"Психолого-педагогические условия реализации программы "
методическая разработка

Солосятова Екатерина Александровна

"Взаимодействие педагогического коллектива группы в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения". Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsr_osobennosti_raboty_pkg_1_mladshaya.doc521.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия реализации Программы.

Вторая группа раннего возраста от 2 до 3 лет.

http://ds-305.nios.ru/images/2.png

Взаимодействие

педагогического коллектива группы

в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Очень сложный и важный период в жизни детей раннего дошкольного детства – это адаптация к условиям дошкольного учреждения. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от  отличия  между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. И нам, воспитателям, в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно узкого семейного мира в мир широких социальных контактов. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. На эти перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе. Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Задача нашего коллектива, созданиеблагоприятных психолого-педагогических условий в группе раннего возраста, для успешной  адаптации  малышей.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Приучать к горшку, учить пользоваться ложкой и кушать самостоятельно. Создавать условия для общения малыша с другими детьми. А также ненадолго оставлять малыша с близкими взрослыми, без маминого присутствия (бабушки, няни и т.п.)

2 этап – приход в группу детского сада.

Здесь очень важна организация первичного приема и первые впечатления ребенка. Доброжелательность и заинтересованность педагогов. Творческая составляющая атмосферы в группе (сюрпризные моменты, персонажи, игрушки)

В нашей группе ребят вместе с воспитателем встречает кукла-мальчик Эмилька, который живет у нас в  группе и дружит, играет со всеми ребятами.

   Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил наклейку предложенную воспитателем. В следующий раз малыш пойдет в сад и с радостью подойдёт «к своему» шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.

Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. Постепенно увеличивая время пребывания в группе (до прогулки, до обеда, до тихого часа, после тихого часа), мы увеличиваем «рабочий день ребёнка». За это время он знакомится с новыми для него помещениями, знакомится с педагогами и другими детьми.

После двух-трех недель стабильного посещения первой половины дня, и учитывая все рекомендации педагогов, можно впервые остаться на сон. Родителям следует заранее договориться с ребенком о сне. Можно принести любимую пижамку, игрушку. В течение одной-двух недель рекомендуем забирать ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время «тягостного» ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в детском саду. Засыпание проходит  под колыбельные песенки или чтение сказки. По необходимости воспитатели индивидуально присаживаются около кроватки малыша. По окончании тихого часа малышей ждет традиционный сюрприз под подушкой (можно придумать другой ритуал). В этот момент очень важен спокойный, ласковый настрой воспитателя к малышу.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают малыша отрываться от мамы на безопасное расстояние. И главное, он начинает доверять воспитателям. Ребенок уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. Педагоги всегда поддерживают в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит, поиграет и покушает.

                   Возможные проблемы для успешной адаптации

Мы учитываем то обстоятельство, что насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Надо принимать тот факт, что дети в детском саду заболевают чаще, чем дома. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма. Опыт показывает, что сложнее и дольше протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников. Известные трудности в этот период адаптации испытывают дети, привыкшие к общению только с мамой и папой. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины, тормозящие социальное развитие  малыша, умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он негативно относится к воспитателям, что усложнит уход за ними пребывание малыша в детском коллективе.

Задачи воспитания на адаптационный период

1.Создать для детей атмосферу психологического комфорта и в группе, и дома

2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

       - организовать и поддерживать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

       - формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

       - обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

       - воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3.Закладывать основы будущей личности:

      - воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

      - закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

      - закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

В течение первых недель педагоги не принуждают ребенка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон. Привлечение к определенным видам деятельности и режимным моментам происходит постепенно и по желанию малыша.

 

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива.

