Как сделать ручки ловкими, а пальчики -умелыми.
статья

Ерошина Ольга Николаевна

        Статья в журнал для родителей "Мама, папа, я" об использовании мелких предметов и подручных материалов для развития у детей мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_melkimi_predmetami.doc928 КБ

Предварительный просмотр:

                         КАК СДЕЛАТЬ РУЧКИ ЛОВКИМИ,

                             А ПАЛЬЧИКИ -  УМЕЛЫМИ

                    ( ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

    У детей с различными речевыми нарушениями, с поздним появлением активной речи ( после 3-ех лет) наблюдаются особенности в формировании мелкой ручной моторики . Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, так называемой «моторной неловкостью». Например, такие дети испытывают трудности при завязывании и развязывании шнурков, ленточек, застегивании и расстегивании пуговиц, манипулировании ложкой, вилкой. Ребятишкам трудно удержать в руке карандаш и кисточку, они «не дружат» с ножницами.

      Справиться с «моторной неловкостью» вашего малыша помогут игры с мелкими предметами – спичками, палочками, камешками, веревочками, бусинами, пуговицами, различными крупами. Такие игры не только сделают пальчики ребенка послушными, но и помогут развить его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, речь, мышление. Мелкие предметы не потребуют от вас материальных затрат, они  найдутся в любом доме.

. Игры с ними доступны и просты, помогут вам занять ребенка и дома, и на прогулке, и в гостях. Действуя с мелкими предметами, пальчики становятся более ловкими и умелыми. Если проявить фантазию, то можно придумать множество таких игр.

  1. СПИЧКИ И ПАЛОЧКИ.

    Привозим игрушечный самосвал и высыпаем на стол горку счетных палочек (спичек). Предлагаем малышу осторожно 2-мя пальчиками брать каждую палочку и складывать их в коробочку. Затем показываем ребенку, как из палочек можно сложить фигурки : треугольник, квадрат, прямоугольник, кубик. Сложите лесенку, стол, стул, кровать.

    Когда малыш освоит составление этих предметов, предложите ему более сложное задание – сложить звездочку, рыбку, кораблик, часы, ёлочку :

    Вырезаем из картона кружочки, они прекрасно дополнят сложенные из палочек фигурки. Это могут быть и колеса у машины, и голова у человечка, и окошки у ракеты.

    С ребенком постарше можно поиграть в игру «Запомни, повтори». Рисуем на карточках человечков в разных позах. Показываем малышу одну карточку в течение нескольких секунд, затем – прячем. Ребенок должен запомнить картинку и из палочек и кружочков сложить точно такого же человечка.

   П. НИТКИ, ВЕРЕВОЧКИ, ШНУРКИ.

    1.Просим малыша вытянуть веревку по прямой линии, выложить «Змейку», «Лесенку».Предлагаем ребенку «прошагать» пальчиками по веревочной «лесенке».

2. «Ниткография»

Из тонких веревочек, шнурков, толстых ниток выкладываем на листе бархатной бумаги, ворсистой ткани «нитяные узоры». Предлагаем малышу сделать так же.

3. «Узелок завяжется, узелок развяжется…»

Завязываем на веревочках узелки:

Просим малыша сделать так же. Если для вашего ребенка такое задание слишком сложно, попросите его распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (узел стягиваем не сильно). Можно устроить соревнование между детьми – кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.

4, «Озорные котята»

Закатайте в клубок из ниток маленького игрушечного котенка. Предложите малышу распутать клубок. Он с удивлением и восторгом обнаружит внутри клубка котенка, который играл с клубком и запутался, Затем предлагаем ребенку самому скатать клубок – сначала на ладонь, потом – на указательный палец. А теперь усложним задание – обмотаем кончик нитки вокруг мизинца, затем – обведем ее внизу под безымянным , сверху – на средний, снизу – на указательный, сверху – на большой, и обратно – в противоположной последовательности.

5. «Маленький портной»

     

  Вырезаем из картона или плотного сукна силуэты одежды, обуви. Дыроколом на небольшом расстоянии делаем дырочки. Покажите, как, продевая шнурок в дырочки, можно обшить силуэт красивыми узорами.

6. «Подбери к шарику нитку»

Из бархатной бумаги вырезаем разноцветные круги или овалы. Кладем их на лист такой же бумаги. Рядом кладем нитки (лучше тонкие шерстяные) таких же цветов. Малыш должен присоединить к воздушному шарику нитку соответствующего цвета. Для этого ему нужно приподнять кружок, подложить кончик подходящей по цвету нитки, прижать пальчиком кружок к листу бумаги.

III.  ПУГОВИЦЫ

Высыпаем пуговицы разного цвета и размера в шкатулку, банку. Просим малыша навести порядок – разложить крупные пуговицы в большую коробку, среднего размера – в коробочку поменьше, мелкие – в маленькую коробку.

   А теперь попробуйте выложить из пуговиц фигурки, простые узоры, чередуя их по цвету, величине : цветок, снеговика, бусы.

 

Вырезаем из плотного сукна силуэты машины, самолета, мишки, зайчика. Пришиваем пуговицы для пристегивания деталей: крыльев, колес, окон. (детали делаем большего размера).

Эти игры помогут ребенку научиться застегивать пуговицы на своей одежде.

IV. ШАРИКИ, БУСИНКИ

  1. «Футбол»

Попросите малыша положить левую ладонь ребром на стол, слегка согнув ее полукругом. Это – «ворота». Пальцами правой руки поочередно «забиваем гол» - толкаем шарик к воротам.

  1. «Собери бусы»

Рассыпьте «случайно» бусы. Пусть ребенок поможет вам собрать бусинки в коробку. Затем попросите его помочь нанизать бусины на леску, проволоку, нитку( в зависимости от возможностей малыша). Нанизывать можно в определенном порядке, чередуя  бусины по форме, цвету, величине.

V. БУМАГА

  1. «Ножницы потерялись»

Произвольно сгибаем или расчерчиваем лист бумаги на части или рисуем на нем фигуры, предметы. Ребенок должен разорвать лист руками точно по линиям.

  1. «Кружевная салфетка»

Дайте малышу бумажную салфетку, сложенную вчетверо. Ребенок выщипывает двумя пальцами со сгибов полукружья. Разверните салфетку, любуйтесь «кружевным» узором.

  1. «Пальчики наши – как утюжки.

        Гладят платочки проворно они,

        Гладят платочки для мамы и дочки»

Рисуем на листе бумаги узор. Комкаем его рисунком вниз. Пользуясь всеми пальцами обеих рук, нужно разгладить листок так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Варианты: сделать то же самое, пользуясь одной рукой; только 2-мя большими пальцами, только указательными пальцами и т.д.

 VI. И ФАСОЛЬ, И ГОРОХ

  1. Делаем «пальчиковый бассейн» - насыпаем в пластмассовое ведро, банку, обрезанную пятилитровую бутылку горох или фасоль. На дне «сухого бассейна» прячем мелкие игрушки (отлично подойдут от «киндер-сюрпризов»). Ребенок должен найти игрушку, назвать ее. Можно устроить соревнование – кто быстрее найдет все игрушки, спрятанные в «пальчиковом бассейне». Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая зарытые «клады» в сухом песке.

  1. «С блюдца я беру горошки,

        Словно птица клювом крошки»

Насыпаем на блюдце горох. Ребенок большим и указательным пальцами (можно помочь и средним), берет горошины одну за другой и удерживает их в ладошке. Так набирает целую горсть. Сначала действует одной рукой, потом – другой.

