Статья "Петербург-колыбель русского дворянства"
статья по истории по теме

Бойкова Виктория Юрьевна

В 2011-2012 учебном году мы с ребятами-восьмиклассниками учавствовали в конкурсе "Многонациональный Петербург" в секции "Русская история.1812 год".Итогом проектнойдеятельности учащихся стала исследовательская работа на тему "Петербург-колыбель русского дворянства".В статье под одноимённым названием я кратко излагаю содержание работы и выводы,которые были сделаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1812_statya.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Санкт-Петербург-колыбель русского дворянства» 

Автор : Бойкова В.Ю., учитель истории и обществознания школы № 489

«Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год;

                                          Все, что было до того, – только предисловие,» –                        

                                                                                                                         А.И.Герцен

«Славный год сей минул, но не пройдут
содеянные в нем подвиги»

        В текущем году , объявленном годом Русской истории, участвуя  в конкурсе  «Многонациональный Санкт-Петербург», мы в соавторстве с  учениками-восьмиклассниками   выбрали тему  «Петербург-колыбель дворянского патриотизма»  по причине её многогранности и явной актуальности.  

Во–первых : в 2012 г. исполнилось 200 лет победе над армией Наполеона в Отечественной войне русского народа. Что за качества русского менталитета  стали причиной победы, сохраняются ли они сейчас?  

Во-вторых: Тема патриотизма актуальна во все времена. Особенно важно понимание этого нравственного качества сегодня , когда мировое сообщество переживает процесс глобализации и одновременно глобальная проблема современного мира -межнациональные конфликты , нарастающие националистические  настроения .То есть ,с одной стороны, стираются грани в культурной ,политической ,экономической сферах общественной жизни,  происходит  навязывание некоего единого стандарта, насаждается психология космополитизма. С другой стороны, в обществе пока неискоренимы шовинистические ,националистические настроения. Перед современным человеком стоит сложная задача :  как остаться патриотом своей Родины и не поддаться крайностям- будучи толерантным не стать космополитом, оставаясь патриотом не превратиться в националиста? Как сохранить свои духовно-нравственные корни, не растерять своё национальное самосознание,  помнить и любить свою историю, не уничижая при этом достоинства  и значения в истории других народов?

В-третьих:  Мы хотели  более углублённо изучить страницу истории Отечественной войны 1812 года , почти не затронутую в школьных учебниках и хрестоматиях, связанную с нашим городом, открыть для себя ещё одну страницу героического прошлого Санкт-Петербурга .

В работе над исследованием были поставлены следующие цели и задачи:

1.Выяснить какую роль в войне 1812 года играло  Санкт –Петербургское дворянство?

2.Определить, в чём проявился патриотизм петербургских дворян, каким он был?

3.Понять, как события 1812 года отразились на формировании и развитии дворянского патриотизма 

4.Участвуя в конкурсе «Многонациональный Петербург», ориентированный на формирование понятия «толерантность», мы хотели разобраться в соотношении толерантности и патриотизма: может ли патриот быть толерантным ?

    В данной статье  изложено краткое содержание работы и представлены выводы - наши ответы на изначально поставленные вопросы.

Понятие патриотизм. Формирование патриотизма в учебных заведениях для дворян Санкт- Петербурга.

   Для того, чтобы анализировать дворянский патриотизм, уместно будет сперва определиться с самим понятием. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Википедия). Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Словарь Ожегова).

     В дворянских семьях было принято с ранних лет воспитывать в детях  гражданский , патриотический дух .На это были направлены духовно-религиозные принципы ,изучение истории страны и своего дворянского рода. Формирование патриотических ценностей продолжалось и в период получения специального образования.

