Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии
тест

Ирина Всеволодовна Козева

Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. 

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а так­же постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия это:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл типовые задачи УУД география25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяется четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

1. Личностные  УУД позволяют формировать готовность к жизненному и личностному самоопределению, знанию моральных норм, умению выделить нравственный аспект поведения. Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Задание № 1  «Верные – неверные утверждения» 

Приём прогнозирования поможет развить способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала.

Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

«Верные – неверные утверждения» 6 класс

1. Евразия – самый маленький материк Земли.

2. Австралия – открыт последним из материков Земли.

3.  Тихий океан – самый глубокий из всех океанов.

4. Экватор пересекает только три материка.

5. Нулевой меридиан пересекает Африку.

«Верные – неверные утверждения»7 класс

1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.

2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.

5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

Методический прием «Верите ли вы, что …» 6 класс

- что суша занимает 3\4 поверхности Земли?

- что Океаны Земли никак не связаны между собой?

- что вода в морях и океанах пресная?

- что подземные воды никогда не выходят на поверхность?

- что ледники, это скопления пресного льда на суше?

Задание № 2 «Дети капитана Гранта».

Формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ориентироваться в окружающем мире с помощью информации.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить задания, включённые в текст.

Материал: отрывок фильма «Дети капитана Гранта», карточки с текстом, карта атласа, контурная карта.

Текст.

Из брюха пойманной акулы вынули бутылку, где была найдена записка: «7 июня 1862 года трехмачтовое судно „Британия“, из порта Глазго, затонуло у берегов Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант попытаются достигнуть берега, где попадут в плен к жестоким индейцам. Они бросили этот документ под… градусами долготы и 37° 11’ широты. Окажите им помощь, иначе их ждет гибель». И пришлось героям романа совершить полное приключений путешествие вдоль 37 параллели.

Почему герои романа не смогли установить точное место кораблекрушения? Вы капитаны кораблей и ваш долг помочь детям капитана найти их отца и спасти тех, кто просит о помощи.

Задание № 1.

Ваша задача – определить возможные места нахождения капитана Гранта.

Критерии оценки:

умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

2. Регулятивные  УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии,

- способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Задание №1: «Глобус и карта, план местности».

Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания, работать в группе, распределять задания, контролировать себя и товарищей.

Описание задания: обучающиеся получают карточки с заданием для групп, планируют и оценивают результат своей деятельности с помощью учителя.

Материал: карточки с заданием, план местности, глобус, карты атласа, тетради, ручки, линейки.

Инструкция: С помощью таблицы, работая в группе, сравните возможности карты, глобуса и плана местности.

Задание.

Сравните глобус, план и карту, дайте рекомендации для их использования.

Критерии оценивания:

  • постановка целей;
  • умение предвидеть возможные результаты своей деятельности;

самоконтроль и оценка своей деятельности.

Задание №2 «Найди ошибку».

Формирование умения определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, слаженно работать для осуществления цели; оценивать правильность выполнения задания; вносить необходимые коррективы после завершения задания на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; развитие интереса к географии, внимательности, умения применять полученные знания.

Описание задания: Класс делится на пары. Каждая пара получает карточку с необходимым текстом. Необходимо найти ошибки в тексте.

Инструкция:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Вспомните особенности природных зон Африки.
  3. Каждый выскажите свою точку зрения.
  4. Приступайте к выполнению задания.
  5. Проверка выполнения учащимися-консультантами.
  6. Работаем над ошибками.
  7. Самооценка своей деятельности. 

Текст. В саваннах Африки

Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они

преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому.

Критерии оценивания:

  • · правильность выполнения задания;
  • · умение найти и исправить свои ошибки;
  • · умение прислушиваться к мнению друг друга, слаженность работы;
  • · уважение и доброжелательные отношения;
  • · умение давать самооценку своей деятельности. 

3. Познавательные УУД

Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.

Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более полным, глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

Задание № 1: урок-практикум по теме «Географическая карта»

Формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ориентироваться в окружающем мире с помощью карт атласа.

Описание задания: учащимся предлагаются  задания на карточках с учетом индивидуальных способностей.

Задания:  Вариант-1 (базовый уровень)

1. Определите географические координаты: водопад Виктория, город Каир (Обозначить на контурной карте названные географические объекты).

2. На каком расстоянии друг от друга находятся эти географические объекты?

3. В каком направлении от г. Каира находится водопад Виктория?

Вариант – 2 (повышенный уровень)

На контурной карте обозначьте найденные объекты:

1) 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69 ю.ш. и 91 з.д. Как он называется и в каком океане находится?

