Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики"
рабочая программа на тему

Уткина Наталья Николаевна

Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики" для организации внеурочной деятельности с учащимися 1-2 класов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umnye_palchiki.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

г. Южи Ивановской области

Рассмотрено

«28» августа  2018г.

 на заседании  Педагогического совета

Протокол  №1

Согласовано                    «28» августа  2018г.

Зам.дир.по ВР: _________________                

             О.А.Гарина                  

                 

Утверждаю:

Приказ № 168

от «28» августа 2018г.                        

Директор  школы:________          

                      Л.Б.Паничева                          

Дополнительная образовательная программа

 «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

(в области искусства)

        

Составила: учитель технологии

Уткина Н.Н.

                                                                                                                                                                               

ЮЖА, 2018

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

 

Программа дополнительного образования «Умные пальчики» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия аппликацией, как вид декоративно-прикладного творчества, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение аппликации для развития ребенка

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрировать внимание, так как заставляет соср6едоточится на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы работы с бумагой.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, конус, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при создании аппликаций уделяется созданию сюжетно-тематических композиций.

Цель программы

Занятия аппликации из бумаги направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Задачи программы

Обучающие

  • Знакомство детей с материалами для работы, основными способами работы с бумагой.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике аппликации.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству аппликации.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Организационные принципы

(возраст детей, сроки реализации программы,

условия набора, режим занятий, наполняемость группы)

Программа адресована учащимся 1 классов начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе должно быть не более 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю.

Общий срок реализации программы

1 год

 Возраст обучающихся

6,5-8 лет

Количество обучающихся в группе

15 человек

Количество часов в неделю

1

Общее количество часов в год

33

Формы и методы обучения                                                    

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование группы. Введение. Из истории  аппликации

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Фрукты –овощи. Плоская аппликация.

-

2

2

4.

Фрукты –овощи. Полуплоская аппликация.

-

2

2

5.

Фрукты – овощи. Объемная аппликация.

-

2

2

6.

Проектная деятельность

-

1

1

7.

Растительный мир. Плоская аппликация.

-

2

2

8.

Растительный мир. Полуплоская аппликация.

-

2

2

9.

Растительный мир. Объемная аппликация.

-

3

3

10.

Проектная деятельность

-

1

1

11.

Забавные животные. Плоская аппликация.

-

2

2

12.

Забавные животные. Полуплоская аппликация.

-

3

3

13.

Забавные животные. Объемная аппликация.

-

3

3

14.

Проектная деятельность

-

1

1

15.

Мой дом. Плоская аппликация

-

2

2

16.

Мой дом. Полуплоская аппликация.

-

2

2

17.

Мой дом. Объемная аппликация.

-

2

2

18.

Проектная деятельность

-

1

1

19.

Итоговое занятие

-

2

3

ИТОГО:

2

31

33

Календарно-тематический план работы

кружка «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»  

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт

I четверть (8 часов)

07.09

.Введение. Просмотр выставки работ: аппликаций из бумаги.

Организация рабочего места и правила безопасной работы.

1

14.09

Плоская аппликация: Закладка - ягодка

1

21.09

Плоская аппликация: Грибная корзина

1

28.09

Полуобъемная аппликация: Веточка смородины

1

05.10

Полуобъемная аппликация: Виноградинка

1

12.10

Объемная аппликация : Яблочко, груша

1

19.10

Объемная аппликация: Вишенки

1

26.10

Коллективный проект: «Осень в Росии»

1

II четверть (8 часов)

09.11

Плоская аппликация «Одуванчик»

1

18.11

Плоская аппликация:  Верба

1

25.11

Полуплоская аппликация: Хризантема

1

02.12

Полуплоская аппликация: Яблоневый цвет

1

09.12

Объемная аппликация: Ромашка для мам

1

16.12

Объемная аппликация: Ландыши

1

23.12

Объемная аппликация: Тюльпан

1

30.12

Коллективный проект: «Цветочная поляна»

1

III четверть (9 часов)

13.01

Плоская аппликация:  Филин

1

20.01

Плоская аппликация: Слон

1

27.01

Полуплоская аппликация: Лебедь

1

03.02

Полуплоская аппликация: Зайчик

1

10.02

Полуплоская аппликация:Петушок

1

17.02

Объемная аппликация: Лягушка

1

03.03

Объемная аппликация: Попугай

1

10.03

Объемная аппликация: Стайка рыбок

1

17.03

Коллективный проект «Эти забавные животные»

1

IV четверть (8часов)

07.04

Плоская аппликация: Открытка

14.04

Плоская аппликация: Фоторамка

1

21.04

Полуплоская аппликация: Портрет

1

28.04

Полуплоская аппликация: Альбом

1

5.05

Объемная аппликация: Мобиль «Счастье»

1

12.05

Объемная аппликация: Мой дом

1

19.05

Итоговое занятие «Чему мы научились за год». Диагностика по итогам года.

1

26.05

Подготовка работ и оформление выставки

1

Ожидаемые результаты

Личностные:  проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В конце обучения дети должны получить знания:

  • о материалах, инструментах;
  • о технологии работы с бумагой;
  •  о правилах безопасности труда;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

             умения:

  • понимать и применять профессиональные термины
  • определять и реализовывать художественные цели при создании изделия,
  • планировать конечный результат своей работы
  • создавать композиции с изделиями;
  • овладеть различными приемами работы с бумагой и инструментами,
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

Создание композиций выполненных в данной технике; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;  творческий подход к выполнению работы:

 - Высокий уровень – работы отличаются ярко-выраженной индивидуальностью;

 - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

 - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся:

– в классе, 
– в школе

  • Участие в  районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

Методическое обеспечение программы

Работа строится на следующих принципах:

- развитие интереса и способностей детей

- создание ситуации успеха на занятиях

- доброжелательное отношение в коллективе

Организация деятельности кружка основана на следующих принципах:

- наглядность

- сознательность усвоения

- доступность

- связь теории с практикой

      Методы обучения:

- словесный

- наглядный

- практический

По дидактическим задачам:

- приобретение знаний

- формирование умений и навыков

- применение знаний на практике

- творческая деятельность

     - проверка результатов обучения 

По характеру деятельности:

- объяснительно-демонстрационный

- наглядно-практический

- репродуктивный

- частично-поисковый

- исследовательский

Формы обучения:

- коллективная

- парная

- индивидуальная

Учебно-материальная база

Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:

- кабинет

- столы

- стулья

- шкаф для хранения поделок, изделий и принадлежностей

- шкаф для хранения образцов и методической литературы

Инструменты и материалы:

- картон

-цветная бумага

-салфетки

- ножницы

-кисти

-краски

-клей ПВА

Методическое обеспечение:

- иллюстрированная литература

- презентация (MS PowerPoint)

- книги, журналы

     - пособия с описанием техники изготовления изделий

     - фотографии, схемы

     - технологические карты

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...