   В 18-19 веках в Петербурге создавались учебные заведения для дворян, ставившие своей задачей не только обучение профессиональное, но, как прописано в одном из уставов: «Взрастить человека здорового, гибкого, крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твёрдость, неустрашимость», вводились «твёрдые правила, по которым назначено принимать, воспитывать, обучать юношество благородное», то есть взращивать истинных сынов своего Отечества. В 18 веке были созданы: Артиллерийская школа в Петербурге (1712 год), Морская академия (1715),

Инженерная школа в Петербурге (1719), Корпус кадет (1732, с 1752 года -

Сухопутный шляхетный кадетский корпус), Морской шляхетный кадетский корпус

(1752), Пажеский корпус (1759), Артиллерийский и Инженерный кадетские шляхетные корпуса (1762) . Остановимся кратко на следующих моментах: 1. как проходило воспитание патриота, гармоничного, всесторонне развитого гражданина своего Отечества в военных учебных заведениях для дворян, 2. какие плоды дало это воспитание.

  В Сухопутном шляхетном кадетском корпусе усилиями главных директоров графа Б.-К. Миниха, князей В. А. Репнина, Б. Г. Юсупова, графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого качество обучения и воспитания было поистине высоким. К преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с педагогическим, а позднее и с университетским образованием; также тщательным был отбор военных преподавателей и корпусных офицеров. Особое значение придавалось нравственному воспитанию и гуманитарным знаниям. При корпусе издавались литературные журналы с публикацией статей кадет и переведенных ими произведений европейской литературы.
Под руководством основателя первого постоянного русского профессионального театра Ф.Волкова  в кадетском корпусе создается театральный кружок- "кадетский театр".
В результате Сухопутный (так он стал называться с 1743 г.) Шляхетный кадетский корпус становится не только престижным военным и учебным заведением, но  и центром образования и культурной жизни, подлинной "рыцарской академией". В уставе корпуса значилось, что воспитание "имеет целью: а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому  судье и воину». Посетив  кадетский корпус, Екатерина II назвала его "рассадником великих людей".
В 1800 г. Императорский (с 1756) Сухопутный Шляхетный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус. Выпускники его смогли оправдать надежды создателей, преподавателей и высокую оценку, данную Екатериной 2 : стали георгиевскими кавалерами за отличие в сражениях с французами в 1812-1815 гг. - 11, в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. -30 и в русско-японскую войну 1904-1905 гг.- 18 выпускников 1-го кадетского корпуса .

             В 1752 г. был основан Морской Шляхетный кадетский корпус. Сорок лет, с 1762 г., это заведение возглавлял адмирал первого класса И. Л. Голенищев-Кутузов, троюродный дядя М. И. Голенищева-Кутузова. Его усилиями корпус превратился в центр подготовки офицеров российского флота. Здесь было воспитано несколько поколений русских моряков, прославивших Отечество своими подвигами и славными делами на просторах Мирового океана.
Среди первых воспитанников Морского кадетского корпуса великие флотоводцы -адмиралы Ф.Ф.Ушаков, выпускник 1766 г., Д.Н. Сенявин (1780), М.П.Лазарев (1808), отважные мореплаватели, открывшие новые земли и континенты: И.Ф.Крузенштерн (1788), Ф. Ф. Беллинсгаузен (1797).

    В 1762 г. учреждён Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус (АИШКК), переименованный во 2-й кадетский корпус, где  обучение дворян осуществляется по единой программе с 1-ым кадетским корпусом .
За первые 40 лет  существования из его стен вышло 1543 высокообразованных офицера, истинных патриота, оставивших доблестный  след в славной военной истории  России.
Среди первых воспитанников этого учебного заведения генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, Стали широко известными в годы войны с Наполеоном 1812 - 1814 гг. имена генералов Г.П. Веселитского, В.Г. Костенецкого, П.М. Капцевича, П. А. Козена, П. П. Коновницына, А. И. Маркова, А. П. Никитина, М. Ф. Ставицкого, Л.М. Яшвиля, прославленных партизан И. С. Дорохова, А.Н. Сеславина, А.С. Фигнера .


В 1775 г. при АИШКК была основана Гимназия Чужестранных единоверцев на 200 человек "для воспитания водворившегося в России греческого юношества". Многие выпускники,  участвуя  в военных кампаниях, проявили себя героически в Отечественной войне 1812 г.7 воспитанников корпуса стали генералами и приняли участие в войне 1812-1814 гг.

 Незадолго до Отечественной войны,14 марта 1807 г., царским рескриптом при 2-м кадетском корпусе был создан Волонтерный корпус для ускоренной подготовки офицеров из числа малоимущих дворян. Через год это учебное заведение получило название Дворянского полка.
В 1812г. число выпускников достигло 1139 человек, то есть, к началу Отечественной войны Дворянский полк по количеству подготовленных офицеров вышел на передовые позиции.
Первым выпускникам Дворянского полка пришлось сразиться с армией Наполеона, занимая офицерские должности в действующей армии. Многие из них, зарекомендовав себя боевыми офицерами, приобрели известность и на другом поприще. К примеру: декабристы Н. И. Лорер, В. Ф. Раевский, Г. С. Батеньков. Двое последних приобрели известность как поэты и философы, Н. И. Лорер был дружен с М. Ю. Лермонтовым, В. Ф. Раевский - с А. С. Пушкиным, Г. С. Батеньков занимался литературными переводами и писал философские трактаты.

Пажеский корпус основан в 1802 г. по как отдельное учебно-воспитательное учреждение для детей высокопоставленных и знатных семейств России, которых готовили в свиту Его Императорского Величества и в гвардию.
В уставе корпуса значилось воспитание «нравов и характера» и преподавание «нужных офицеру познаний» через привитие дворянам убеждения « в их обязанностях» .В число изучаемых в корпусе предметов входили Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, история, география, арифметика, алгебра, начальная и высшая геометрия, тригонометрия, физика, статика и механика, артиллерия и фортификация, рисование и черчение, танцы , верховая езда и фехтование: учеников особо предписано было знакомить с "историей о трактатах и негоциациях государственных", о "политическом отношении государства и о правлениях европейских", а также упражнять в деловом слоге на трех упомянутых языках". Таким образом ,мы опять сталкиваемся с всесторонним подходом к образованию дворянства- гармоничным сочетанием  православных духовных основ, наук теоретических и военных дисциплин, а также светской культуры.  
За сто лет существования (с 1802 по 1902) 103 воспитанника Пажеского корпуса стали георгиевскими кавалерами. В их числе полный георгиевский кавалер И. Ф. Паскевич, обладатели ордена св. Георгия 2-й степени И. В. Гурко , А. П. Тормасов, Д. С. Дохтуров; 3-й степени -князь В. И. Васильчиков, П. А. Шувалов, Н. И. Святополк-Мирский, князь Имеретинский.
В Отечественную войну 1812 г. стали широко известными имена воспитанников Пажеского корпуса генерала от кавалерии графа Александра Петровича Тормасова - Главнокомандующего 3-й обсервационной резервной армией, командующего 6-м пехотным корпусом генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова, командира легкоконного партизанского отряда Александра Ивановича Чернышева -одного из лучших русских разведчиков того периода.

 Таким образом, мы увидели ,что в процессе обучения молодых русских дворян ставилась задача не только взрастить воинов, специалистов, но сформировать личность, которая будет осознавать неразрывную связь со своим народом ,уважать общественно-национальные ценности, стараться внести свой вклад в создание общественного блага. При этом такая личность должна быть просвещённой в вопросах мировой истории и культуры, с уважением относиться к достижениям других народов.

Петербург в 1812году. Петербургское ополчение. Патриотизм петербургского дворянства .

         12 июня 1812 г. над страной нависла смертельная опасность. К сожалению на первом этапе обнаружилось, что российская армия недостаточно подготовлена к ведению настоящих боевых действий. Приходилось отступать. "Если я возьму Киев, то возьму Россию за ноги. Если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову. Если я возьму Москву, то возьму Россию за сердце",-так Наполеон  определил три направления для наступления по территории России и  концептуальное значение взятия этих центров. Основные силы французской армии двинулись на Москву, но угроза Петербургу тоже была немалой. К июлю обстановка обострилась настолько, что Александр 1 распорядился готовить к эвакуации святыни Александро-Невской лавры, Государственный совет, Сенат, Синод, ценности Эрмитажа и даже памятники Петру1. Царская семья  готовилась к переезду в Казань.

