Читайте и обсуждайте прочитанное с детьми
книга (8 класс)

Беседа для родителей восьмиклассников о поддержке чтения в семье. Примеры произведений, о которых можно поговорить с подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami.docx23.02 КБ
Файл otryvki_iz_proizvedeniy_dlya_sobraniya.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание-2

Сегодня - продолжение разговора о том, как чтение художественной литературы поможет   в воспитании ребенка. Родительская забота о детях не ограничивается только рациональным  и материальным: кормить, одевать, поддерживать здоровье.  Не менее важно  воспитать  в ребенке такие черты характера, которые помогут ему не потеряться в жизни, найти свое место, быть в мире с окружающими и с самим собой.  Уверенность,   умение рассчитывать собственные силы, самокритичность,   решительность и смелость,   самообладание и настойчивость  А еще хорошо бы иметь ему  в характере такие качества, как честность и справедливость, общительность и вежливость, тактичность, умение отвечать за свои слова и поступки. И всё это идет из семьи.

Как семья   воспитывает ребенка? Прежде всего  - укладом, образом жизни семьи. В становлении положительных черт характера ребенка    велика роль семейных традиций. Они позволяют жить не столько  рядом, сколько  вместе. Привычка собираться   не только   по случаю праздника или дня рождения, а просто, чтобы пообщаться, поделиться, решить трудные вопросы, рассказать о событиях дня.  Интересные темы для разговора подскажут музыка, кино, театр, книги – всё, что делает жизнь человека разнообразной, увлекательной.   Такие задушевные беседы   развивают  общительность, умение высказывать свои идеи, не обижая других. Ребенок вырастет, выйдет в люди, и станут заметны достижения и провалы семейного воспитания.

 Чтение – это наилучший вариант  возникновения новой семейной традиции. Именно через семейное чтение происходит духовное и нравственное развитие детей и подростков

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его  духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка  будет пустой, на свет божий выползает, как  будто неизвестно откуда взявшееся плохое»   В.А. Сухомлинский

Психологи и специалисты в детском чтении утверждают, что только до определенного возраста можно успеть привить человеку любовь к книгам. Если не взрастить ее до 14-15 лет, читатель уже вряд ли проснётся. И вот здесь придет на помощь  совместное чтение и обсуждение   Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.

Всероссийский проект «Читающая мама-читающая семья-читающая страна» создан для возрождения многовековой традиции семейных чтений,  которые помогают  развитию   духовной  близости в семье  на материале книги,  воспитывают в  детях умение сопереживать лит героям,  создают   позитивный имидж читающей семьи

  Чтение   основывается на   душевных силах человека,  образном видении, фантазии, наблюдательности,   ассоциативном мышлении,   сопереживании – и одновременно развивает эти силы.

Превращение слов в образы– есть проявление творчества читателя.

Не само чтение влияет на развитие ребенка, а переживания от чтения

Главное -  увидеть в литературном герое живого человека.

Для семейного чтения лучше брать произведения,  раскрывающие ту или иную жизненную ситуацию, близкую  и понятную  подростку  . Отбирать произведения для обсуждения лучше на общечеловеческие нравственные темы: милосердие, сострадание, чуткость, уважение, участие, доброта, внимание,  умение видеть прекрасное в окружающем мире, искренний смех или насмешка.  И это, кстати, очень потом поможет на экзамене. Не секрет, что многие дети боятся сочинения, ведь там нужно уметь аргументировать свои высказывания, причем используя художественную   литературу.

Хочу предложить вам несколько произведений, которые стоит прочесть вам и вашим детям и обязательно поговорить о прочитанном. Вопросы, которые можно задать в беседе, я приготовила. Вопросы эти универсальны: из можно построить по-другому уже в каждой конкретной семейной ситуации

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты считаешь – прочитанная тобой книга – веселая, скучная, грустная, забавная, страшная, задумчивая, или какая-то другая. Выбери наиболее подходящее слово или добавь свое.
  • Что в этой книге тебя взволновало? Обрадовало? Испугало? Удивило? Или вызвало какое-то другое чувство. Найди подходящее слово.

