Программа кружка "Ловкие пальчики"
рабочая программа на тему

Анцупова Анжелика Юрьевна

Программа кружка разработа для детей первой младшей группы с 2 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kruzhok_lovkie_palchiki_1_ml_gr.zip22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное

дошкольное  образовательное

учреждение№2 «Вишенка» п. Ставрово

Собинского района Владимирской области

Рабочая  программа  дополнительного  образования  

Кружок «Ловкие пальчики»

срок реализации 1 год.

возраст воспитанников  с 2 лет.

Программу составила

 воспитатель  Анцупова А. Ю.

                                                                                2015 год

Проблема.

           Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

           В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

Актуальность:

          В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.     Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Пояснительная записка.

    В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

   "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

   Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

    Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Цель кружка:

Совершенствование системы работы по развитию мелкой и общей моторики как средства развития речи дошкольников.

   Задачи кружка:

Обучающие:  

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ,
  • формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

  •  принцип системности   (от простого к сложному, от частного к общему);
  •  принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  •  принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  •  принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:

  •  пальчиковые игры;
  • игры с предметами и материалами;
  •  массаж рук;
  • рисование, лепка;
  • музыкальное сопровождение.

Организация кружка:

Кружок организуются с детьми  1 младшей  группы.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Занятия проводятся с сентября по май.

Необходимые материалы и инструменты:

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные , сыпучие ;

- бумага, карандаши;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

 Ожидаемые результаты:

  1. развитие мелкой мускулатуры рук;
  2. развитие тактильной  чувствительности, зрительно–двигательной координации движений, умение соотносить предметы в пространстве;        
  3. развитие сенсорного восприятия;
  4. повышение речевой активности детей, памяти, внимания.

Перспективно – тематическое планирование занятий.

Сентябрь

  1. «Поиграем»

I. Игра «Застегни - расстегни»

II. Самомассаж ладоней и пальцев рук.        

III. Физкультминутка «Мы ногами топ-топ»

2. «Играем ладушки»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»

III. Подвижная игра «Зайка серенький»

3. «Осенние забавы»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Мы листики осенние»

III.Физкультминутка «Мы топаем ногами»

Игра «Застегни - расстегни»

4. «У Лариски - две редиски»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра  «Я в ладошки хлопаю»

III. Игра с пальчиками «Дождик лей», «Музыка дождя и грома»

Октябрь

1. «Компот»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

II. Пальчиковая игра «Компот»

III. Игра «Ну-ка все встали в круг»

2. «Компот» (повторение)

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

II. Пальчиковая игра «Компот»

III. Игра «Ну-ка все встали в круг»

3. «За ягодами»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Мышка»

III. . Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)

4. «Засолка капусты»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»

III Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и арбуза)

Ноябрь

1. «Рябинка»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.

II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

III. Лепка «Рябинка»

2. «Встреча с Колобком»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги)

3. «Весёлые мухоморы»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»

III. Рисование «Весёлые мухоморы»

4. «Лошадки»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Лошадки»

III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)

Декабрь

1. «Замок»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук мячом.

II. Пальчиковая игра «Замок»

III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)

2. «Снежок»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Снежок»

III. Игра «Собери снежки»

3. «Маленькой елочке холодно зимой»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Ёлочка»

III. . Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

Январь

1. «Ёлочка пушистая, нарядная».

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Ёлочка»

III. Песня-танец с Новогоднего праздника.

2. «Мои любимые животные»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Зайка»

III. Игра «Зайка серенький сидит»

3. «Весёлый Снеговик»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

Февраль

1. «У кормушки птички»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Кормушка»

III. Игра «Птички»

2-3. «Кто как говорит?»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?»

III. Игра «Чей малыш»  

Март

1. «Мимоза для мамы»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Цветочек»

III Игра  «Собери букет»

2. «Домик»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Домик»

III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур )

3.«Пирожки»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Пирожки»

III. Лепка «Пирожок»

Апрель

1. «Солнышко»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»

III. Рисование «Солнышко»

2. «Капель»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Капель»

III. Рисование «Лужицы»  (кляксография)

3. «Жили у бабуси два весёлых гуся»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Гуси нападают»

III. Слушание песни, имитация движений «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Май

1. «Семья»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Замок»

III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)

2. «Цветочек радуется солнышку»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Цветочек»

 III. Игра «Собери цветок» (мозайка)                                                                                    

3. «Травка»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Ладушки »

III. Рисование «Травка»

Список литературы:

Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.

Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004

«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему «Лето»

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Осень"

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Зима""

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Игровая программа "Весёлые пальчики"

Я работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Материала для них очень мало, поэтому я разработала, учитывая особенности детей моей группы, иговую програму "Весёлые пальчики"....

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики"

Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики" для организации внеурочной деятельности с учащимися 1-2 класов....

Общеобразовательная программа "Волшебные пальчики"

ДополнительнаяОбщеобразовательная Общеразвивающая программа  Художественной направленности "Волшебные пальчики"...