Нарушение осанки.
консультация
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений осанки учащихся.
Одной из наиболее острых проблем, связанных с нарушением здоровья детей в школьный период их жизни, следует считать нарушение осанки. По данным статистики, 80% школьников к концу обучения имеют нарушения подобного рода, которые с возрастом становятся трудноразрешимыми проблемами. Так, например, "болезнью школьника" называют сколиоз, потому что приобретают его чаще всего в школьные годы.
Больше всего подвержены сколиозу школьники 6-7 и 12-15 лет, именно в этом возрасте очень быстро растет скелет. Неудивительно, что мышцы, призванные поддерживать позвоночник в прямом положении, не справляются с нагрузкой. Учащиеся низко склоняются над партой, горбятся, одно плечо становится выше другого, и позвоночник деформируется. На ранней стадии такой дефект еще можно исправить, однако, если вовремя этого не сделать, врачам остается лишь диагностировать сколиоз.
Основными причинами патологии позвоночника детей являются: постоянный дефицит движения, т. е. гиподинамия, которая начинается с первого дня прихода ребенка в школу и неправильная организация школьного режима. С первого класса дети первую половину дня проводят сидя за партой, что обусловливает антифизиологическое положение позвоночника и атрофию длинных мышц спины. В положении "сидя" позвоночник испытывает наибольшую нагрузку, в межпозвоночных дисках создается перенапряжение, в результате - смещение, ущемление дисков, искривление позвоночника.
Положение усугубляется использованием не всегда адаптированной к росту ребенка школьной мебели, неправильной позой во время сидения, постоянным статическим стрессом, приводящим к физическому и психологическому утомлению учащихся.
В школьный период на осанку детей и подростков негативно влияют):
− избыточное проведение времени в сидячем положении в процессе учебы и отдыха;
− несоответствие гигиеническим требованиям школьных ранцев по массе.
− форме и использованным материалам;
− несоответствие гигиеническим требованиям обуви учащихся (как уличной, так и сменной).
В связи с этим в плане здоровьесбережения детей первоочередным в деятельности школы является профилактика заболевании опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки.
О вредном воздействии на позвоночник тяжелых портфелей и ранцев (особенно в начальной школе) давно "бьют тревогу". Тем не менее проведенные контрольные взвешивания показали, что масса пустого портфеля доходит до 1,5 кг, а заполненного - до 8 кг.
При покупке ранца родители часто руководствуются критериями - модно, престижнее, а не критерием здоровьесбережения.
Поэтому ниже приводим нормы массы портфеля и рекомендации по выбору функционального ранца.
Рекомендации по выбору функционального ранца:
− длина - 300-360 мм;
− высота передней стенки - 220-260 мм;
− ширина - 60-100 мм;
− длина плечевого ремня - 600-700 мм;
− ширина плечевого ремня:
− верхнем отрезке (на протяжении 400-450 мм) - 35-40 мм;
− в нижнем отрезке - 20-25 мм.
Максимально допустимая масса портфеля:
− для учащихся 1-2-го класса - 2 кг 200 г,
− для учащихся 3-4-го класса - 3 кг 200 г.
Решить проблему, связанную с избыточной массой портфелей, можно путем использования в школе специальных шкафчиков с индивидуальными ячейками для хранения второго комплекта учебников, канцтоваров, личных предметов учащихся. Их можно разместить в классе или рекреации.
Основные требования, предъявляемые гигиенистами к детской обуви:
− натуральные материалы снаружи и внутри;
− гибкая подошва, которая не должна быть высокой;
− фиксированный задник с мягким верхом и закрытый носок.
Наличие каблука с максимальной высотой:
− для дошкольников - 10 мм;
− для школьников - 20 мм;
− для подростков - 30 мм.
конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутри обувного пространства.
Важно отметить, что у людей различных рас и национальностей стопа отличается полнотой и строением. Поэтому обувь, изготовленная для жителя южных и восточных регионов, будет неудобна для россиянина. Учитывая этот факт, назовем отечественных производителей детской обуви, продукция которых в результате экспертной оценки признана соответствующей выдвигаемым требованиям.
Данные рекомендации выработаны по результатам исследований, проводимых в рамках Городской экспериментальной площадки «Формирование здоровьесберегающей среды для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в непрерывной модели "детский сад – начальная школа".
Источник: журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»
Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема: «Тренировка баланса для к...
Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей школьного возраста и влияние правильной осанки на физическую и умственную работоспособность школьника.
Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки....
Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.
Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников....
Тема урока: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».
Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной ...
Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"
Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"...
Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.
Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...
Метадическая разработка «Путешествие в Страну Хорошей осанки» (профилактика нарушения осанки)
ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.ЗАДАЧИ:Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятия о...