  • Твои чувства в процессе чтения были одинаковыми или они менялись: сначала было одно, а в конце - другое? Если менялись, то как?
  • Если перевести твое общее впечатление на язык музыки – какой тон преобладает: минорный (грустный) или мажорный (бодрый, веселый, жизнерадостный), форте (сильный звук, громкий) или пиано (тихий)? А если твое впечатление обозначить цветом, то какой он?
  • Кому из героев известных тебе книг ты предложил бы поставить памятник? Чем он привлек тебя? Что отличает его от всех других.? Какая черта характера в нем преобладает?
  • К кому из персонажей ты отнесся отрицательно? Чем он оттолкнул от себя? Что сделало его таким?  
  • Среди каких литературных героев тебе бы хотелось пожить? Чем они интересны?
  • Кому из известных тебе персонажей ты доверил бы свою тайну? Почему?
  • Кому из них позавидовал?
  • Кому из героев хотелось помочь, чтобы тот избежал несчастья?
  • Одинаков ли персонаж на протяжении произведения? Если нет, то какие изменения в нем произошли?
  • Почему герой действует так, а не иначе, какими соображениями он руководствуется?
  • Почему он испытывает такое состояние? Как его объяснить?
  • В чем причина возникновения у персонажа таких мыслей, а не других?
  • Нет ли противоречий между его словами, делами и помыслами? Если есть, то чем их объяснить?
  • Что скрывается за молчанием персонажа в конкретной ситуации?
  • Нет ли сходства внутренней жизни и поведения героя с твоей собственной?



Предварительный просмотр:

Отрывки из произведений для родительского  собрания

Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса.  Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Ясно, что семья жила в нужде. Вещи Светки были более чем скромные Одноклассники  не общались с ней, не хотели брать её с собой в походы, не хотели заниматься с ней в паре на уроках физкультуры. Из-за этого Света была очень замкнутой и застенчивой. В походы она всё равно ходила, но всегда была отдльно от остальных. Очень любила уплыть на лодке на середину реки и петь Про ее пение ребята говорили: Воет и всю рыбу пугает»

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

(Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников.) Милосердия, доброты, умения понять и услышать другого человека, пусть не такого, как все – вот чего нам всем не хватает! Школьники не понимали, что у каждого человека свои особенности, что каждый человек уникален.

Елизавета Ауэрбах «Я поздно понял» -

(отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути)

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, Мне было 16 лет, и я  стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. После десятилетки я в институт не попал, так как  не занимался. Пошёл работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку. Однажды я заметил у неё на столике валидол, но никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя её каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Улицкая Людмила Бумажная победа

Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение. Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.   Он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

Остальные дети во дворе  презирают Геню, постоянно унижают его. Такие отношения между детьми характерны для подростков. Они не умеют жалеть, порой бывают и жестоки по отношению к своим сверстникам, если они выглядят жалко на общем фоне

И однажды мама приняла решение, на которое способна любящая мама: вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра к 4 часам на день рождения Гени и отдельно самого главного и самого жестокого его обидчика..

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась "Веселый час", написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей - некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось...

 Когда враги, как считал Геня, пришли к нему на день рождения, они увидели его совсем с другой стороны. И его маму, и его бабушку.

Максуд Ибрагимбеков «  Прощай, Миледи»  Рассказ из его сборника 1968 года "Последняя ночь детства"    грустный. Хотелось бы иного конца.  Но может быть именно  поэтому он такой щемяще – правдивый

В это лето все читали "Трех мушкетеров".Все ушли в мушкетеры. Теперь у нас во дворе не дрались просто так, а обязательно вызы-вали друг друга на дуэль. Это же очень здорово - быть муш-кетером. Самая лучшая профессия на свете. И тут появилась Сайда – дочь соседки. Как она изменилась Красивая стала. Очень красивая!

Мы сели и написали все вместе Саидке письмо, в котором рассказали ей, как мы все ее любим. Мы ее и вправду очень любили. Она как две капли воды была похожа на возлюбленную д"Артаньяна - Констанцию Бонасье. По-моему, Саидке все это очень нравилось, и она даже слегка заважничала. Она с утра до вечера теперь играла с нами. Она была госпожой Бонасье, а мы каждый день из-за нее дрались и умирали в парадном нашего дома.

А потом машина сбила собаку. Ветеринар сказал,что она не выживет, норебята отнесли ее в подвал и иупорно епе лечили и кормили. Прошло еще полмесяца, и собака уже начала ходить. Она делала несколько шагов по подвалу и сразу же ложилась, оттого что уставала или ей становилось больно  И вот наконец наступил день, когда собака сама, без нашей помощи, поднялась по лестнице из подвала. Она шла по двору и жмурилась от яркого солнца, а мы все шли за ней и радовались. собака вошла в раскрытую дверь квартиры Ляфруз-ханум, а там в коридоре за столом сидела и завтракала Саидка. Собака подошла к ней и лизнула ей ногу, а мы стояли все у дверей и смотрели, как наша собака знакомится с Саидкой. - Мама, - сказала плачущим голосом Саидка, - эта про-тивная собака всю меня облизала!