 

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Мы считаем необходимым перед началом поступления ребенка в дошкольное учреждение, организациюиндивидуальных встреч-бесед с родителями малыша по вопросам его развития. На основе этих бесед, в дальнейшем нами выстраивается   индивидуальный адаптационный план для каждого малыша, учитывая его особенности.  Поэтому очень важно, чтобы родители на таких беседах были искренне с воспитателями, озвучивая важные моменты в развитие и воспитании малыша. Очень хорошо, если родители на такие беседы-знакомства приходят с ребенком. Так же педагоги раскрывают особенности работы детского учреждения, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Очень важно если родители идут на контакт с педагогами, прислушиваясь к их рекомендациям во время всего адаптационного периода. С уверенностью можно отметить, дети таких родителей адаптируются гораздо быстрее. Потому что родители начинают доверять педагогу. Пропадает тревожность мамы, которая усугубляет адаптацию, так как эту мамину тревогу очень чувствует, прежде всего, сам малыш. Также в нашей группе проводиться необходимое индивидуальное консультирование родителей с воспитателями и психологами.

Важным фактором эмоционально благоприятной атмосферы в нашей группе является сотрудничество коллектива группы. Благодаря профессиональному и творческому подходу педагогов, в помещении группы создаются комфортные условия для малышей, будь то игровая и образовательная   деятельность, режимные моменты.

Также очень важный факт, который необходимо учитывать, работая целый день в паре в процессе адаптации, сами педагоги чувствуют себя эмоционально комфортно, при поддержке второго педагога. А как мы знаем, положительно-эмоциональный настрой каждого педагога взаимосвязан   с положительным эмоциональным фоном ребенка. Следует также отметить, что выработка воспитателями единых методов, требований, к поведению ребенка, согласование решений и подходов по его уходу и воспитанию и в детском саду, и дома - это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию.

Стоит также учитывать и личностные данные педагогов нашей группы: открытость, доброта, забота, внимание, чувство юмора, творческий подход, умение согласованно находить решение проблемных ситуаций, взаимовыручка, чувство педагогического такта, позитивный взгляд на жизнь и внимательное отношение к людям, умение находить компромисс, учитывать мнение другого, и конечно любовь к детям.

Делаем вывод, успешная адаптация детей раннего возраста во многом зависит от эмоционально благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

 Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным, малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он находится и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Для лучшего прохождения адаптации и привыкания к педагогам, нашим коллективом группы было принято обоюдное решение 2-4 недели работать по своему графику, не посменно по одному, а вместе целый день, также присутствовать при ежедневном приеме и уходе малышей. В приоритете психологический комфорт и для педагогов в работе с детьми, и для пребывания малышей в группе.

В результате чего, можно уверенно отметить, что адаптация проходит в нашей группе успешно в течение 2-3 недель и малыши с удовольствием начинают посещать дошкольное учреждение.

Если малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью к взрослому в случае необходимости, охотно выполняет просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и у него хороший аппетит, мы можем не тревожиться. Он адаптирован и готов к новым изменениям в своей жизни.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным

Педагогический коллектив группы ежедневно способствует накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений малыша со сверстниками. Также необходимо формировать у каждого ребенка уверенность в том, что воспитатели любят его, как и всех остальных детей, воспитывают отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4. Взаимодействие воспитателя с родителями. Задачи, формы и принципы работы педагога с родителями

Родительское отношение и стиль воспитания в семье определяют и то, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие. Поэтому работа педагогов  нашей группы  строиться в тесном контакте с родителями, выстраивая доброжелательные, партнерские взаимоотношения. Ведь из того, доверяет ли родитель педагогам, и складывается в дальнейшем успешная адаптация малыша, и его комфортное психологическое, пребывание  в детском учреждении.

Чтобы достичь этой̆ цели, педагогический коллектив группы  стремится создавать необходимые условия.

Прежде всего, необходима   полная открытость  для семьи, как с точки зрения получения информации, так и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе.

При организации работы с родителями мы выстраиваем дифференцированный̆ подход - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогической̆ компетентности:

• взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

• учет своеобразия условий жизни каждой̆ семьи, возраста родителей̆, их подготовленности в вопросах воспитания;

• сочетание индивидуального подхода к каждой̆ семье с организацией̆ работы со всеми родителями группы;

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от позитивного психологического настроя, который̆ возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями.

Общение с родителями нашей группы  строиться на основе диалога, главный̆ принцип этого общения - партнерство, равенство психологических позиций.

Главными особенностями общения педагога с родителями является понимание, умение быть самим собою̆, умение видеть проблему глазами собеседника, признать его точку зрения, эмоционально отзываться на нее, отказ от судейской̆ позиции.

Общение строится на основе отказа от критики собеседника, на умении не сводить общение к оцениванию «правильно-неправильно». Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей̆, и  мы надеемся на то ,  что мы предлагаем родителям, должно быть им интересно и полезно.

5. Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

1. Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность

Только взрослый̆ может показать, как можно играть с игрушками. Только взрослый̆ может организовать и поддерживать интересную для малышей̆ игру.

2. Особенность вторая.

Необходимость личной̆ обращенности к ребенку

В раннем возрасте индивидуальный̆ подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький̆ ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

3.Особенность третья.

Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания

Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

Ранний возраст предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным». Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Прежде всего, необходимы естественность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, они быстро угадывают ложь, недоброжелательность, равнодушие. Нужно показать ребенку, что вы  присутствуете в ситуации общения неформально, что вас интересуют мысли и переживания маленького партнера по общению, что вы отзываетесь на них свободно и открыто.

4.Особенность четвертая. Необходимо принимать ребенка

Важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Ребенок должен быть свободен в общении с взрослым; ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни, опыта. Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый постарается понять его и помочь. Другими словами, можно выражать по отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не иметь права оскорблять его личность.

5.Особенность пятая. Необходима эмпатия

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т.е. сочувствие и сопереживание. Это качество дает нам возможность лучше понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или чего даже не осознает.

Для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации

Памятка

Рекомендации родителям на период,

когда ребенок стал посещать дошкольное учреждение

  • Познакомиться с режимом работы дошкольного учреждения.
  • Привести домашний режим в соответствие с распорядком дня   группы.
  • Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
  • Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении, создавать условия для общения с другими детьми: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.
  • По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании: ходить на горшок, пользоваться ложкой, чашкой.
  • Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы.
  • По возможности отдать малыша в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой,  первые несколько дней лучше чтобы его приводили  в детский сад папа, бабушка или дедушка.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его  не на целый день.
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
  • Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день в первые 2-3недели, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не наказывать ребенка за детские капризы.
  • Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

НЕ рекомендуем

- отрицательно отзываться об учреждении и педагогах;
       - не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
       - препятствовать контактам с другими детьми;
       - увеличивать нагрузку на нервную систему;
       - одевать ребенка не по сезону и не в комфортную одежду;
       - конфликтовать дома, наказывать ребенка


Что делать если ребенок плачет при расставании с родителем?

  • Рассказывайте ребенку, что хорошего ждет его в детском саду;
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку;
  • Не затягивайте момент расставания;
  • Принесите в группу свою фотографию;
  • Придумайте и отрепетируйте несколько своих способов (ритуалов) прощания: воздушный поцелуй, поглаживание по спинке, помахать в окошко;
  • Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада, побеседуйте с ним, как прошел его день;
  • После детского сада погуляйте с ребенком на детской площадке;
  • Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;
  • Будьте терпеливы, не ругайте его за капризы.
  • Не давайте обещаний, если не можете выполнить их (приду после сна, приду, когда ты покушаешь и т.д.)

Методические материалы Солосятовой Е.А. |  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.В условиях реализации программы ФГОС.

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.В условиях реализации программы ФГОС....

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Программа «Гармония»

Коррекционно-развивающие занятияс детьми и родителями через систему: ребёнок – педагог-психолог – родитель.ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Психолого-педагогические и лингвистические основы программы развития речи в ДОО.

Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, психолингвистов. Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отр...