Преодоление трудностей при подготовке к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

Беляева Евгения Николаевна

Материал поможет разобраться родителям учащихся с трудностями при подготовке учащихся к ГИА 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Преодоление трудностей при подготовке к ГИА»

Прежде чем организовывать работу, важно знать с какими сложностями сталкиваются наши старшеклассники. М.Ю. Чибисова выделяет три типа трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе подготовки к экзаменам: когнитивные, процессуальные и личностные трудности. Когнитивные трудности представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенностями развития познавательных процессов. Кроме этого, процедура ГИА требует выработки особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Это становится ключевым моментом, поскольку во многом определяет экзаменационную оценку. Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика, поскольку на этот выбор оказывает влияние множество факторов, например, уровень притязаний ученика, умение планировать время. Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с текстами и помогать выпускнику развивать познавательные процессы и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. Процессуальные трудности связаны с отсутствием полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов. Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения ОГЭ и ЕГЭ.

Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей. Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура итоговой аттестации предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для обучающихся, что естественным образом приводит к тревожности выпускников. Процедура ГИА разводит вопрос и ответ, что создает школьникам дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка, а такие ошибки чаще всего проявляются у детей с проблемами внимания.

Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ГИА присутствующие педагоги — это только сторонние наблюдатели, что естественным образом может повышать тревогу у выпускников.

Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик: в обычной обстановке - это личный контакт с экзаменатором, развернутый ответ, на ГИА — отсутствие личного контакта, краткий и лаконичный ответ и т.д.).

Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ГИА предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, чем традиционная школьная система. Обычно ученики не оценивают содержание предлагаемого им задания и редко оспаривают полученные ими оценки, тогда как процедура ГИА предполагает обе эти возможности. Следствием такого рода трудностей может явиться пропуск возможных шансов апелляции. Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА. Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных информационных брошюр, памяток о правилах проведения ГИА.

 Личностные трудности связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная нестабильность, интроверсия, повышенный уровень тревожности и т.п. Работа по преодолению личностных трудностей будет заключаться в проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на регуляцию эмоционального состояния, развитию навыков рефлексии, снятия тревожности и т.д.

Рассмотрим подробно особенности организации работы с обучающимися. Основными целями организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к экзаменам являются:

1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена. Для достижения этой цели применяются следующие формы работы: рассказ, просмотры видеозаписей с последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном).

2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации. Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия с целью свободного обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу, что позволит выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и, в конечном счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.

 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене. Работу по данному направлению рекомендуется строить в несколько этапов: - анализ особенностей учебной деятельности ученика (включает в себя психологопедагогическую диагностику, самоанализ ученика, экспертные оценки педагогов); - выделение «места наименьшего сопротивления» (например, для ребенка-отличника таким «местом наименьшего сопротивления» может стать возможность выполнить минимально нужный объем заданий, отказавшись от других, или необходимость пропустить задание, если он не может с ним справиться); - разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка.

4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов. В рамках реализации первых двух целей педагог-психолог может добиться преодоления процессуальных трудностей выпускников, связанных с недостаточной осведомленностью учеников о процедуре сдачи экзаменов. Реализация третьей цели решает задачи преодоления личностных трудностей, формирования адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия эмоционального напряжения перед и в ходе экзамена. Четвертая цель решает трудности, связанные с когнитивными особенностями деятельности выпускников.

Психологическое сопровождение учеников реализуется по четырем направлениям: просвещение, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование.

 1. Психологическое просвещение. Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ГИА можно охарактеризовать следующим образом: • вооружение обучающихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями; • информирование обучающихся о процедуре проведения ГИА. Для реализации этих задач можно использовать следующие формы: составление и выпуск буклетов, памяток, брошюр, оформление информационного стенда по данной тематике. Проведение классных часов, лекториев, деловых игр и т.д.

2. Психологическая диагностика. Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов позволяет выявить детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.

 3. Коррекционно-развивающая работа. Цель коррекционно-развивающей работы психолога по психологической подготовке к ГИА заключается в составлении системы работы с обучающимися.

 Исходя из результатов диагностики, становится ясно, что развивающая работа должна вестись по четырем основным направлениям:

1.Развитие познавательной сферы обучающихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

 2.Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.

3. Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля.

4.Ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы.