  Наполеон заявлял, что скоро будет в Москве. Но на борьбу с врагом, поднялся весь народ. В Смоленске начали создавать первые отряды народного ополчения, затем представители дворянства и купечества Москвы постановили собрать ополчение Московской губернии. В Петербурге накалялся патриотический настрой. Дворянство взяло на себя организационно-мобилизующую функцию. Представители дворянского сословия Петербургской губернии собрались в столице сразу после получения царского манифеста для того, чтобы  решить вопросы формирования и содержания воинской силы губернии, разработать и принять правила участия в ополчении дворян и крестьян, объявить о сборе пожертвований и другие .

  В дворянском собрании Петербурга на общем сходе дворянства, купечества, чиновников и духовенства столицы было принято решение о создании ополчения Петербурга и Петербургской губернии.   Губернский предводитель дворянства А.А. Жеребцов обращался к петербургским дворянам: «Удостоверяю именем всего собранного здесь знаменитого дворянского сословия, удостоверяю без зазрения, пред лицом Всевидящего и перед лицом Правительства, Тобою поставленного; удостоверяю, что каждый из нас поставит за счастье умереть за спасение Отечества! Предки наши, родоначальники сего знаменитого сословия, к спасению Отечества стекались под знамена государя, каждый со своей дружиной, кто сколько мог принести на ополчение. Нам остается последовать их примеру». Собрание постановило: « движимые духом патриотической ревности, все единодушно изъявили готовность свою за спасение Всеавгустейшего императорского дома и Отечества жертвовать своим достоянием по верноподданнической присяге, не щадя живота своего до последней капли крови. К составлению ополчения приступить немедленно». Для его устройства и содержания был открыт добровольный сбор пожертвований. Депутаты призвали всех дворян губернии к  активному участию в создании земского войска и сборе пожертвований «дабы и они в сем общем патриотическом усердии и рвении принимали живейшее участие». Царскосельский уездный предводитель Ф.Ф. Бель обратился к дворянам  с просьбой: «Долгом поставляю просить гг. помещиков, чтобы они не оставили внушить и вразумить крестьянам, что… святейший долг каждого крестьянина, каждого гражданина и каждого дворянина быть готовым для сохранения веры и для защиты Отечества и тем старались бы, чтобы назначенное число людей пошли в ополчение добровольно, и потом объявить им, что, во все время их служения, поля их будут обработаны, и во всех хозяйственных частях помещики приемлют на себя не токмо ничего не опушать и вящше их поддержать и платить за все следующие с них обязанности и, наконец, назначенным на временное ополчение не угодно ли будет положить в награждение, по возвращении их в жилища и по представлении о хорошем служении свидетельств, освобождение навсегда от господских работ или оброков (и казенных повинностей) и  чтобы всех сих людей, которые служили во временном ополчении, исключать навсегда от рекрутского набора». Обращение к дворянам сопровождалось «Запискою» о снабжении ратников всем необходимым в дорогу . Постановления дворянского собрания и губернатора были доведены всем помещикам, священникам и крестьянам губернии. В церквях проходили службы, где священники призывали и благословляли встать на защиту Святой Руси от иноземных захватчиков, изгнанию из пределов государства антихриста в лице Наполеона, некоторые из них даже вступали в ополчение.
Руководителем ополчения единогласно выбрали Кутузова. Несколько дней спустя Александр I официально возложил на Кутузова командование ополчением Петербургской и Новгородской губерний, а также всеми сухопутными и морскими силами, находящимися в Петербурге, Кронштадте и Финляндии. Кутузов приступил к организации обороны столицы.

