Все родители мечтают видеть своего ребенка творческим человеком
статья

Шарипова Юлия Гамаровна

 Мы, взрослые, забываем, что дети видят мир по-другому. У них своё измерение времени. В годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому «Детство», нужно быть самому в какой-то мере ребёнком. Нам необходимо учиться  играть вместе с ними. Шалость – лучшее качество ребёнка. Он в этот момент  переустраивает мир вокруг себя. А при правильной организации, творческий процесс учит и аккуратности и порядку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарипова Юлия Гамаровна

педагог-организатор

МАУ ДО «МУК п. Пионерский»

Педагогическое эссе

Все родители мечтают видеть своего ребенка творческим человеком

Творческое развитие ребенка – это не обязательно воспитание именитого композитора, писателя или художника. Это лишь часть в развитии гармоничной и всесторонней личности. Если раскрыть творческие таланты, возможно, он и будет знаменитым. Если нет - он просто получит удовольствие от процесса развития и овладеет определенными и необходимыми ему в жизни навыками.

Мы часто принуждаем детей к соблюдению «взрослых» правил. Запрещаем прыгать, шалить, веселиться. Родители ограничивают творческую деятельность малыша, боясь, что кроха испортит, испачкает что-то в квартире.

 Мы, взрослые, забываем, что дети видят мир по-другому. У них своё измерение времени. В годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому «Детство», нужно быть самому в какой-то мере ребёнком. Нам необходимо учиться  играть вместе с ними. Шалость – лучшее качество ребёнка. Он в этот момент  переустраивает мир вокруг себя. А при правильной организации, творческий процесс учит и аккуратности и порядку.

 Слово игра у меня всегда вызывала особый интерес, настрой и желание поучаствовать.  Игра в мои детские годы была неотъемлемой и главной частью жизни и занимала всегда много времени. Нас детей,  порой было трудно оторвать друг от друга.

Моими любимыми первыми играми были – игры в куклы, в домик. В эти игры можно было играть где угодно, когда угодно и сколько угодно. Всё, что требовалось для игры – это любимая кукла.

 Как не странно, но  и музыкальное занятие в детском саду я принимала тоже за любимую игру. Совместное пение, танцы в парах, музыкальные игры, всё это создавало атмосферу большого праздника. А дома всё  это выливалось в концерт популярной «суперзвезды».

 Во дворе нашей шумной, весёлой компании позавидовать могли даже  взрослые, и лишь некоторые становились  участниками.  Идеи и фантазии рождались сами собой: резиночки, ручеёк, вышибалы, цепи-цепи и многие другие. Так порядка 15 разновозрастных азартных детей бегали, кричали и играли до позднего вечера.

 Невозможно было себе представить, что в современном веке нанотехнологий и кибернетики, дети возьмут и перестанут играть.  

  Игра, всегда будет являться самым жизненно важным фактором в организации жизни ребёнка. Она раскрашивает жизнь ребёнка в эмоциональные краски, создавая яркие незабываемые впечатления. Присмотритесь, и вы увидите, как ребёнок преображается под влиянием увлекательной игры: горящие глаза, свобода в действиях и суждении. Молчаливый ребенок превращается в общительного и разговорчивого, драчун и забияка становится спокойным и вежливым.

 Игра - важное средство воспитания моральных и нравственных качеств, культурных норм поведения и правильных поступков. В игре непременно нужно подчинятся правилам и считаться с другими участниками процесса.

 Ценность игры в том, что в ней есть способность к самовоспитанию. Ребёнок формирует свои черты характера. Умению быть великодушным, добрым, уступить, поделиться и т.п.

Игры в детстве занимают большую часть времени. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В процессе игры рождаются идеи, размышления, креативность, неординарные действия и поступки. Необходимо со стороны взрослых дать вкус, заразить, открыть воображение, а самое главное дать свободу действий.  Азарт, буря эмоций, порыв страсти – это будет первым результатом удачной игры. А дальше - фантазии не будет предела.

Детство - это богатая жизнь! Чем она ярче, тем больше воспоминаний потом.

         Развивать творческие способности можно разными способами, но главное понять внутренний мир своего ребёнка, его задатки и пристрастия.  Это и материал для психологической диагностики малыша.

Рассматривая рисунки, вылепленные фигурки, сконструированные малышом замки, Вы узнаете все о потаенных уголках его души. Важно не критиковать произведения крохи, а умело направлять его деятельность по правильному пути развития, от простого к сложному. Не раздражайтесь, если кроха что-то не понимает или не может сделать, показывайте снова и снова, терпеливо и вдохновенно.

Есть дети, которым движения доставляют удовольствие. Они способны добиваться успеха не только в спорте, в танце, но и в жизни. На них приятно смотреть: спина  прямая, лёгкая походка, гармоничные и скоординированные движения. Движение для них жизнь.

Все дети рождаются разными: по цвету глаз, волос. А внутри несут уже заложенные до рождения особенности и способности. Смогут ли они сохранить эти способности до взрослой жизни, зависит от нас, родителей. Невнимание со стороны взрослых может привести к потере тех удивительных способностей, которые заложила природа.  

Как мне кажется, нужно поверить родителям, прежде всего в себя, в своё предназначение, в свой божий дар. Ведь мама и папа порой самые лучшие педагоги. Слова, интонации для поддержки и помощи найдутся сами собой. Необходимо верить в безграничность успеха своего ребёнка, создавать условия для реализации. А главное помнить, что у каждого ребёнка свой путь, своя судьба, свой выбор.

Я хочу предложить несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Сопровождая творческий процесс рассказами и песнями, вы не только весело проведете время, но и бессознательно разовьете речевую активность ребенка. Предлагаю несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей дошкольного возраста.

Игра «Кто пришёл к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришёл. Какие у него глазки, как красиво он двигается и т.п.». Детям необходимо догадаться: какие звери к ним пришли, и какое у них было настроение.

Игра «»У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию  у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка и тоже «жалеют птичку».

Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики) .

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению  и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом , лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Игра «кто лучше разбудит»

Цель: способствовать у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой- в её

Сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – мама и дочка , потом бабушка и внук и т.п.

Игра «Листочек падает»

Цель:  развивать умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое , то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, ку - ка – ре – ку ! »

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садиться на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, ку – ка – ре – ку !»

Игра «Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображением животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.) Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый  объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так.  Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у-у-у!» побуждает детей повторить их.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый, показывая детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На , Петя!»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель:  продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает  к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так.

Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей - Как помочь своему ребенку в изучении иностранного языка

Несколько советов, которые помогут сделать обучение Вашего ребенка английскому языку успешным...

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В УЧЕБЕ"

Как помочь своему ребенку в учебе для родителей будущих первоклассников...

Тест для родителей "Кто вы своему ребенку?"

Многие психологи считают, что родители, пытающиеся играть роль приятеля в отношениях с детьми, забывают о том, что самой природой им предназначено быть опоро...

"Школа приёмных родителей: Как подготовить своего ребенка к приходу приемного малыша".

Методическая разработка занятия для работы с кандидатами в приёмные родители....

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: КАК ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.

КАК ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливо...

Советы родителям "Каким Вы хотите видеть своего ребенка?"

Родители, помните! Дети учатся у жизни:если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ;если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ;если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗА...