Статья "Музыка здоровья"
статья

Мишнева Елена Николаевна

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее классическую, народную, современную, петь, танцевать. И практически не  задумываемся о ее влиянии. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает сильнейшее воздействие на любой организм, не только эмоционально, но и физиологически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_zdorovya.doc118 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка здоровья

  1. Влияние музыки на организм человека.

    Формирование  у дошкольников основ здорового образа жизни возможно не только через физическую культуру, правила гигиены, но и через  музыку.

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее классическую, народную, современную, петь, танцевать. И практически не  задумываемся о ее влиянии. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает сильнейшее воздействие на любой организм, не только эмоционально, но и физиологически.

Со времён античной цивилизации учёные и философы Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.  

Основа музыки – звук, т.е. акустический сигнал, воздействующий на клетки живого организма, изменяя их активность. Одни звуки могут нас расслаблять, успокаивать, другие повышают двигательную активность, создают напряжение и даже могут вызвать стресс.

Все  музыкальные произведения можно условно разделить на две большие группы: эрготропная  и  трофотропная музыка .

Эрготропная музыка

стимулирующая, активизирующая

управляет человеком извне

Трофотропная музыка

успокаивающая, расслабляющая

питает человека изнутри

Преобладающие

Показатели

  • пунктирный ритм;
  •  постепенное ускорение;
  • мажорный  лад;
  • преобладание диссонансов;
  • распространенный динамический оттенок  - форте.
  • ритмы менее выделены;
  •  минорный лад;
  • много консонансов;
  • напевность мелодии;
  • гармоничность.

Реакция организма

Быстрый темп музыки вызывает быстрое, сбивчивое дыхание, которое приводит к поверхностному и рассеянному мышлению и импульсивному поведению.

Повышение сердечно-сосудистого давления; учащение  пульса;

спазмы мускулатуры; раздражение кожи; возбуждение, сходное с состоянием опьянения, опасное для здоровья и даже жизни.

Неторопливый, спокойный темп музыки  замедляет дыхание,

делает его более глубоким, что

даёт человеку возможность расслабиться, контролировать  эмоции, более глубокое мышление,

лучший метаболизм.

Становится спокойнее ритм сердечных сокращений.

 

.  

   При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под её частотные и динамические показатели.

 Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот

В ходе  исследований в области воздействия музыки на человека было выяснено, что громкость звука, превышающая 65 дБ, вредно воздействует на человека: приводит к повреждению и разрушению тонких структур мозга. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки хип-хоп, рок, хард рок, электронная и поп-музыка – пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины . Длительное воздействие низких частот вызывает изменение  гормонального фона, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю,  замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель.  

      Известные русские учёные И.М.Сеченов,С.П.Боткин,И.П.Павлов говорили о необыкновенной способности мелодичных звуков вызывать приятные эмоции, повышать активность коры головного мозга.

Они доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние,  а  уровень гормонов стресса в крови в значительной степени снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку.

Для решения многих психологических проблем и лечения определенных органов, настраивания организм на исцеление, используется звукотерапия – прослушивание игры на определенных музыкальных инструментах:

 Скрипка способствует самопознанию, развивает сострадание, лечит душевные раны.

Флейта снимает озлобленность и раздражительность, помогает излечиться от несчастной любви, очищает бронхи и всю дыхательную систему.

 Арфа и струнные нормализует кровяное давление и работу сердца, помогает при истерии.

Пианино благотворно воздействует на почки и мочевой пузырь, щитовидную железу.

 Саксофон активизирует сексуальную энергию, благоприятен для половой системы.

Звуки балалайки прекрасно исцеляют пищеварительную систему.

 Аккордеон и баян активизируют работу органов брюшной полости.

Орган помогает привести в порядок мысли, гармонизирует потоки энергии в позвоночнике.

Кларнет улучшает кровообращение и избавляет от уныния.

Труба исцеляет радикулит, а цимбалы – печень.

 Барабан стимулирует кровеносную систему, восстанавливает нормальный ритм сердца.

 Гитара, контрабас и виолончель лечат почки, благоприятно воздействуют на сердце и тонкую кишку.

Из этого следует ,что  звучание классических и  инструментов симфонического оркестра оказывают  терапевтическое  влияние на здоровье человека.  

  1. Дети и музыка здоровья.

  1. Музыка в режиме дня

 Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо формировать  у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.  

  Чрезвычайно важно, чтобы дети соприкоснулись с музыкальным искусством как можно раньше. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются на всю жизнь, влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно восполнить в зрелые годы.

Ребёнок должен жить в окружении музыки, но необходимо помнить о том, что музыка не должна звучать постоянно и громко, на протяжении всего дня. Использование  музыки должно быть обусловлено необходимостью включения  в режимные моменты в зависимости от времени суток, вида деятельности и  настроения детей.

  • Утром во время прихода детей в детский сад  уместно звучание лёгких  классических произведений и детских весёлых песен для корректировки эмоционального настроения ребёнка;
  • При подготовке к дневному сну , способствуя расслаблению нервной системы и мышц ребёнка;
  • Во время  пробуждения детей  после дневного сна  десятиминутное использование тихой, нежной  музыки обеспечивает лёгкий и  спокойный переход  из состояния покоя к активной деятельности.

Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений , не поднимая детей с кровати.

  Дети должны  слушать правильную музыку, которая  должна быть источником гармонии и красоты.

Произведения  в стиле рок, поп, металл не должны звучать в детском саду, так как их воздействие на детский организм обладает разрушающей силой.

Наиболее гармонична и сильнее воздействует музыка В.А.Моцарта и его современников. Она активизирует творческие процессы, развивает навыки интуитивного мышления, улучшает настроение, эмоциональное и пространственное восприятие, совершенствует память и способность к концентрации. Под её влиянием дети развиваются быстрее, лучше учатся, становятся более спокойными.  

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Воздействуя на нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие, музыка является основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  1. Музыка и здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое,  целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.

Кроме образовательных и развивающих задач необходимо ставить оздоровительные, такие как:

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- профилактика простудных заболеваний;

- способствовать формированию  культуры здоровья дошкольников.

Основные разделы музыкальной деятельности включают в себя различные виды здоровьесберегающих  технологий.

  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Фонопедический метод  развития голоса (по методу В.В.Емельянова)
  • Дикционные упражнения(ритмодекломация)
  • Ритмотерапия  (ритмические игры,упржнения)
  • Логоритмика
  • Терапия творчеством (звучащие жесты, мимика; игра на шумовых и музыкальных инструментах)

Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации к здоровому образу жизни, профилактике и сохранению эмоционального и физического здоровья.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают;  эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников, профилактика и лечение детских неврозов.

Дети с речевыми нарушениями часто не  контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства,   позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, снимать психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей.

Гиперактивные дети успокаиваются, замкнутые, скованные становятся более открытыми, общительными, а так же формируются практические навыки: игры на музыкальных инструментах, пения, слушания музыки.

Музыка для утреннего приёма детей в детский сад

Задачи:

* Доставлять ребёнку радость, создавать эмоциональный комфорт;

* Способствовать установлению контакта между детьми, их родителями и педагогом.

Музыкальный материал:

-А.Вивальди. «Зима»

- Й. Гайдн. «Детская симфония» (3 часть, финал)

-М.Глинка. «Детская полька»

- В.Моцарт. «Музыкальная шкатулка»

- Г.Свиридов. «Музыкальный ящик», «Весёлый марш»

- П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс цветов»

- И.Штраус. полька «Трик-трак», «Сказки венского леса».

Музыка для сна

Задачи: способствовать расслаблению нервной системы и мышц ребёнка

                Стимулировать дыхание

Музыкальный материал:

- Колыбельные: «Тише-тише», «Спи-засыпай», «За печкою поёт сверчок»,

                           «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай»

- П.Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года»

- Г.Свиридов «Грустная песенка»

- КГлюк отрывок из оперы «Орфей и Эвридика»,

- Ф.Шуберт «Аве Мария»

- Л.Бетховен «Сурок», «Лунная соната» (2 часть)

Музыка для релаксации:

- Альбиони Т. «Адажио»

 - Бетховен Л.»Лунная соната»

- Глюк К. «Мелодия»

- Григ Э. «Песня Сольвейг»

 - Дебюсси К. «Лунный свет»

 - Римский-Корсаков Н. «Море»

- Сен-Санс К. «Лебедь»

- Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

 - Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

 - Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

 

Музыка для пробуждения после дневного сна:

Задача:  обеспечить переход из состояния покоя к активной деятельности.

Музыкальный материал:

 - Боккерини Л. »Менуэт»

- М. Глинка «Детская полька»

- А.Гречанинов. «Материнские ласки»

 - Григ Э. «Утро»

 - Лютневая музыка ХYII века

- Мендельсон Ф. «Песня без слов»

 - Моцарт В. »Сонаты», «Музыкальная шкатулка»

 - Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

- Дж. Россини «Кошачий дуэт»

- Сенс-санс К. «Аквариум»

 - Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка, вальс фа-диез

минор

 - И.Штраус. «Полька пиццикато»

- Р.Щедрин «Юмореска»

Музыка для свободной деятельности детей: 

- Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»

- Брамс И. «Вальс»

 - Вивальди А. «Времена года»

 - Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

 - Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

- Мусоргский М. «Картинки с выставки»

 - Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

 - Шопен Ф. «Вальсы»

 - Штраус И. «Вальсы»

Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана:

 детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма;

 больным отитом;

  детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;

  младенцам с предрасположенностью к судорогам.