  1. «Перебираем крупу»

 Рассыпьте на полу фасоль и горох. Предложите малышу собрать их в глубокую миску, а затем – рассортировать на два блюдца: фасоль для петушка, горох – для курочки (игрушечных или нарисованных) Детишки постарше могут разложить семечки тыквенные и подсолнечника, гречку и рис ( для голубя и воробья) Желательно, чтобы малыш действовал 2-мя руками.

VII. ПРОБКИ, КАМЕШКИ, ПРИЩЕПКИ

  1. «Пальцеход»

Разложите на столе мелкие камешки – «кочки».Пусть малыш «ходит» по ним указательным и средним пальцами обеих рук. Задание можно усложнить – «ходить по кочкам»  указательным и безымянным пальцами, указательным пальцем и мизинцем. «Кочки» можно нарисовать на бумаге или нашить пуговицы на плотную ткань. Игру можно сопроводить чтением стихотворения:

    Раз – кружок, два – кружок,

    Раз – шажок и два – шажок.

    Наши пальчики шагают,

    На кружочки наступают.

Или : Ходит цапля по болоту

           На прогулку, на работу.

            Очень нужно цапле там

            Взять еду своим птенцам!

  1. «Шофер»

Расставьте на столе предметы – фигурки животных, пластмассовые деревья, кубики на расстоянии 5-7 см друг от друга. Указательный палец ставим в пластмассовую крышку от пластиковой бутылки. Передвигая пробку одним пальцем, «объезжаем» все препятствия, ничего не задев. Играть нужно попеременно разными пальцами.

  1. «Больно щиплет пальцы гусь,

        Очень я его боюсь!»

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев ( кроме большого) Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!

4. «Ну-ка, прицепи!»

Разноцветные прищепки можно прицеплять не только на бельевую веревку, но и на вырезанных из картона ежика, солнышко, стрекозу, елочку.

 IХ. ПРОВОЛОКА

  1. «Человечки, зверюшки и буквы»

Из проволоки (лучше медной или в цветной изоляции) можно сделать и плоские, и объемные фигуры. – забавных человечков, зверей. Игрушки получаются гибкими и ребенок без труда может изменить позу. При желании фигурки можно «одеть» - намотать поверх металлического каркаса толстые нитки. А чтоб малыш быстрее запомнил буквы, их также легко согнуть из разноцветной проволоки.

2. «Спиралька»

Если длинную проволоку намотать на карандаш, а затем аккуратно снять с него, то получится спираль. На ее основе можно создавать различные  объемные игрушки. Туловище и головка игрушечных человечков изготавливаются из коробков, клубков, баночек из-под «киндер-сюрпризов». К ним прикрепляются спирали – ручки и спирали-ножки. Такие игрушки очень нравятся детям, т.к. они очень подвижны и пружинят от малейшего сотрясения.

Итак, дорогие родители, немного фантазии и терпения, и пальчики вашего малыша  постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.

Ольга Ерошина, логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Сильные, Смелые, Ловкие, Умелые!»

Сценарий спортивного праздника  «Сильные, Смелые, Ловкие, Умелые!»Цель:  Пропаганда  и формирование здорового образа жизни.Задачи:1. Привлекать ребят  к систематическим занятиям фи...

Веселые старты "Будь ловким, смелым и умелым"

Веселые старты для учащихся 1- 4 классов...

Спортивные соревнования для мальчиков "Сильные, ловкие, умелые"

Спортивные соревнования  воспитывают чувства коллективизма, способствуют накоплению двигательного опыта; формируют навыки здорового образа жизни, активного отдыха и досуга. Ознакомление учащ...

"Сильные,ловкие,смелые,умелые"(внеклассное мероприятие к 23 февраля)

Внеклассное мероприятие,посвященное Дню защитников Отечества...

Ловкие пальчики. Формирование моторных навыков у младших школьников.

Упражнения с использованием песочной терапии направлены:·        на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук. Ребенок учится говорить о сво...

Программа кружка "Ловкие пальчики"

Программа кружка разработа для детей первой младшей группы с 2 лет....

ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших п...