Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.
статья по теме
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЦПМСС «Поддержка»
учитель-логопед высшей категории
Гаврилова Ольга Евгеньевн
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.
Современный ребёнок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка : говорить связно, полно излагая свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов. 6 - 7 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. За последнее время недостатки развития устной речи усложнились, их количество увеличилось (по данным некоторых авторов с 1977 года по настоящее время они выросли с 9% до 70%), они всё чаще стали сочетаться с органическими нарушениями. Это приводит ребенка к массе других проблем, в числе которых будет и неуспеваемость в школе. Одной из наиболее серьезных школьных проблем ребенка является его неготовность к овладению письменной речью. Речевые проблемы усложняют усвоение программного материала по русскому языку и другим предметам, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении, затрудняют общение со сверстниками. «Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.» А.Р. Лурия
Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов:
-слухового,
-зрительного,
-двигательного.
Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоемкой проблемой, что требует во-первых, участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога, классного руководителя ребенка), а во-вторых, предусматривает совместную, согласованную деятельность не только логопеда и ребенка, но и, конечно же, родителей, которые имеют право присутствовать на занятиях для того, чтобы суметь объяснить, помочь ответить на возникшие вопросы у ребенка при выполнении домашнего задания, что становится возможным в условиях центров ПМСС. Это, в свою очередь, предполагает своеобразие приемов исследования и воздействия на детей с данным расстройством, нередко включающим в себя не только проявления нарушений письменной речи, но и целый комплекс психологических дисфункций. «Я не могу, у меня ничего не получается»,— обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка, приступая к занятиям с ним. Чтобы ребенок обучался успешно, необходимо развить у него произвольную саморегуляцию, навыки внимания, детекции ошибок, понимание причинно-следственных отношений; а также слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений. Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции на занятиях необходимо использовать методы и приемы коррекционной работы, направленные не только на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение недостатков письменной речи, но и на развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Устранить или компенсировать эти проблемы у детей обычными методами не получается, следовательно и помочь ребенку в скорейшем овладении навыками письма и речи можно только осуществляя комплексный подход к решению его проблем.
- различные упражнения по развитию мышления и воображения • мысленное представление различных образов и состояний; • анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций; • представление текстов зрительными образами - игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха • цветовая маркировка букв, слогов, слов; • вычеркивание заданных букв из текста; • деление на слоги; • числовые и буквенные пирамиды, таблицы; • складывание узоров; • дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки. - упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков • объяснение правильно написанных слов, их запись; • составление графических схем предложений и предложений по схемам; • определение места заданного слова в предложении; • практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола; • упражнения, игры на согласование различных частей речи; • подбор родственных слов; • игры «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Чей это хвост (уши, голова и т.д.)»; • упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту (и наоборот) - восстановление пропущенных букв • выделение гласных из слога, слова; • анализ и синтез слогов с помощью фишек; • составление слогов и слов из разрезной азбуки; • определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства • работа с деформированным словом; • работа с изографами; • игра «Составь слово» - поиск слов на изучаемое правило • придумывание слов и предложении; • подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером; • упражнение вставить пропущенные орфограммы • обозначение цветными маркерами изучаемой орфограммы - самостоятельный поиск орфографических ошибок • закрепление зрительного образа определенной буквы в определенном месте • развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза • расширение поля зрения • умение выполнять многоступеньчатую инструкцию • планировать деятельность • выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания • развитие функции самоконтроля; - чтение и запись слов и предложений под диктовку • чтение словарных слов с шипованным мячиком (синхронизация работы рук и речи с активизацией мизинца и безымянного пальца, более других стимулирующих работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыка быстрого чтения, но «отдыхающих» в обычной жизни ) • чтение слов только гласными звуками при одновременном перекладывании из руки в руку и последующем сжатии мягкого среднего (8 см) шипованного резинового мяча • чтение слов только согласными звуками при одновременном перекладывании из руки в руку и последующем сжатии мягкого маленького (3-4 см) шипованного резинового мяча • орфографическое чтение предложений • воспроизведение предложения по памяти вслух • работа с каждым словом предложения, отмечая все действия карандашом в книге: ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. • по памяти, вслух, проговаривая орфографически, воспроизвести это предложение. • закрыть книгу и по памяти записать в тетрадь предложения, диктуя его орфографически в словах поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.
Конечным этапом овладения графическим навыком письма является возникновение автоматизированных движений руки, но предшествует этому достаточно сложная деятельность, имеющая многоуровневую структуру и включающая большое количество операций: анализ звуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. У взрослого человека все это носит сокращенный, свернутый характер. При овладении ребенком графическим навыком письма все эти операции осуществляются в развернутом виде, а ребенок, имеющий проблемы, справляется с выполнением графических заданий гораздо медленнее и менее качественно.
- Глаза в глаза...
Занимаясь с ребенком
- сидите справа от него. Правая сторона — это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении — к результатам, которых вы оба ждете;
- занимайте позицию Левелинга — на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на стульчике; он — на полу и вы — на полу);
- следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
- принимайте ребенка таким, какой он есть;
- будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он — интерес к тому, что он делает);
- оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
- никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
- Три ДА !!!
«Уважаемые взрослые – умные, достойные! Прежде чем начать работать с ребёнком, вспомните, что вы желаете своему подопечному добра и искренне хотите ему помочь. Не унизить своими возможностями и знаниями, не сломать своим нетерпением, не навредить констатацией его промахов, а помочь. Зегебарт Г.М.)»
• Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней. Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать? Я думаю, что у каждого учителя-логопеда есть свои «якоря». Это могут быть наклейки по разным темам, печати, смайлики, пятерки разного размера и т.д. • Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся. Предложите ребенку самому выбрать свою оценку, то что для него будет действительно поощрением, которое принесет радость и сформирует у него положительный настрой на последующие занятия. Конечно, для этого надо знать предпочтения каждого ребенка и активными помощниками в этом чаще всего оказываются родители. • Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более. И не только логопеду, но и пожалуй самое главное, родителям. Важно не критиковать, играя на самолюбии, а помогать, подсказывать, поощрять, «не получается сейчас, получится завтра». Все это помогает скорректировать различные сферы психики детей с проблемами, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Дидактический материал по коррекции письменной речи, М: 1999.
2. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. М., Генезис, 2010.
3. Токарь И. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи, Москва: ИД "Образование Плюс", 2005.
4. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г., Дисграфия: Исправление ошибок при письме: Практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов, ЭКСМО, 2004.
5. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика. Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет, Литур, 2006.
6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1978.
7. Ястребова. А.В. Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения письменной речи у младших школьников.Проанализировано развитие письменной речи в онтогенезе. Уточнили представления о дисг...
Трудности формирования письменной речи.
Выступление на родительском собрании....
Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников
В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....
Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
В выступлении на методическом объединении учителей-логопедов Белгородского района дано описание видов дисграфии, составлен план коррекции нарушений письменной речи учеников младших классов....
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Рабочая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников. (на основе типовой программы Ефименковой Л.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе типовой программы Ефименковой Л. Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классовЦелевая аудитория:обучающиеся 2-3 классов с...
Статья " Трудности формирования письменной речи у обучающихся с ОВЗ"
Методические рекомендации по преодолению трудностей....