Взаимодействия с родителями обучающихся (классное руководство)
материал

Каирова Лейсян Юлаевна

План работы с родителями, анкеты удовлетворенности условиями и качеством предоставления образовательных услуг, советы по изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_roditelyami.doc180.5 КБ
Microsoft Office document icon anketirovanie.doc67.5 КБ
PDF icon sovety_po_izo.pdf402.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХЯ                                                  

               

Целью данной работы является:

         Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

  1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности   школы на основе нормативных документов.
  2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
  3. Формирование здорового образа жизни в семьях.
  4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
  5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
  6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

  

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

           Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

 

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1) Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

            Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

 Работу с родителями условно можно разделить на две части:

  1. со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
  2. с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

 Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

 Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

 Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

 Открытые уроки, занятия (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

 Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

 Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

 Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

 Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

 Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

 Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

План работы

Сроки

Мероприятие

1

Сентябрь - октябрь

(в течение месяца)

Родительское собрание Беседы об участии детей во внеурочной деятельности и посещении кружка. Задачи по организации воспитательного процесса в новом учебном году. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»;

2

Октябрь

Открытое мероприятие для родителей и детей на сплочение семьи «Дерево держится корнями, а человек семьей»

3

Ноябрь

Посещение выставки и праздничного мероприятия «Маме с любовью»

4

Декабрь

(последняя неделя)

Родительское собрание. Тематическое занятие для родителя и детей, и новогодние мероприятия. Совместное участие родителе и детей в школьном конкурсе-выставке поделок «Новогодняя фантазия»

5

Февраль

Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка – залог успешной адаптации к жизни в обществе». О подготовке к фестивалю детского творчества, роль и участие семьи. Текущие результаты детей, посещаемость и поведение детей.

6

Март

Совместное мероприятие МК для мам «Брошка на память» лепка из холодного фарфора.

7

Апрель

(в течение месяца)

Дистанционная консультация «О роли родителей в повышении качества образовательного процесса».

8

Май

(последняя неделя)

Родительское собрание «Подведение итогов за прошедший год. Педагогические рекомендации на каникулы». Анкетирование и соцопросы родителей.

Основные направления

совместной воспитательной работы с родителями.



Предварительный просмотр:

Анкетирования удовлетворенности родителе образовательным процессом, качеством школьных образовательных услуг

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:

Вопросы

Да

Нет

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы организацией образовательного процесса?

Вы удовлетворены профессионализмом педагогов?

Вы удовлетворены питанием в школе?

Вы удовлетворены состоянием школьных помещений?

Оформлением классов?

Материально-техническим обеспечением школы?

Отношениями между школьниками в классе?

 Вы удовлетворены взаимоотношением педагогов и родителей?

Вашими отношениями с администрацией?

Отношениями вашего ребенка с педагогами?

Отношением вашего ребенка к школе в целом?

2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

4.Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

5.Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?

6.Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?

    Большое спасибо за ваши ответы!

Анкета для родителей

Заполните, пожалуйста, данный опросный лист для общеобразовательных организаций.

Выберите один вариант ответа на каждый вопрос.

1. Образовательный процесс в нашей школе направлен на развитие личности ребенка

да  отчасти  нет   затрудняюсь  ответить

2.Нас, родителей, в достаточной мере информируют о деятельности школы, о процессе реализации ФГОС, разъясняют особенности образовательного процесса

Да     отчасти     нет    затрудняюсь ответить

3.Учитель прислушивается к родительскому мнению и учитывает его

да   отчасти    нет   затрудняюсь ответить

4.При принятии управленческих решений администрация школы учитывает мнения детей и родителей

да отчасти нет затрудняюсь ответить

5.При обучении и воспитании ребенка педагоги учитывают его индивидуальные особенности

Да    отчасти   нет    затрудняюсь ответить

6.Наш ребенок с удовольствием ходит в школу

да    отчасти     нет    затрудняюсь ответить

7.Расписание уроков устраивает нас и нашего ребенка

да    отчасти    нет   затрудняюсь ответить

8.Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели

да    отчасти    нет    затрудняюсь ответить

9.Результаты обучения нашего ребенка педагогами оцениваются объективно, справедливо

да    отчасти    нет    затрудняюсь ответить

 10.За время обучения в школе ребенок научился работать в группе, общаться с одноклассниками в процессе учебно-познавательной деятельности

да    отчасти     нет   затрудняюсь ответить

11.За время обучения ребенок умеет искать информацию с помощью справочной литературы и Интернета

да    отчасти    нет   затрудняюсь ответить

12.За время обучения ребенок может представить результаты своей работы

да     отчасти    нет   затрудняюсь ответить

13.Я удовлетворен результатами реализации ФГОС в нашей школе

да    отчасти     нет   затрудняюсь ответить

14.Безопасность учащихся в школе

высокий уровень    достаточный уровень   недостаточный уровень   низкий уровень   не знаю

16.Медицинское сопровождение школьников

высокий уровень   достаточный   уровень недостаточный    уровень низкий уровень   не знаю

17.Психологический климат в школе, психолого-педагогическая поддержка школьников

высокий уровень    достаточный уровень     недостаточный уровень    низкий уровень   не знаю

Спасибо за участие в анкетировании!

Анкета получателя образовательных услуг

В целях независимой оценки качества образовательной деятельности организации просим заполнить анкету, отметив позиции, в наибольшей степени отвечающие Вашему мнению. В  каждом вопросе выберите только один вариант ответа.

1. КАК БЫ ВЫ В ЦЕЛОМ ОЦЕНИЛИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЕЖЛИВОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ?

  • 1. Положительно или скорее положительно
  • 2. Затрудняюсь ответить
  • 3. Скорее отрицательно или отрицательно

2. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ?

  • 1. Да, вполне или скорее да
  • 2. Затрудняюсь ответить
  • 3. Скорее нет или однозначно нет

3. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ?

  • 1. Да, вполне или скорее да
  • 2. Затрудняюсь ответить
  • 3. Скорее нет или однозначно нет

4. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ?

  • 1. Да, вполне или скорее да
  • 2. Затрудняюсь ответить
  • 3. Скорее нет или однозначно нет

6. КЕМ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

  • 1. Родитель (законный представитель) учащегося, воспитанника
  • 2. Обучающийся, студент

Благодарим за сотрудничество


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство для родителей по использованию электронного классного журнала

Поддержка постоянной связи учителей и родителей с помощью системы АСУ РСО для контроля качества знаний учащихся....

Руководство для родителей по безопасности детей в Интернете

Являются ли ваши дети новичками в Интернете или уже хорошо ориентируются в Сети, вы всегда можете помочь им в грамотном использовании онлайн-ресурсов....

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Классное руководство. Работа с родителями.

Опыт работы с родителями учащихся 8 класса....

Руководство для родителей. Как давать прямые указания.

Руководство для родителей. Как давать прямые указания....

Руководство для родителей про буллинг

Руководство для родителей про буллинг...

Руководство для родителей про буллинг

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН?...