Из комнаты вышла Ляфруз-ханум. В руках у нее была палка с надписью "Кавказ". И, прежде чем мы успели что-нибудь ска-зать, Ляфруз-ханум ударила этой палкой собаку. Ударила два раза и не особенно уж сильно. Собака вышла из их квартиры и пошла к подвалу, а Ляфруз-ханум кричала ей вслед, что вот только ей не хватало, чтобы в ее квартиру приходили собаки, что всего она в этом дворе повидала, только этого не видела. Саидка тоже что-то говорила, но мы уже не слышали, мы побе-жали в подвал... Вечером собака издохла...

С этого дня все во дворе, даже те, кто не читал "Трех муш-кетеров", называли Саидку "миледи". И даже много лет спустя, когда умер дядя Джебраил, когда все мы стали взрослыми и разъехались из нашего двора, когда уже снесли дом, в котором выросли "мушкетеры", Саидка осталась для всех "миледи".

Есть один рассказ. К которому я уже долгое время пытаюсь подтолкнуть детей. Возможно, у вас это получится лучше

Рэй Брэдбери Вельд

Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием “Все для счастья”.Дом “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”.

Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, полотенца… Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната.

Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек?

 Дети буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию.  Родители постепенно стали не нужны детям Почему так случилось?

Ответ на этот вопрос убедительно дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: “Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”.

Выбирая короткие произведения для семейного чтения,  я не могла не взять рассказы О Генри. Это непревзойденный мастер неожиданных сюжетов и финалов

Последний лист

Сью, Джонси и Берман – становятся воплощением лучших человеческих качеств: любви, заботы, терпения, умения пожертвовать собой ради другого.

Сью и Джонси, молодые девушки-художницы. Их нельзя назвать подругами – просто вместе снимают мастерскую, Окно выходило на глухую стену кирпичного дома в двадцати шагах. Старый-старый плющ с узловатым  стволом заплел до половины   стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.

Берман – старый человек, тоже художник, но спившийся неудачник, живущий этажом ниже и  мечтающий когда-нибудь создать шедевр.

 Джонси заболевает пневмонией Ей все хуже. Уставшая от физических страданий, девушка, придумывает себе примету, она умрет, когда облетит последний лист

Заботящаяся о больной художнице Сью – работающая ради того, чтобы было, чем её накормить; готовящая для неё куриные бульоны; старающаяся поддержать в ней боевой дух.

Но вот на  плюще остается последний лист

Ночью налетает свирепый ветер со снегом Утром девушки смотрят в окно: Сью со страхом, Джонси обреченно И… они видят, что лист всё еще держится за хрупкий стебель плюща. Прошел еще один день Ночь снова была ветреная и холодная. Дождь беспрестанно стучал   На рассвете Джонси увидела, что лист плюща все еще оставался на месте. И всё изменилось

Я была скверной девчонкой, Сью, – сказала Джонси. – Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти.

Мистер Берман умер от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все еще горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками.

 Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.

Дары волхвов   По-моему это лучшее произведение в мировой литературе о любви. Верности, жертвенности. Очень добрый, нежный рассказ о чуде любви.

Сегодня мы говорили о коротких произведениях. Но есть еще столько хороших книг, которые стоят того, чтобы о них говорить с детьми.

Но это тема будущих  встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читаем классику вместе с детьми!

 Помните знаменитую фразу А.С. Пушкина: «Чтение – вот  лучшее учение!..»? Более 200 лет прошло с тех пор.  Несмотря на свой возраст, стаж педагогической работы, жизненный опыт, ...

читаем и обсуждаем лирику Блока, Маяковского, Есенина

Разработка урока в 9 классе по литературе Р.Н.Бунеева "История твоей литературы".Школа-2100...

читаем и обсуждаем лирику Блока, Маяковского, Есенина

Разработка урока в 9 классе по литературе Р.Н.Бунеева "История твоей литературы".Школа-2100...

Программа элективного курса "Читаем и обсуждаем".

Данный элективный курс ставит своей целью закрепление, обобщение и систематизацию, а так же углубление знаний, умений и навыков по работе с текстом, приобретенных учащимися в рамках базового курса; ра...

Выступление на родительском собрании "Читайте книги вместе с детьми."

Чтение в семейном кругу объединяет семью, укрепляет духовную связь между родителями и детьми....

Полезные советы для родителей "О том, как заучивать наизусть стихотворения с детьми, как обсуждать с ребенком прочитанное и какие вопросы следует ребенку задавать во время работы с книгой"

В данной материале содержатся практические советы для родителей дошкольников по обучению детей правильной работе с книгой....

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Консультация для родителей...