ПЕНИЕ

  • ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата. 

Вокалотерапия – это лечение пением.

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее все его тело. Поэтому так важно состояние здоровья поющего,

 

Оказалось, "воспитать" в себе голос можно, научившись управлять определенными мышцами, которые напрямую связаны с пением и речью. Например, для того чтобы ваш голос был упруг и звонок, нужно всегда сидеть, держа спину прямо, втянув низ живота и говорить "грудью".

 

Установка:  «Если  хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь.

Спинку выпрями скорей,

Ножки в пол упри смелей.

Раз! – Вдох!  И запел-

Птичкой звук полетел.

 

Оздоровительный эффект оказывает пропевание гласных  звуков и звукосочетаний     

 Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании  актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, является  массажем внутренних органов,  повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям, профилактики бронхо-легочных заболеваний . Каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека.  

 Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и,   пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью.

Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

Музыкотерапия

  • Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В.Емельянова

Этот метод направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса, направлен на оздоровление голосового аппарата.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо выражают эмоции, познают возможности своего голоса и учатся им управлять.

Игра с ниточкой.

Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно, любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. Так и в пении: ребёнок  может сначала крикнуть, а потом запищать. Он  осознаёт, что это разная механика. Таким образом осваивается интонирование.

Упражнение «Ночные звуки»

 

  • Артикуляционная гимнастика

Основные задачи артикуляционной гимнастики -  выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить их к правильному произнесению фонем.

Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряжённость и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, развить мимику, дикцию.

Примеры:

  • Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы,поговорки,произношение текста шопотом  и без звука, ритмодекламация) позитивно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют укрепить  голосовой аппарат.

Ритмодекламацию можно проводить на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Использование ритмодекламации формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает чёткую дикцию и выразительное исполнение.

Музыкально – ритмические и ритмические упражнения

 

  • Ритмотерапия  включает музыкально – ритмические упражнения, направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняют релаксационную функцию.
  • Логоритмика  направлена на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания, памяти.

Логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения), в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

  •  Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).
  •  Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции,  интонации);
  •  Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).
  • Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в  игре при исполнении ребенком речитатива или песни с движением).
  •  Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.
  •  Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Терапия творчеством (арт-терапия)

Эта методика благотворно действует на психику ребёнка, развивает звуковысотный и ритмический слух, активность внимания, быстроту реакции, память.

Терапевтическое воздействие происходит через различные виды упражнений:  

  • Голосовые ( «Пропой своё имя или имя соседа», «Пропой попевку с различным настроением,  игра «Угадай по голосу»);
  • Упражнения с движениями («Мелодизация различных образов» - дети изображают животных, птиц, явления природы, «Звучащие жесты» - хлопки, шлепки, цоканье, щелчки  другие, сопровождаемые различными видами музыкальных произведений;
  •  Речевые игры в сопровождении движений («Листопад», «Игра в снежки» и др)

Игровой массаж

Задачи игрового массажа: сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье, приобщать дошкольников к основам здорового образа жизни. Массаж, укрепляя организм и содействуя общему развитию, помогает предупредить заболевания.

Пример, массаж спины «Дождь» используются поглаживания, растирания, лёгкие постукивания способствуют расширению капилляров кожи, улучшают циркуляцию крови и лимфы, активно влияют на обменные процессы организма, тонизируют ЦНС.

  •  «Эффект Моцарта»

 Классическая музыка пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку

Исследования показали, что произведения В.А.Моцарта благотворно воздействуют на развитие детей. Под влиянием его музыки дети быстрее развиваются, лучше учатся, становятся более спокойными.

Подобный эффект наблюдается и при прослушивании звуков природы: шумя дождя, морского прибоя, пения птиц и т п..

Двойной эффект приносит использование  звукового сопровождения- игры на колокольчиках во время прослушивания музыкальных произведений Моцарта, помогает детям очистить окружающее пространство от болезнетворных бактерий.

Исследования колокольного звона показали, что в пространстве колокола порождается положительная энергия. Учёные считают, что звуковая волна, распространяющаяся  колоколом, уничтожает в радиусе нескольких км болезнетворные бактерии.

Колокольный звон помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии, восстановить крепкий и спокойный сон.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Детские песни:

- «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)

- «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)

 - «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)

 - «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)

 - «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)

 - «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)

 - «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев) - «Колокола»,«Крылатые качели»из к/ф«Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков

 - «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцков

- «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)

 - «Танец маленьких утят» (французская народная песня) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...