Консультация для родителей "Начните с колыбели".
консультация

Баранкова Ирина Васильевна

Раскрывается проблема "С какого возраста начинать музыкальное воспитание детей?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachnite_s_kolybelnoy.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Начните с колыбели"

 

Некоторых родителей волнует вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание своего ребенка?» Известный венгерский педагог и композитор Золтан Кодаи говорил: «За девять месяцев до его рождения. А еще лучше – за девять месяцев до рождения его матери».

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе и музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет растет здоровеньким – и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет: от нуля до четырех.

Ранний период в жизни ребенка очень важен, у детей трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание – чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает все новое. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека. Дети до четырех лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие.  Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Первый год.

С самого рождения малыш попадает в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков – сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами предмет, звуки издающий, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит – гулит, бормочет, иногда даже напевает. Ребенок начинает понимать, что и звуки, которые он издает сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, еще не улавливая смысл слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон – улыбается, тянется ручками. Скажите тоже самое сердито – пугается, плачет. Постарайтесь оградить его от звуков громких, диссонирующих, через чур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Если таких звуков много и они повторяются регулярно, ребенок становится нервным, возбудимым, плохо ест и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг ребенка звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки, в том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери.

С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери у многих из нас связаны с ощущением счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, все больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу – «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и не до песен. А жаль. Если хотите чтобы ваш ребенок полюбил музыку, чаще пойте ему. Иногда родители спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» Главное в пении родителей не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. Представление, будто, если у родителей нет слуха, то и у ребенка не будет, не имеет под собой никаких оснований.

Выдающийся русский физиолог В.М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Но как определить, подходит ли данная музыка вашему ребенку? Бехтерев предложил способ простой и надежный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку, одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие – радостные эмоции и успокоение.» Музыка, которую вы предлагаете самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Не стоит ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена и давать слушать только простую, элементарную музыку. Но есть и ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, четкую форму.

Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, веселую музыку улыбается, радуется. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие ребенку, если возьмете его за кисти рук и под веселую музыку будете их сгибать и разгибать. Это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательно, но и создает важную эмоциональную связь: музыка – это радость и удовольствие. Для забав с ребенком можно использовать театральных кукол.

Итак, мы определились, какую музыку давать слушать ребенку, а как организовать слушание музыки? Вот  несколько основных правил: Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестает восприниматься как удовольствие и радость, но перестает восприниматься вообще.

  Музыка не должна звучать слишком громко.

Не надо давать слушать музыку ребенку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а иногда и раньше, ребенок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить.

   Музыкальное воспитание ребенка от 1 до 3-х лет.

Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. С этого возраста он начинает не ползать, а ходить,  а значит – значительно лучше и полнее видеть окружающий мир. Кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими дает значительный толчок его развитию. После года малыш может брать в руки различные предметы и музыкальные игрушки.

Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, играющие мелодии машинки и многое другое) сейчас выпускается в огромном количестве, и, когда вы создаете для ребенка игровое пространство, о них не надо забывать. При этом вам, возможно, пригодятся несколько правил.

 Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в шкафу, а лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться.   

        Это дает возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.

 Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие звуки.

 Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если буквально все, к чему прикасается ребенок, звучит и поет, это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как радость, а как некий звуковой фон.

 В три-четыре года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих музыкальных инструментов. Детские музыкальные инструменты развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребенка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.

В покупке таких инструментов тоже надо знать меру. Иногда родители покупают сразу много игрушек. Малыш мечется от одной к другой, быстро устает от избытка впечатлений и, наконец, забрасывает в угол все звенящее. Поющее, свистящее богатство, так и не научившись играть. Детские музыкальные инструменты стоит осваивать поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий. И здесь, конечно, потребуется ваша помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Греция - колыбель европейской цивилизации"

Урок "Греция - колыбель европейской цивилизации"...

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Урок-презентация "Петроград-колыбель Октября"

Данный урок-презентация создан для проведения урока по курсу  "История и культура Санкт-Петрбурга",  часть 3 под общей редакцией д.п.н. Л.К. Ермолаевой. Презентация знакомит с событиями и ис...

Презентация "О, Волга! Колыбель моя..."

В презентации подробно отражена роль реки Волги для людей, проживающих на территории ее бассейна....

"Кто без призору с колыбели, тот весь век не при деле"

Авторская методическая разработка практического занятия для детей с особыми образовательными потребностями (VIII вид)...

Статья "Петербург-колыбель русского дворянства"

В 2011-2012 учебном году мы с ребятами-восьмиклассниками учавствовали в конкурсе "Многонациональный Петербург" в секции "Русская история.1812 год".Итогом проектнойдеятельности учащихся стала исследова...