 Был сформирован специальный воинский корпус- Нарвский, передислоцированы войска на самых опасных направлениях, усилено военно-техническое оснащение, пополнены припасы, начато строительство новых оборонительных укреплений. Также шла работа по формированию ополченского войска: принимали ратников, собирали пожертвования.  Численность ополчения вскоре составила около 13 тысяч человек. Всего  в Петербургском ополчении числилось 607 дворян (от 14 до 60 лет). Главнокомандующий в С.-Петербурге генерал С.К. Вязмитинов предписал Городской Думе: «Благородное дворянство С.-Петербургской губернии и купечество здешней столицы, пылая ревностью ко благу Отечества, приняли уже меры исполнить самопоспешнейше Высочайшую Е.И.В. волю, изображенную в Манифесте, 6-го числа сего июля изданном, и, вследствие того, предположили: первое – свести людей, предназначаемых на составление новых сил в защиту Отечества, а второе – принести в пожертвование денежные суммы в значительнейшем количестве».
              Земское войско Санкт-Петербургской губернии стало одним из самых подготовленных и организованных в период войны 1812 г. В его создании проявились сила петербургского общества, высокий  патриотизм, организованность и готовности жертвовать жизнями во имя победы.
  Военные действия французов на петербургском направлении контролировал корпус под командованием П. Витгенштейна. Кутузов стремился к объединению сил действующей армии и ополчения. Наполеон, бросив главные силы на Москву, не ожидал большого сопротивления по направлению к Петербургу, но 19 июля у деревни Клястицы произошел первый ожесточенный бой, где французы потерпели поражение ,понесли жертвы и потеряли около тысячи человек пленными. Это стало для них огромной неожиданностью, и французскому командованию пришлось воздержаться от активных боевых действий в направлении Петербурга. Русской же армии победа при Клястицах дала веру в победу, став моральным стимулом. Петербургское ополчение, прошедшее первое боевое крещение, 3 августа принимало присягу на плацу Семеновского полка. Александр 1 прибыл на церемонию и принимал парад.  Кутузову так и не пришлось командовать петербургским ополченцами (был назначен верховным главнокомандующим русской армией). Петербургское ополчение соединилось с корпусом Витгенштейна, и ратники не раз показали воинское бесстрашие.

К сентябрю 1812 г. в Санкт-Петербургском ополчении были сформированы 15 дружин (821 человек, 700 ружей и 4200 боевых и учебных патронов в каждой). Они выступили двумя колоннами 3 и 5 сентября под Полоцк для усиления 1-го отдельного корпуса графа П.Х. Витгенштейна, куда должны были прибыть не позднее 25 сентября. Из рапорта Витгенштейна на начало октября боевой состав С.-Петербургского ополчения определялся в 10359 человек: 43 штаб-офицера, 293 обер-офицера, 102 унтер-офицера, 604 урядника, 22 музыканта, 291 рядовых (солдат, назначенных для обучения ополчения из армейских полков),9004 ратника.

В сентябре из ратников, которых помещики не успели выставить к сроку была сформирована XVI дружина, а к концу месяца в С.-Петербург стали прибывать ратники из Олонецкой и Вологодской губерний, из которых были сформированы XVII и XVIII дружины (по 660 человек в каждой). Все три дружины, сформированные на средства Санкт-Петербургского комитета ополчения, выступили из столицы 19 октября под общим командованием генерал-майора И.М. Аклечеева.

 Героическое сражение под Полоцком стало самым ярким в славной истории Санкт-Петербургского ополчения. Ратники первыми ворвались в город, повергая штыками французов и баварцев, демонстрируя безграничную храбрость и готовность к самопожертвованию. Наряду с простыми ратниками героически сражались представители дворянства. Именно здесь ,в боях, дворяне-представители командного состава смогли понять и оценить силу и духовную мощь русского народа в лице простого солдата.

 Таким образом, в данной главе мы увидели, что дворяне проявили свои патриотические чувства в трёх направлениях:

-организовали ополчение, мобилизовали население Петербургской губернии,

-сами участвовали в военных действиях, вступлениям в ряды воинов подавали пример своим подданным

-организовали сбор средств на военные нужды.