2) На большом острове, центральная часть которого расположения на 19 ю.ш. и 47 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте  определите, какой это остров.

3) На 80с.ш. и 14 в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия.

Критерии оценки:

умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Здание № 2 «Найди лишнее».

Создание мотивации на успех для каждого учащихся, формирование положительного отношения к процессу обучения и логического мышления, развитие интереса к географии и личностных качеств: стремление к достижению целей, трудолюбие, внимание, терпение.

Описание задания: учащимся предлагается внимательно прочитать карточки и найти лишний объект в каждой цепочке и объяснить свое решение.

Подготовительный этап – работа с картами атласа.

8 класс. Природа России. [3]

1) Лаба, Казбек, Егорлык, Скалистый, Кунгур, Маныч, Кубачи; 

(Ответ: Кунгур – находится на Урале, а все остальные – на Кавказе)

2) Пенжина, Оймякон, Джугджур, Ямал, Бурея, Терпения, Певек;

(Ответ: Ямал – полуостров в Западной Сибири, а остальные объекты – с Дальнего Востока)

3) Селигер, Эльтон, Кижи, Вилюй, Жигули, Вятка, Хибины.

(Ответ: Вилюй-река Восточной Сибири, а остальные объекты находятся в европейской части России )

6-7 классы. Гидросфера.

1) Баффина, Саргассово, Белое, Карпентария, Тасманово.

(Ответ: Карпентария, так как это залив, а другие объекты- моря).

2) Пиренейский, Скандинавский, Гренландия, Индостан, Балканский.

(Ответ:  Гренландия, так как это остров, а другие- полуострова).

3) Бенгальский, Мексиканский, Берингов, Бискайский, Калифорнийский.

(Ответ: Берингов, так как это пролив, а остальные объекты- это заливы).                                                      

4) Верхнее, Чад, Титикака, Лобнор, Чёрное.

(Ответ: Чёрное, так как это море, а остальные- названия озёр).

5) Гибралтарский, Ла-Манш, Суэцкий, Карские Ворота.

(Ответ: Суэцкий, так как это канал, а остальные объекты- проливы).

Критерии оценивания:

  • умение находить верный ответ;
  • умение аргументировать свой выбор;
  • умение работать в группе.

4.  Коммуникативные УУД

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • игровые задания;
  • групповая работа по составлению кроссвордов, ребусов, чайнвордов, тестов;
  • групповое исследование;
  • отзыв на работу товарища;
  • создание проектов;
  • подготовьте рассказ;
  • задания на диалоговое общение;
  • совместное рисование; 
  • компьютерная презентация;
  • опишите объект, явление и т.д.

Задание №1: «Сотрудничество».

Формирование умения устанавливать рабочие отношения и способствовать продуктивной кооперации.

Описание задания: учащимся предлагается с помощью текста учебника выполнить задания на карточках. Класс делится на четыре группы. Каждая группа составляет характеристику одной из рас, заносит результаты своей работы в таблицу «Расы Земли», отвечает на поставленные вопросы. Затем в классе идет обсуждение полученной информации.

Материал: учебники, тетради, ручки, карточки с заданиями.

Инструкция: учащиеся получают карточки с заданиями и приступают к их выполнению.

Задание: Заполните сводную таблицу «Расы Земли».

Таблица

Расы Земли

 

Расы

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2 «Групповая работа».

Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4–6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.

Тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые»

Работают три группы.

Этап проверки знаний.

Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание:

1-я группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.

2-я группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.

3-я группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.

 Этап – практическая работа.

Задание: пользуясь планом, опишите предложенные группе образцы горных пород и минералов. Результаты занесите в таблицу.

Название

Цвет

Блеск

Твёрдость (определяем по шкале)

Применение

Ссылки на источники

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года №1897
  2. А.Г.Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли; система заданий. Пособие для учителя. М,: Просвещение, 2010.
  3. География. 6-8 классы: олимпиадные задания/ авт.-сост. Т.К. Торопова, И.В. Кривоногова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 83 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики

В данной работе  представлены некоторые типовые задачи для формирования УУД на уроках физики. Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания,...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики (8-9 класс)

В работе представленыы методиеские рекомендации по ормированию универсальных учебных действий на уроках математики в 8-9 классах....

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Типовые задания, нацеленные на развитие личностных универсальных учебных действий...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены теоретические вопросы о видах универсальных учебных действий и их роль в современном учебном процессе, а также приведены типовые задачи по формированию универсальных учебны...

Доклад "Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики"

Педагогические чтения«Информационно-методическая компетентность педагога сельской общеобразовательной школы»...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действийна уроках математики...