Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте.
статья

Баранова Зарина Зелимхановна

Рекомендации для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание культурно гигиенических навыков в раннем возрасте.

Рекомендации воспитателя для родителей.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.

Соблюдать принцип постепенного включения: по мере овладения простыми составляющими навыка вводить новые, более сложные. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно.

Спокойное и доброжелательное отношение, ласковый голос настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Обязательно хвалить ребёнка, даже за не значительные достижения.

Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.

Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Малыш за столом.

Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Далее умение будет оттачиваться.

Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом.

Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высоком  уровне сервиса: на стол  необходимо поставить  хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно, бумажные салфетки в салфетницах, красивую посуду (ребенок должен сам учмться вытирать лицо салфеткой). Все это будет привлекать внимание ребенка и повышать аппетит во время ед

Критерии опрятной еды:

  • Правильно держать ложку (правая или левая рука);
  • Не крошить хлеб;
  • Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом во время еды;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Задвигать стул;
  • Пользоваться салфеткой;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.

Малыш умывается.

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расческа, носовые платки).

При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки:

  • Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

Перед гигиеническими процедурами необходимо:

  • Засучить рукава одежды ребенка;
  • Проверить температуру воды;
  • Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга;
  • Смывает мыло под струёй воды;
  • Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.

Все действия сопровождаются разговором.

Малыш одевается и раздевается.

В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить: самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать алгоритм одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учить, бережно относиться к вещам, оказывать помощь друг другу.

Обучаем пользоваться расчёской.

  • Знать свою расчёску и место, где она лежит;
  • Объяснить и показать назначение расчёски и формировать навык её использования у ребёнка;
  • Обучаем, спокойно относиться к процедуре причёсывания;
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам);
  • Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию;
  • Исключить возможность пользования чужой расчёской.

Малыш перед зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его назначение;
  • Обучать, спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

Обучаем пользоваться носовым платком.

  • Знать назначение носового платка;
  • Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью к взрослым);
  • Постепенно формировать умение разворачивать платок.

      Приложение:

Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Съели мы с тобою кашу
Правда, каша хороша?
                   *
Это – ложка, это – чашка. 
В чашке – гречневая кашка. 
Ложка в чашке побывала – 
Кашки гречневой не стало!
                    *
Умница Катенька (имя ребенка), 
Ешь кашку сладеньку, 
Вкусную, пушистую, 
Мягкую, душистую.

                   *

Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
                   

                     *

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане (имя ребенка) делаем прическу.

                        *

Водичка, водичка умой Маше (имя ребенка) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

                      *

Вот они сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот – с левой ножки,
Вот так хорошо!
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».

Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....

Статья "Языковые навыки с раннего возраста"

И следует отметить, что он находится в языковой среде постоянно.Почему же человек, задаваясь задачей выучить иностранный язык, ставит себе цель — научиться за 3 месяца и ждет чуда? Наверное, потому чт...

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Консультация для родителей "Развитие речевых навыков детей раннего возраста"

В данной консультации  даны упражнения по развитию речи для детей ранненго возраста....

Формирование культурно-гигиенических навыков как составляющей части воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.

Рассматривается проблема формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста через призму нравственного воспитания и общего физического развития. Рассм...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и ответственности в раннем возрасте»

Чувство ответственности и самостоятельности – это характеристики зрелой жизни. Но закладываются они именно в детские годы.Самостоятельность и ответственность не даются человеку от рождения. Они ...