Речевое развитие детей 3-4 лет.
консультация

Речевое развитие детей 3-4 лет: ответы на интересующие вопросы родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие детей 3-4 лет.2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Слайд 2

Возрастные особенности речевого развития детей 3-4 лет. 3 года Произносит все гласные. Появляются свистящие звуки [ С ] , [ Сь ] , [ З ] , [ Зь ] ; допустимы дефекты смягчения и оглушения согласных (зонтик- сёнтик ). Может отстукивать простые ритмы по образцу. Словарь насчитывает больше 1000 слов: формируются обобщающие понятия (игрушки, посуда), уточняются значения. Объем словаря увеличивается за счет жизненного опыта, взаимодействия со взрослыми. Появляются предлоги в, на, у, с. Использует все части речи и строит развернутые предложения (н-р: Мама, купи синюю машину). Происходит оречевление игр: все свои игровые действия ребенок сопровождает речью. 4 года Должны быть уже все шипящие звуки, такие как [ Ш ] , [ Ж ] , [ Щ ] ; д ефекты оглушения и смягчения уходят. Словарный запас достигает более 2000 слов, из которых большее количество составляют существительные. Появляются местоимения ( Я, ты, он, мой, твой), числительные (один, два), прилагательные, обозначающие качество и признаки предметов (холодный, горячий, хороший), наречие (далеко, поздно). Появляются предлоги по, из-за, из-под, союзы чтобы, потому что, который и т.д. Фраза состоит из 5-6 слов. Начинает интересоваться происходящим вокруг, задавать много вопрос (возраст «почемучек»). Словотворчество.

Слайд 3

Н ормы развития речи дошкольников в возрасте 3-4 лет. • Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков ([с],[з],[ж],[ш],[ц],[ч],[щ] и их мягких аналогов, звуков [р] и [л] и их мягких аналогов. • Персеверации в слогах в слов (невеста – венеста , тюльпаны- пальтюны , математика – темаматика и т. д.). • Путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Эля принес игрушку, хочу выпить вода и т. д.) • Неумение создавать полные, логически завершенные рассказы. • Активный интерес к заучиванию, слов, стихотворений, к рифмованию слов. Таким образом, в 3-4 года с нормальным речевым развитием должен уметь: • Называть свое имя, фамилию, отчество. • Называть имена родственников, друзей и знакомых. • Описывать увиденную ситуацию. • Пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов. • Называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный). • Называть действия (сидеть, играть, бегать, убирать). • Обобщать предметы (посуда, игрушки, транспорт, животные). • Изменять громкость голоса, говоря громко и тихо. • Говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным.

Слайд 4

Словарный запас в пределах 3000 слов. Правильно произносит звуки [ С ] , [ З ] , [ Ц ] , [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ] . Пересказывает хорошо знакомую сказку, соответствующую возрасту («Курочка Р яба», «Теремок», «Репка»). В речи использует сложные предложения, состоящие из 4 и более слов («Солнышко спряталось, и пошел дождик», «Мы подрались, потому что Егор меня стукнул»). Словарный запас состоит из 1000 слов. Не произносит некоторые звуки или заменяет их на другие: “ плинц ” вместо “принц”, “сыска” вместо “шишка”. В своей речи использует простые предложения из 2-х слов («Мама пришла», «Налей воды»). Пересказ составляет с помощью наводящих вопросов («Курочка Р яба», «Теремок», «Репка»). Словарный запас состоит только из слов, которые придуманы им самим и непонятны для других. “ Бика “, “Мика”, “кия” вместо имен и всех частей речи, использует лепетные слова. Не произносит некоторые звуки, не договаривает окончание или начало слов. Говорит отдельными словами, предложения не составляет, на вопросы отвечает своим придуманным языком. Пересказ не составляет. Использует в речи жесты .

Слайд 5

Вопрос: Какие признаки в речи ребенка должны сигнализировать родителям о том, что пора обратиться к логопеду? Ответ: Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов). Речь смазанная, невнятная, много нарушенных звуков. При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. - Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы. - Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Слайд 6

Вопрос: Могут ли родители сами исправить дефекты в речи? Ответ: зависит от сложности речевого дефекта, лучше всего обратиться к специалисту.

Слайд 7

Вопрос: В ызывают ли задержку речи планшеты, современные гаджеты? Ответ : Да. Нужно, чтобы родители проверяли все предлагаемые ребёнку приложения и принимали непосредственное участие в играх, то есть играли вместе с ребенком не более 20 минут в день.

Слайд 8

Вопрос: Как быстро можно поставить звуки С,Ш,Р? Регулярности посещения занятий ребенком. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов : Выполнение домашнего задания с родителями. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка.

Слайд 9

Вопрос: Может ли наличие аденоидов мешать речи ребенка? Ответ : Да.

Слайд 10

Двуязычная семья Вопрос: Может ли ребенок от лени не говорить предложениями? Ответ: Нет. Скорее всего у ребенка низкая потребность в речевом общении. Индивидуальный темп Отсутствие необходимости Неблагоприятная психологическая обстановка

Слайд 11

Вопрос: С какого возраста рекомендуется изучать иностранные языки детям? Ответ : У каждого ребенка он индивидуален, главное условие, чтобы ребенок хорошо овладел речью на своем родном языке. От изучения иностранного языка в раннем возрасте лучше отказаться, если: р ечь смазанная и нечеткая, ребенок говорит быстро или медленно; р ебенок начал говорить значительно позже, чем сверстники; у малыша алалия, ЗРР или ОНР.

Слайд 12

Вопрос: Старший ребенок учится в русскоязычном классе, как общаться с младшим на русском или на якутском языке? Ответ: Желательно, чтобы семья общалась на одном языке.

Слайд 13

Вопрос: Как лучше говорить с ребенком: взрослым или детским языком? Ответ: Правильная речь – главное условие речевого развития ребенка: что мы говорим, выступает образцом, которому подражает ребенок.

Слайд 14

Вопрос: В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Ответ: Чем раньше, тем лучше.

Слайд 15

Вопрос: Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед? Ответ : Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы в речевом развитии, то лучше обратиться к специалисту.

Слайд 16

Вопрос: Если ребенок медленно развивается физически, то речевое развитие тоже отстает ? Ответ: Зависит от индивидуальных особенностей ребенка, какое нарушение идет первично.

Слайд 17

Вопрос: Может ли ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется а окружении нормально говорящих сверстников? Ответ: Нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка, однако не всегда ребенок может справиться с проблемами самостоятельно.

Слайд 18

Вопрос: Самые эффективные упражнения которые можно выполнять дома?

Слайд 19

Р азвитие артикуляционного аппарата

Слайд 20

Речевое дыхание Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое . Неречевое дыхание - это наш обычный вдох и выдох. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что выдох у него более продолжительный. Для того, чтобы ребенок говорил спокойно, плавно, с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков, т.к. произнесение звуков требует сильной, направленной воздушной струи.

Слайд 21

Зачем развивать фонематический слух? Фонематический слух – это умение узнавать и различать речевые звуки. В 3-4 года ребенок овладевает навыком различения сходных звуков на слух и в собственном произношении. При нарушении могут не различаться: - пары звонких и глухих согласных ( КоЗа-коСа ); твердых-мягких (Лук-Люк ); свистящие-шипящие ( мыС-мыШь ); п арные соноры (Рак-Лак) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Речевое развитие детей на разных речевых этапах

Презентация для молодых воспитателей....

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...