 Одной из наиболее распространенной формой проведения коррекционноразвивающей работы является проведение цикла тренинговых занятий. Психологическое консультирование. Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ГИА является то, что целью таких консультаций является формирование у обучающихся знаний о проблемах, возникающих при подготовке к ГИА, и желания преодолевать трудности обучения и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче экзаменов: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.

Организация работы педагога-психолога с родителями выпускников Еще одним направлением работы школьного педагога-психолога является взаимодействие с родителями (законными представителями) выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.

Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние и создать благоприятную атмосферу во время подготовки к экзаменам.

Все направлено на достижение поставленной цели - сдачи ГИА. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Совершенно очевидно, что перед педагогами-психологами, учителями и родителями встает проблема охраны психического здоровья обучающихся, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей выпускников. Системность работы участников образовательных отношений по выявлению, проработке возникающих у обучающихся трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Мы надеемся, что данные методические рекомендации, направленные на расширение представлений у школьного педагога-психолога о задачах, формах и методах реализации психологического сопровождения подготовки к ГИА помогут в организации данного направления работы.

Опросник «ВСК» А.Г.Зверкова, Е.В.Эйдмана. Методика ВСК предназначена для изучения волевого самоконтроля обучающихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Опросник ВСК направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Указанные особенности во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека. Опросник ориентирован на индивидуальное психологическое консультирование и коррекцию, позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции. Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Исследовательская версия предусматривает отчет на каждый пункт в семибальной шкале (от –3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Для практических задач используется «серийная» версия с вынужденным дихотомическим выбором: испытуемый имеет лишь два варианта ответа – либо «да», либо «нет». При подсчёте суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу), несовпадение с ключом игнорируется и не влияет на суммарный балл. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13. Инструкция: Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

 2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колей физическая боль.

7. Я не всегда стараюсь выслушать собеседника не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

 8. Я всегда «гну» свою линию.

9. Если надо, я могу не спать всю ночь напролёт (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

10. Мои планы слишком часто перечёркиваются внешними обстоятельствами.

11. Считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать

13. Мне редко удаётся заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

 14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

16. Мне сильно усложняет работу сознание того, что её необходимо во что бы то ни стало сделать к определённому сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь лучше, чем другие.

 19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

 21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не даёт покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

 25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

 27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

29. я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Интерпретация результатов: Для расшифровки опросника ВСК (подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом). Общий индекс ВСК «В»: Ответы «да» на утверждения №№ 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 17, 18, 20, 24, 25, 27; Ответы «нет» на утверждения №№ 1, 6, 10, 13, 14, 16, 21, 22, 28, 29, 30. Шкала «самообладание»: Ответы «да» на утверждения №№ 3, 4, 7, 24; Ответы «нет» на утверждения №№ 5, 13, 14, 16, 21, 26, 28, 29, 30. Шкала «настойчивость»: Ответы «да» на утверждения №№ 2, 5, 11, 17, 18, 20, 24, 26; Ответы «нет» на утверждения №№ 1, 6, 9, 10, 13, 16, 22, 25.

 Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряжённости, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности. Низкий балл ВСК наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утончённостью натуры, не подкреплённой способностью к рефлексии и самоконтролю.

 Шкала «настойчивость» характеризует, фактически, силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к завершению начатого дела, их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам (совестливость) и стремление полностью подчинить им своё поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже работоспособности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Высокий балл по шкале «самообладание» набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутренне спокойствие. Уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правил, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности может 22 приводить к повышению внутренней напряжённости, к преобладанию постоянной озабоченности и утомлённости. На отрицательном полюсе данной шкалы – спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первый взгляд, сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют внутренней раскрепощённости и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения.

Таким образом, социальная желательность шкал опросника ВСК является неоднозначной – возможным оказывается появление дезадаптивных черт и форм поведения на положительных шкальных полюсах и позитивно-компенсаторных форм – на отрицательных полюсах.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Статья "Организация оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения"

В статье представлена система работы учителей -дефектологов: Рудяковой Е.В., Суховольской Е.В. по формированию навыков оринетировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ....

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....

Презентация "Лингвистическая сказка как средство преодоления трудностей при изучении морфологии русского языка"

Презентацияк защите итоговой работы на курсах по ИОБ " Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении"...

Способы преодоления трудностей при аудировании в средней школе.

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой....

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

"Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка"

В этой статье доказывается необходимость сотрудничества учителя, ученика и родителей, как необходимого фактора при изучении английского языка. Также родители могут найти конкретные советы: как вместе ...