Также дворяне внесут свой духовный вклад в поддежание и взращивание патриотического духа в российском обществе –речь об этом пойдёт в следующей главе. 

     Осмысление идеи патриотизма в свете событий 1812года. Журнал «Сын Отечества».

    События 1812 года охватили весь дворянский мир России. Однако переживание этих событий не было однородным.

    Петербург находившийся в относительной безопасности под прикрытием армии Витгенштейна  ,конечно, меньше действовал, чем Москва и провинция, но зато имел возможность осмыслять события в некоторой исторической перспективе (Лотман).

 В разгар войны 1812 г. в Петербурге, Н. И. Греч (1787—1867) — журналист, издатель, публицист, прозаик, переводчик и педагог ,основал журнал «Сын Отечества»(1812-1852). Главными задачами журнала  в то время стали: освещение военных событий  и поднятие патриотического духа соотечественников.

Первые два года «Сын отечества» печатал почти исключительно военно-патриотические материалы: статьи-воззвания, письма офицеров, солдатские песни, анекдоты о военных событиях, патриотические стихи, в том числе басни Крылова «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица». Исторический раздел освещал эпизоды борьбы разных народов с иноземными завоевателями.

 Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру колоссальный потенциал русского народа. Популярными в прогрессивных кругах становятся: идея народа  как активной исторической силы, идея национальной свободы, национальное самосознание — все они легли в основу дальнейшего развития русской общественной мысли и русской литературы. Особенно значительными оказались впечатления 1812 года для поколения, воспитанного под их влиянием — для Пушкина ,его сверстников, для основного круга писателей-декабристов.

События 1812года заставили по-новому рассмотреть тему патриотизма. Российское дворянство в понимании этого вопроса разделилось на 2 лагеря. Одни поддерживали традиционную концепцию патриотизма. При этом он мог сочетаться с крайней ненавистью к врагу, его культуре и даже отрицание его исторически сложившихся достижений (такие взгляды отражались в московском журнале «Русский вестник»). Другая концепция вызрела именно в Петербурге. Патриотизм по-прежнему понимался как любовь к Родине, Отчизне, готовность ради блага её «жизнь положить», но при этом не должно быть слепого национализма, шовинизма. Петербургская дворянская интеллигенция  формирует тот самый образ патриотизма ,который совместим с понятием толерантности.  «Злочестивым народом» называет французов «Русский вестник», в то время как в «Сыне Отечества» высвечивали необходимость сопротивления «тирану», но отдавали дань уважения французскому народу (который также недоволен захватнической политикой Бонапарта).

Наиболее ярко проявился патриотизм «Сына отечества» в декларативной статье А. П. Куницына «Послание к русским».

Автор в духе гражданского, освободительного пафоса обращается к  соотечественникам с  призывом: «сохраним единую только свободу, и все бедствия прекратятся...», «...умрем свободными в свободном отечестве».

Куницын доказывает недопустимость политики уступок по отношению к Наполеону, так как завоеватель «ищет... такого мира, который бы вел к скорому порабощению; его дружество опаснее войны самой бедственной, ибо оное влечет за собою неминуемое лишение свободы...»

В отличие от галлофобов, очерняющих всю французскую нацию, Куницын указывает, что французские солдаты «проливают кровь свою за дело их тирана» и что «их родственники и единоземцы проклинают варварство тирана и безумие соотечественников, ибо нет большего безумия, как стремиться на погибель в чужие страны, не имея в виду благородной цели...».

Знаменательно, что именно Куницын был профессором политических наук в Лицее («Он создал нас, он воспитал наш пламень», — писал о нем Пушкин) .Его взгляды, выражаемые в журнале «Сын Отечества»,безусловно повлияли на то, как Пушкин и лицеисты, воспринимали героику 1812 года, каковы были идейные основы их патриотизма. Мечта о «свободном отечестве», в 1812 году направленная против завоевателя Бонапарта, впоследствии оказалась обращенной против излишней жёсткости аракчеевщины.

Таким образом в Петербурге во время войны  складывается свое особое понимание патриотизма ,гражданственности. События 1812 года становятся сильным импульсом к пробуждению национального самосознания, желанию осознать роль и место России в мире, проанализировать внутренние проблемы и противоречия.

Война 1812 года оказала мощное влияние на развитие всей последующей русской общественной мысли и литературы. Неоднократно возвращался к теме 1812-го года Пушкин, всегда подчеркивая героизм «великого народа», сумевшего отстоять независимость родной земли.

   Для последующих поколений дворянской молодежи 12-й год представлялся легендарным, славным событием. Многочисленные устные предания, литературные источники, письма, дневники, воспоминания участников и очевидцев воссоздавали перед последующими поколениями величавую картину героического подъема русского народа, вызывая живые патриотические чувства, став импульсом для осознания себя СЫНАМИ ОТЕЧЕСТВА.

       В ходе рассмотрения вышеизложенного можно заключить:

1.Наполеон, считавший , что взяв Москву, он возьмёт Россию за «сердце»,ошибался, т.к.  сердце , переполненное любовью к Отчизне, бьётся в каждом российском патриоте.

2.Петербургское дворянство ,несмотря на  отдалённость Петербурга от центра боевых действий, сыграло в войне 1812 года важную роль, проявив истинный патриотизм. Это проявилось  в мгновенной реакции на воззвание царского манифеста, когда дворяне сформировали ополчение, сами пополнили ряды русской армии, организовали сбор средств.

3.Дворянство, ранее не отождествляющее себя с народом, через своё участие в войне ,организуя ополчение и идя бок о бок с простым ратником в бой ,осознало причастность к великому единому целому-Русскому народу ,что отразилось в формировании прогрессивной концепции патриотизма.

4. Именно в Петербурге « возникли такие эпохально важные идеологические явления, как независимый патриотический журнал «Сын Отечества», в будущем сделавшийся основным изданием первого этапа декабристского движения. Многие из первых ростков декабризма оформились именно здесь, в беседах вернувшихся из военных походов офицеров»

5.Понятие патриотизма  ,формировавшееся в среде петербургских дворян через призму событий 1812года,заиграло новыми гранями: любовь к Отечеству -не высокопарная любовь к чему-то абстрактному ,это, прежде всего, любовь к народу .Знание и сохранение в памяти прошлого страны, понимание того, что, происходит в настоящем ,участие в событиях с целью достижения общественного блага и  высокая ответственность за это перед современниками и потомками -вот что формирует сущность патриотизма. Патриот не может быть националистом ,обладателем крайних, радикальных взглядов. На ненависти к чужому не взрастить любви  к своему. Любовь к Родине ,идущая из  сердца русского патриота, сделала наш народ победителем

6.Петербуг-воистину колыбель дворянского патриотизма ,т.к. петербургские дворяне не только активно участвовали в войне, проявляя Любовь к Отчизне, но также анализируя жизнь и историю Русского народа ,национальный менталитет, формировали особые духовные качества, передавшиеся потомкам.

Список литературы:

 1. Лапина И. Ю. Земское ополчение Санкт-Петербургской губернии в 1812году. Вопросы истории. 2007. №5. С. 118-123.

2. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

3. «Сын Отечества» 1812  №10 с. 158.

4 Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты.

5. Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М., 2004,

 6.Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

Данная разработка может быть использована   как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы  "Классицизм 18 века"....

Изображение поместного дворянства в поэме Гоголя "Мертвые души"

Цель: выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа; совершенствовать навыки анализа текста....

Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина"

Работа посвящена исследованию быта и нравов русского дворянства в романе  А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина"...

Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина"

Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, кол...

мастер — класса: «Система ценностей и особенности воспитания русского дворянства в первой половине 19 века

Из опыта работы по применению элементов технологии критического мышления  на уроках истории на примере использования отрывков литературных произведений для более полного и осмысленного  погр...

Презентация "Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий"

Презентация "Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий". 7 класс...