Бахтина Софья Эдуардовна
Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Подготовила: педагог-психолог

Бахтина С.Э.

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Занятия в сенсорной комнате направлены на:

* Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений

* Снятие эмоционального и мышечного напряжения

* Коррекцию психоэмоционального состояния

* Развитие коммуникативной сферы

* Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы

* Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,

восприятия, воображения

Общий эффект от мультисенсорной среды комнаты для детей заключается в снятии мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессии, страхов. При этом плавно активизируется мозговая деятельность, что благожелательно сказывается на интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка.

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активационный.

Релаксационный – в него входят мягкие покрытия (настенные, напольные маты), пуфики, приборы, создающие рассеянный свет, релаксационная музыка, игрушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, установки для аромотерапии.

Активационный блок – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, массажные мячики и т.д. дополнительно в него можно включить сухой бассейна, а также интерактивное оборудование последнего поколения.

Основные методы и приемы работы в сенсорной комнате:

  • Игры и игровые упражнения: психогимнастика в игровых упражнениях и

игровых ситуациях; коммуникативные игры на приветствие, взаимодействие;

ролевые игры, обсуждение

  • Дыхательные упражнения
  • Сказкотерапия и визуализация
  • Аромотерапия и музыкотерапия
  • Самовыражение через пантомимические этюды, слово, танец, цвет
  • Релаксация, элементы рефлексии

В зависимости от показаний, занятия в сенсорной комнате могут носить пассивный (расслабляющий, успокаивающий характер) или активный (развивающий сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки).

При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат.Relaxatio – облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы.

Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звуко-терапией, используются танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, визуализации.

Иногда активные и пассивные приёмы чередуются или сочетаются в одно посещение.

Структура занятий:

  1. Приветствие. Разминка, гимнастика (растяжки, упражнения на тренировку дыхания, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики). Создается атмосфера доверия в группе, положительный настрой участников на занятие.
  2. Основная часть направлена на решение задач программы, включает

функциональные, когнитивные, коммуникативные упражнения и релаксацию.

  1. Заключительная часть. Завершение занятия: подведение итогов, обратная

связь (рефлексия).

  1. Прощание.

В сенсорной комнате осуществляется немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности. Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для ребенка, если оно завершается расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

Оборудование «Сенсорной комнаты» предназначено как для развивающих занятий, так и для психоэмоциональной разгрузи и релаксации детей.

Мною проводятся комбинированные занятия, с использованием ресурсов сенсорной комнаты для детей с особыми образовательными потребностями, учитывая их психофизические возможности. Для одних детей занятия проводятся как релаксирующие сеансы в данной комнате, для других - как часть коррекционно - развивающего занятия.

Важно использовать оборудование в зависимости от направленности коррекционно - развивающей деятельности, показаний и противопоказаний к использованию данного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание занятий определяются возрастом детей, особенностями их сенсомоторного, интеллектуального развития, потребностями в психологической коррекции. Занятия проводятся индивидуальные, групповые или подгруппами по 2—4 человека. Количество человек в подгруппе определяется целями работы, возрастом занимающихся.

В зависимости от задач и возраста детей использую разные приемы и методы работы с оборудованием в интерактивной среде сенсорной комнаты.

Длительность занятий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для возбудимых детей длительность занятий сокращаю, снижаю нагрузка на сенсорику, исключаю элементы активной стимуляции. На занятиях с такими детьми чаще всего применяют напольный мат или кресло с гранулами вместо бассейна с шариками (легковозбудимому ребенку труднее расслабиться в подвижных шариках).

Форма проведения варьируется и планируется согласно ведущему виду деятельности - игровая и учебная. В период адаптации воспитанников и с детьми младшего звена целесообразно организовать игру или сказку. С подростками необходимо планировать и проговаривать цель и задачи предстоящей деятельности.

Вывод: Сенсорная комната является мощным инструментом не только релаксационной направленности, но также сенсорного и познавательного развития ребенка. Комфортная обстановка способствует сохранению и укреплению здоровья детей, регуляции психических состояний учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом сопровождении. Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками открывают новые возможности школы по здоровьесбережению детей.

Сенсорная  комната  способствует  благоприятному  воздействию  и  более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей

с  ОВЗ  на  основе  активного  сенсорного  воздействия  и  повышения  уровня

информированности об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по использованию оборудования сенсорной комнаты с девиантными подростками.

Для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующ...

Коррекционно-развивающее занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты «Знакомство с водой»

Данное занятие составлено на основе «Программы коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате «Удивительный знакомый мир».  Цель занятия: развитие сенсомоторных навыков, компенс...

Статья "Возможности использования оборудования сенсорной комнаты и АПК "Комфорт - Лого" в абилитации неслышащих обучающихся"

В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии испол...

Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога

Использование оборудования сенсорной комнаты  работе педагога-психолога...

Выступление "Особенности психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта)"

В выступлении на общешкольном родительском собрании представлены основные направления  и возможности по сопровождению педагогом - психологом обучающихся с нарушеним интеллекта....

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...

Организация сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по АООП (вариант 1)

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе...