Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина"
проект по литературе (6 класс) на тему

Работа посвящена исследованию быта и нравов русского дворянства в романе  А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_masha_prazdnikova.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                 «Одинцовская лингвистическая гимназия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Одинцовская лингвистическая гимназия»

              

Номинация: «Исследование»

 

Тема: «Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»

Выполнила:

Ученица 6 г класса

МБОУ Одинцовская

лингвистическая гимназия

Праздникова Мария

Научный руководитель:

Хоруженко Валентина Алексеевна,

учитель  русского языка и литературы

                                                                                             МБОУ Одинцовская

                                                                                 лингвистическая гимназия

 

          

2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Паспорт проекта                                                                                   3  стр.
  2. Введение                                                                                                4 стр.
  3. Русское дворянство в романе  А.С.Пушкина «Дубровский»         5-9 стр.
  4. Русское дворянство  в «Повестях Белкина»                                10-14 стр.
  5.  Заключение                                                                                    15 стр.
  6. Библиографический список                                                             16 стр.

Паспорт проекта:

  • Тема:  «Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»

Номинация: исследование.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Одинцовская лингвистическая гимназия»

Автор: Праздникова Мария, ученица 6 «Г» класса

Научный руководитель: Хоруженко Валентина Алексеевна учитель русского языка и литературы

Объект исследования: произведения А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина»

Предмет исследования : быт и нравы русского дворянства 19 века

 Цель исследования :знакомство с бытом и нравами русского дворянства 19 века.

 Задачи исследования :

  • Анализ романа А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестей Белкина»
  • Привлечение внимания учеников Одинцовской лингвистической гимназии к данной теме

Результаты исследования:

получение новых знаний о жизни дворянства 19 века

Этапы исследования:

  1. Подготовительный (изучение и анализ имеющихся материалов в библиотеке, интернет-ресурсах).
  2. Подготовка проекта.

1.Введение

     

                Общественно-политическая ситуация в России после войны           1812 года может быть охарактеризована как момент, когда      основной, решающей силой общества становится дворянство.         Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь       сближения с народом во время Отечественной войны, выходят       на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне       достойны своего общественного положения?

        Анализирует проблему дворянства и великий русский поэт А. С. Пушкин. Он вырабатывает свой, личный взгляд на эту тему, связанный, во многом, с фактами биографии Пушкина и с его отношением к настоящему и будущему России. В стихотворении «Моя родословная» Пушкин иронизирует над новыми русскими дворянами, которые заняли высокие посты в государстве благодаря интригам и дворцовым переворотам. Настоящими дворянами, теми, кто достоин носить это звание, Пушкин считает людей, принадлежащих к древним дворянским родам. В семьях этих людей сохранились высокие представления о чести и достоинстве, а именно это, по мнению писателя, должно составлять основу дворянского благородства.

           В центре моего исследования - быт и нравы русского                  дворянства в XIX веке.  

                 2.Роман А.С.Пушкина «Дубровский»

     Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено

 рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). 
    Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение
 быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
    Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию. 
    Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем. 
        Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. 
    Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. 
    Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “... более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же. 
         Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура :— значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. 
      Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать.

       Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”. 
      Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. 
        Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту,

Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. 
       Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.                    

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам. 
     

.

                 3. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

       «Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 года в

 Болдине. Творческий подъем, который писатель обыкновенно

чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В

Болдине, по его собственным словам, он «писал, как давно уже не писал». 

      Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал прозой

пять повестей, которые издал в 1831 году, озаглавив их:

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Писатель

хотел скрыть свое авторство, потому что это был первый его

опыт в области бытовой прозы. 
     В «Повестях Белкина» Пушкин расширил круг своих наблюдений. В «Гробовщике» он обрисовал нравы городского мещанства, в «Станционном смотрителе» впервые показал в лице Самсона Вырина униженного человека, мелкого чиновника, жалкая судьба которого вызывает жалость читателя. 
    Замечательно также в «Повестях Белкина» мастерство рассказа – экономного, быстрого, не задерживающегося на подробностях. Занимательность сюжета, тайны, которые раскрываются только к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – все это непрерывно поддерживает интерес читателей и делает повести в высшей степени увлекательными. Так, богатство социального содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы. 
    В первых двух повестях – «Выстреле» и особенно в «Метели» –

изображаются романтические увлечения, свойственные дворянской молодежи. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-ых XІX века широко распространенной среди дворянства модой. Участие в дуэлях считалось каким-то геройством, составляло стиль романтического поведения. Все это и отразилось в «Выстреле», который основан на наблюдениях Пушкина в период его пребывания в ссылке в Кишиневе в начале 20-ых годов. 
       
 Марья Гавриловна, героиня повести «Метель», вся во власти «романтических» настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. «Романтическое воображение» и толкнуло ее согласиться на бегство из родительского дома и на тайный брак с бедным армейским прапорщиком, за которого богатые родители не хотят выдавать ее замуж.   
      Чувства Марьи Гавриловны довольно поверхностны. Неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть иронический намек в повести: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена». 
    Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812-1814 годов, которая входит в действие повести. Здесь описывается общий патриотический восторг, охвативший всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы: «Время  

незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!» 
    В повести «Гробовщик» мы вступаем из военного и помещичьего мира в среду мелких московских ремесленников и торговцев. 
      В этом маленьком мирке интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что другие гробовщики, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую улицу, перехватят у него богатые похороны. К покойникам Адриан относится, как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди при жизни. И даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, герой различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон. 
    Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких ненужных украшений. Всякая мелочь у него характерна – ведет к чему-то, связана со всем прочим. Так, например, простреленные стены в «бедной мазанке», где живет Сильвио, говорят о суровости его нрава, о его времяпрепровождении, о тайной цели, к которой он стремится: «Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». И затем при описании отъезда Сильвио, когда наступает момент осуществления того, к чему он готовился целые годы: «Всё его добро было уже уложено; оставались одни голые,

простреленные стены». 
    Пушкин никогда не вдается в подробные объяснения поступков своих героев, но он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих индивидуальных качеств, социальных навыков и других причин. И угадывает безошибочно, так что мы без всяких объяснений, сразу чувствуем живую правду, видим живых людей со всеми их противоречиями. 
    «Повести Белкина» были поворотным пунктом в истории русской художественной прозы. За ними последовали другие прозаические произведения Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», в которых еще правдивее, еще шире и глубже отражалась русская жизнь. 

        Нет ничего проще написанного, и в то же время нет ничего сложнее пушкинских «Повестей Белкина». Удивительно, но спустя полтора столетия после их написания не умолкают споры о том, что перед нами литературная пародия или добродушный человечный сердечный «мир русской жизни», изображенный под покровом иронии.
        Интересно, что чем больше перечитываешь «Повести Белкина», тем сложнее они тебе кажутся. От первоначальной простоты и ясности не остается и следа. Поведение героев, первоначально кажущееся очень логичным, вдруг предстает совершенно лишенным логики и здравого смысла. (Например, почему Сильвио, всю жизнь мечтавший о мести, щадит графа да

еще и говорит о совести? Почему С. Вырин так убивается по дочери, ведь она счастлива?) 
     Во всех повестях так или иначе звучат вопросы совести и христианской морали. Без понимания основ русской христианской культуры нельзя понять вообще литературу XIX века, тем более пушкинские «Повести Белкина».

     

 

        

         

                                         

   

                                         

                                          Заключение  

     А.С. Пушкин - это мы сами. Наша суть.

     К Пушкину мы идем всю жизнь. Дороге этой для каждого из нас нет конца. Всякий раз на новой, более взрослой ступени нашей жизни с нами новый Пушкин.

    Произведения  «Дубровский», «Повести Белкина» познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом за светлые идеалы.

              А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам. 
           Когда говоришь,  наша земля, наш народ,  вместе с этим так и хочется сказать, наш Пушкин. А затем добавить – РОССИЯ! Родину нельзя, как пирог, разрезать на куски и разложить по тарелке – родина это ощущение. Александр Сергеевич Пушкин для каждого россиянина - одно из самых сильных ощущений Родины. Поэтому так бережно относимся мы ко всему, что связано с именем самого любимого русского поэта, поэтому продолжаем по крупицам собирать историю его жизни и  перечитывать его бессмертные творения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 

  1. Благой Д.Д. Живые страницы. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Белинский.1979 г.-Детская литература, 1979.-540с.
  2. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве, 2004 г. – Русское слово – Москва. 2004.  – 85 стр.
  3. Литературный Петербург, Петроград – альбом – Москва. «Советская Россия». 1991 г. – 334 с.
  4. Музей-усадьба Болдино./Информационно-справочное издание, 2009 г.
  5. Оффенбах П. Все о Пушкине - С-Петербург, Изд.дом А.Громова, 1997  - 317 стр.

6. А.С. Пушкин А. С.  Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука.

      Ленингр. отд-ние, 1977—1979.,Т. 10. Письма., Т.5 Произведения.

     7.  И.И. Пущин. « Записки о   Пушкине.» Москва « Детская Литература ».            1975 г. – 63 с.

     8. А.С.Пушкин «Дубровский», «Повести Белкина»  Москва «Детская           Литература» 1993 г. – 90 с.

 

 

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Конспект урока литературы  в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....

Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина"

Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, кол...

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова....